Сегодня:
ТОР » Мнения » Игорь СПИРИДОНОВ: КАК ЭТО БЫЛО... Об истории появления тюменской набережной

Игорь СПИРИДОНОВ: КАК ЭТО БЫЛО... Об истории появления тюменской набережной

Игорь СПИРИДОНОВ: КАК ЭТО БЫЛО... Об истории появления тюменской набережной

  Зачастую весной невозможно определить, до какого уровня может подняться вода в реке Тура. Она берет начало на восточном склоне Среднего Урала, а снег там тает очень быстро. А ещё Тура, как известно, входит в бассейн Оби. На севере снег сходит позднее, и по этой причине паводок каждый раз непредсказуем.
  Вопрос о необходимости строительства набережной на правом берегу реки будировался с 1980 года. Дело в том, что годом ранее в Тюмени случилось наводнение. Уровень воды в реке повысился до 924 см., тогда как средняя высота весеннего подъёма была обычно на отметке 5–7 метров. Построенную дамбу прорвало. А она должна была уберечь от стихии заречную часть города и посёлок ДОК, где проживало 15 тысяч человек. Ущерб составил 170 миллионов — огромные деньги по тем временам. И вопрос о проведении комплексных работ по укреплению правого берега Туры, что называется, назрел. В институте «Тюменьгражданпроект» подготовили документацию на строительство набережной от улицы Володарского до Кирова и от Володарского до Республики. Первый участок начали строить в начале 1990 г. в виде вертикальной стенки из железобетонного шпунта. Но из-за отсутствия финансирования всё остановилось. Эта часть набережной осталась не заанкерованной, не засыпанной. Не было инструментального и водолазного обследования. Не был решён вопрос сброса грунтовых и поверхностных вод через конструкцию набережной. Не выполнены расчёты устойчивости для определения её дальнейшего использования в качестве берегоукрепления. Одним словом, всё, что удалось построить, постепенно стало разрушаться.
  В 1993 году пост главы Администрации Тюмени занял Степан Михайлович Киричук, и тут же город заключил договор с фирмой «Уником» из Санкт-Петербурга, которая имела опыт работы по инженерной защите береговой полосы от наводнения. Провели комплекс инженерных и гидравлических изысканий, обследовали русло реки на протяжении 35 километров. Выяснилось, что излучина от речпорта до Свято-Троицкого монастыря размывается с интенсивностью до полутора метров в год.

  Но в то же время, вопреки проекту регенерации историческою центра, на ул. Кирова стал строиться таунхаус «Белоснежка и семь гномов», а этого категорически нельзя было делать, так как ближайшие к берегу особняки могли сползти под откос.
Весной 1997 года мне, будучи директором департамента градостроительства Администрации города, вместе с главным архитектором Тюменской области А. Отрадновым пришлось принять участие в работе выставки «Строительство и архитектура» в Новосибирске. К нам в гостиницу приехал представитель генерального директора АО «Сибречпроект» Е. Сусликова и передал его просьбу посетить институт.
Поехали. Там нам показали выставку гидротехнических объектов Ямала и Югры — портовые сооружения, построенные в Ямбурге, Надыме, Харасавее, прогулочную набережную в Ханты-Мансийске…
  Все они были запроектированы и построены компанией «Содружество», в составе которой были АО «Сибречпроект» (генеральный директор Сусликов Евгений Иванович, г. Новосибирск), единственная проектная организация по проектированию объектов речного транспорта в России; АО «Гилан» (генеральный директор Ильин Андрей Анатольевич, г. Надым), специализирующееся на строительстве портов, причальных и берегоукрепительных сооружений, городских набережных; ОАО «Запсибгидростройсервис» (генеральный директор Гончаров Виктор Викторович), правопреемник треста «Запсибгидрострой», имеющее 20-летний опыт строительства портов в Западной Сибири, единственный в стране изготовитель и поставщик сертифицированного трубчатого сварного металлического шпунта, защищённого патентами. Все они находились в творческом и деловом союзе.
  В итоге нам предложили силами «Содружества» построить в Тюмени набережную с применением трубчатых шпунтовых свай. Видимо, сибиряки уже знали о гидрологической ситуации, сложившейся в городе, для ликвидации которой понадобится применить непростые инженерные решения.

  Мною было доложено об этом С. Киричуку, и я предложил использовать этот шанс и дать согласие на строительство набережной. Конечно, затраты будут большие, но надо выбирать: или будем жить с риском природной катастрофы, или обретём спокойствие и красивую набережную. В прошлом году, напомнил я, напротив бывшего дома купчихи М. В. Вьюновой (ул. Семакова д. 1) произошло обрушение берега, и от его бровки до дома осталось 60 см. Совершая поездку по Западной Сибири в 1897 г., в этом доме останавливался русский флотоводец, океанограф, вице-адмирал Степан Осипович Макаров.
  Степану Михайловичу надо было принять непростое решение. В то время в СМИ периодически появлялись статьи, в которых заявлялось, что в «Белоснежке и семь гномов» живёт глава города. Дескать, построил коттедж и теперь спасает его. В действительности же С. Киричук как жил на ул. Мира возле кинотеатра «Октябрь», так и продолжал там жить, и никакого коттеджа у него не было. И если бы он не принял решение о строительстве набережной, то мы сегодня не имели бы того, что имеем сейчас.
  С. Киричук встретился с губернатором Л. Рокецким, который поддержал предложение о строительстве набережной. Было принято решение о финансировании работ из трёх источников: федерального, регионального и местного. Финансирование из федерального бюджета взял на себя Г. Райков — в то время депутат Государственной Думы РФ, из регионального бюджета — зам. губернатора В. Чикишев, а финансирование из местного бюджета было поручено С. Киричуком своему первому заместителю В. Терентьеву, который в дальнейшем оказывал постоянную поддержку в решении проблемных вопросов.

  Объявили конкурс по укреплению правого берега реки Туры и строительству набережной. В нём могли участвовать только предприятия с тюменской «пропиской», и работы надо было проводить со стороны реки — «с воды». На участие в конкурсе заявилось пять предприятий, в том числе и АО «Гилан», которое находилось в Надыме, но на заседание конкурсной комиссии они представили свидетельство о регистрации компании в областной столице. Конкурс проводился дважды, и дважды его единогласно выигрывало АО «Гилан».
  Первые технические совещания по вопросу начала проектирования и строительства набережной правого берега Туры в Тюмени было проведено 19 марта 1998 г. с присутствием всех заинтересованных лиц: Мандрова Петра Михайловича — начальника управления капитального строительства Администрации Тюмени, Моргуна Эдуарда Михайловича — генеральною директора АО «Градъ», Ильина Андрея Анатольевича — генерального директора АО «Гилан», Гончарова Виктора Викторовича — генерального директора АО «Запсибгидростройсервис», Морозова Виктора Ивановича — главного инженера ОАО «Сибречпроект».
  После того, как все организационные вопросы были сняты, началась напряжённая работа. АО «Гилан» из Надыма перебазировалось в Тюмень. Управление капитального строительства администрации города заключило договор генподряда. Первоочередным объектом строительства набережной вертикального профиля стал отрезок от ул. Володарского до ул. Кирова. Порядок проведения работ был детально расписан до 2000 года включительно.
  4 ноября 1998 года генеральный директор АО «Гилан» А. Ильин показал с теплохода членам штаба по строительству набережной, что удалось сделать за восемь месяцев.
  Мы увидели шпунтовую металлическую стенку длиной 400 п. м., забитую с плавучего технологического комплекса. Убедились, что в принятом решении не ошиблись. Строительство постоянно освещалось в еженедельнике «Квартирный вопрос» главным редактором С. Ахмеднабиевой, членом штаба. А спустя месяц в СМИ развернулась дискуссия: нужна ли набережная? В ней приняли участие архитекторы, экологи, строители, гидротехники, а так же простые горожане. Вывод однозначен — строить. И срочно!
  Дело в том, что участок правого берега реки Туры неумолимо и быстро разрушался. Особенно в районе моста, соединяющего заречную часть города с улицей Челюскинцев и параллельными ей улицами Кирова и Семакова.
  Стало очевидным, что водная стихия атакует берег не только со стороны самой реки, но и разрушает его изнутри грунтовыми водами. Усугублял положение и сам берег — суглинистый, тяжёлый и перенасыщенный влагой. И если с реки ещё можно было бороться путём устройства набережной, наружная стена которой защищала бы берег от подмыва, то нейтрализация подземных водных горизонтов выглядела делом далеко не простым. К тому же образующиеся от воздействия на грунт талой дождевой водой овраги то и дело разрушали береговую линию. Плюс к этому оказалось, что значительная часть грунтовых вод имеет техногенный характер. То есть имелись течи из старых, изношенных теплотрасс, канализационных коллекторов и прочих водостоков неучтённого характера. Нужно было решать, каким образом предотвратить дальнейшее разрушение берегового склона со стороны прилегающих улиц.
  Для изучения этой проблемы АО «Гилан» привлёк тюменский институт «Гипроводхоз», который выдал проектную документацию на очень сложное инженерное сооружение под названием «дренаж глубокого заложения».
  Таким образом, к 2007 году факторы, влияющие на подмыв берега реки и проблемы воздействия на него грунтовых и иных вод, были ликвидированы. Задача по обустройству и защите правого берега Туры была выполнена. Все гидротехнические сооружения «одеты в бетон», гранит, плитку и брусчатку.
  Мы должны быть благодарны губернаторам Тюменской области Сергею Собянину и Владимиру Якушеву, также поддержавшим решение о строительстве набережной, именно они и довели её строительство до логического завершения, правда, с другим генподрядчиком — АО «Мостострой — 11».
  В последние дни минувшего года (ровно через 20 лет!) набережная Туры протяжённостью 3010 п. м. была введена в эксплуатацию. Это единственная в России набережная, которая имеет четыре уровня, соединённых разнообразными лестничными переходами, что вызвано сложным рельефом берега, а его высота составляет 22 метра.
  Паводковая вода теперь бьётся о её наружную стену. Возле самой реки тянется, повторяя её изгибы, первая прогулочная зона. Метрах в тридцати выше идёт главная — широкая, бульварная. Далее на крутояре проложены ещё две. На набережной удачно выполнены дизайнерские решения организации пространства, гармоничное сочетание гранитной облицовки, газонов, цветников, фонтанов и систем освещения. Посредством бронзовых изваяний и барельефов всем гуляющим ненавязчиво напоминают об истории Тюменской области и его центра — города Тюмени, первопроходцах Сибири. Теперь горожане и гости города могут прогуливаться по ней от памятника старины Свято — Троицкого мужского монастыря до Ильинского женского монастыря. Набережная впечатляет своей красотой. В дни города в прошлом году на ней одномоментно гуляло свыше 25 тыс. человек, и она стала излюбленным местом прогулок жителей и гостей города.
Просмотров: 1 089
Комментарии:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда: