Сегодня:
ТОР » Персоны » Владимир ЧИРСКОВ: От механика до министра
Владимир ЧИРСКОВ: От механика до министра
Владимир ЧИРСКОВ: От механика до министра
Государственный деятель
Сегодня Владимир Григорьевич Чирсков является почётным президентом Российского Союза «Нефтегазостроителей», занимается объединением организаций этого направления и активацией их деятельности на развитие ТЭК России, является доктором технических наук, профессором, автором и соавтором свыше 120 печатных трудов и изобретений в области строительства нефтяной и газовой промышленности. Награжден орденом Ленина, орденом Октябрьской революции, орденом Трудового Красного Знамени, медалями «За Трудовую доблесть» и т.п., имеет звания «Почетный разведчик недр», «Почетный нефтяник», «Почетный работник газовой промышленности», «Почетный работник Миннефтегазстроя СССР», «Заслуженный нефтегазостроитель» и далее по большому списку.
Дата публикации: 23-04-2016, 10:37
Информация Биография Награды Мнения людей

…Школа находилась в восьми километрах от села, где с родителями  жил семиклассник Володя Чирсков. Чтобы вовремя попасть на уроки, он уходил из дома засветло. Так на протяжении двух лет, без единого прогула - и в жару, и в непогоду. По дороге успевал и пройденный материал повторить, и представить, как сядут они с отцом на досуге собирать из подручных «железяк» очередной полезный в хозяйстве механизм. Вообще о многом думал целеустремленный паренек, шагая то по осенней хляби, то по скрипучему снегу, одного только никогда не предполагал - стать в будущем министром. Но как говорится, человек предполагает, а Бог располагает… 
 
Счастливая семья. Саратов, 1940 год

По отцовским стопам

Большая заслуга в личностном и профессиональном становлении нашего героя принадлежит родителям. Его отец, Григорий Григорьевич Чирсков, мог бы стать прообразом героев для произведений таких великих советских писателей, как Василий Аксенов или Михаил Шолохов. По семейному преданию, предки Чирскова-старшего были родом из казацкой станицы Чирской на Дону. И характер он имел классический - казацкий. Немногословный, трудолюбивый, исключительно ответственный и беспредельно честный он мог рубануть с плеча так, что мало не покажется, если кто-то покушался на его принципы. 

Вступив в партию еще в 1931 году, Григорий Григорьевич до конца своих дней свято верил в правоту ленинских идей и победу коммунизма. За это и боролся, не думая о последствиях. Позже, в своих мемуарах, Владимир Григорьевич воспроизведет слова, которые отец произносил, возвращаясь с регулярных райкомовских разборок: «Да, я - коммунист и обязан подчиняться партийной дисциплине. Но мной не должны командовать люди, не разбирающиеся в деле, которому обучен, которое знаю досконально. И потому глупых указаний выполнять не собираюсь!».

В 1938 году механик Григорий Чирсков прошел сокращенный курс Саратовского сельскохозяйственного института, казалось бы, карьера должна была пойти в гору, но в этом же году едва не угодил под жернова репрессий. Из-за доноса злопыхателей был отстранен от работы, семья со дня на день ждала его ареста. Спас счастливый случай. Григорий Григорьевич написал письмо Сталину и передал с проверенным человеком. До всемогущего адресата послание, скорее всего, не дошло, но что-то сработало - в самый последний момент обвинение сняли.

По традиции того времени Григория Григорьевича с красным знаменем провезли по колхозам. И везде объявляли, что Чирсков  - не враг народа, а настоящий коммунист.  Мария Прокофьевна Чирскова, на которой держался семейный быт, была полной противоположностью своего ершистого супруга. Окончившая всего четыре класса школы, тихая, чуткая, любящая женщина мгновенно улавливала настроение мужа, умело сглаживала острые углы, делила с ним беды и радости. 

Из-за правдолюбия Чирскова-старшего, которого случившиеся неприятности не сделали более сговорчивым, паре пришлось изрядно поколесить по Саратовской области. Их единственный сын Володя родился 24 апреля 1935 года в селе Питерка, а в школу пошел уже на станции Лепихиновка. 

На дворе стоял суровый 1943 год. Населенный пункт находился километрах в шестидесяти от Сталинграда. Кровопролитные бои гремели совсем рядом. Станционные прятались от бомбежек по подвалам, а во время затишья работали с удесятеренной энергией.  Григорий Григорьевич директорствовал на Лепихиновской машинно-тракторной станции, обслуживающей окрестные колхозы и совхозы. Хмурый, осунувшийся, с набухшими от недосыпания веками, он редко появлялся дома. Встречаясь с семьей, тщетно пытался скрыть, как сильно переживает из-за нахождения в тылу. Чирсков несколько раз просил руководство направить его в действующую армию, но  получал всегда один и тот же ответ: «Твоя боевая задача - обеспечить фронт хлебом!». 

Примерно в это же  время у его сына-первоклассника произошло первое знакомство с будущей профессией. Правда, тогда траншею керосинопровода Астрахань-Саратов, которую начали рыть рабочие, преградив дорогу в школу, Володя воспринял, скорее, как досадное препятствие. Лишь спустя много лет, когда нефтегазостроение станет смыслом его жизни, а люди с этой стройки - коллегами и соратниками, он проведет символичные параллели.

Благодаря профессии отца Чирсков-младший рано увлекся техникой, ведь талантливый механик всегда сводил общение с сыном к разговорам о машинах. Вместо игрушек у Володи были шестеренки, винты и гайки. Из подручного «железа» они мастерили различные механизмы.

Григорий Григорьевич, державшийся с сыном на равных, при этом воспитывал его в  большой строгости и соответствии своим принципам. Уже в четырнадцать лет Владимир вступил в комсомол. Семья тогда жила в селе Каменка, а до ближайшей школы было восемь километров, которые он ежедневно преодолевал пешком. В 1951 году Чирсков-младший с отличием окончил седьмой класс и, решив пойти по отцовским стопам, поступил в нефтепромысловый техникум на механика, но специализироваться стал по строительным машинам. Григорий Григорьевич выбор сына одобрил.     
 
Башкирский период

В 1955 году, по окончании техникума, молодой специалист Владимир Чирсков добился распределения в трест «Туймазынефтестрой», где остро ощущалась нехватка кадров, а прогнозы добычи были обнадеживающие. Но хорошенько вникнуть в дело новоиспеченный механик строительного управления не успел - пришла пора служить в армии. Три года в строю Владимир Григорьевич вспоминает с благодарностью. Закалился морально и физически, подготовился к жизни в любых условиях. 
Выпускники Саратовского нефтепромыслового техникума: В. Чирсков, Ю. Седов, Ю. Щетинин, С. Агулин, В. Маслов. Саратов, 1955 год

После службы Владимир вернулся в «Туймазынефтестрой». Вскоре его назначили главным механиком строительного управления №3. «Тройка» была хорошей кузницей кадров. Из нее вышла целая плеяда грамотных специалистов и талантливых руководителей. Но самое главное, именно здесь произошла  судьбоносная встреча с Марией Владимировной Федоровой. Единственная в управлении девушка-прораб была комсомольским вожаком и заводилой. В остроумную, энергичную и обаятельную Машеньку многие были влюблены. Ее же выбор пал на Владимира, и в апреле 1959 года пара сыграла скромную, но очень веселую свадьбу. С тех пор супруги стали неразлучны.
 Старший сержант - Владимир Чирсков. Уфа, 1957 год

Нефтеносная жила Татарии в те годы начала истощаться, о Западной Сибири еще не было слышно. Чем восполнить убывающие ресурсы? Надежды связывали с месторождением Большой Арлан, первую нефть из разведочной скважины которого получили в 1956 году (она, кстати, до сих пор остается действующей).

Подготовка промышленной эксплуатации Арланского месторождения, куда  в состав треста ««Башнефтепромстрой» перебазировали «тройку», стала задачей номер один. В сжатые сроки силами треста были созданы все условия для работы нефтяников: построены базы бурения и нефтепромыслов, базы снабжения. В 1958 году стартовала пробная эксплуатация промысла, по нефтепроводу протяженностью 240 километров на Уфимский нефтеперерабатывающий завод пошло сырье. За ударную работу коллектив  «Башнефтепромстроя» был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Молодожены. Октябрьск, Башкирия. 1959 год

В марте 1959 года в окрестности села Касево, расположенного близ Арланского месторождения, пришел санный поезд с грузом первой необходимости. Им руководил Владимир Григорьевич Чирсков. Уже летом в полях смонтировали первые башенные краны. Жить приходилось в палатках, бараках, что не помешало в том же 1959 году переименовать село Касево в Нефтекамск. А через два года в чистом поле вырос крупный рабочий поселок.

Одиннадцатилетний башкирский период Владимир Григорьевич вспоминает с особой теплотой и трепетом, ведь на этой благодатной земле произошли самые важные счастливые и печальные события его жизни. Здесь он прошел профессиональную школу, не отрываясь от производства, получил  образование в Московском финансово-экономическом институте. В Нефтекамске у супругов Чирсковых родилась дочь Ирина. Здесь же в 1962 году Владимир Григорьевич похоронил горячо любимого отца.  
   
Испытание Севером

В апреле 1966 года на XXIII съезде партии прозвучал призыв к решительному наступлению на Тюменский Север. В областной столице организовали первый строительный главк - «Главтюменнефтегазстрой». Его главным инженером стал управляющий башкирским трестом Юрий Петрович Баталин. Он и предложил нашему герою поработать на тюменщине.  
Тюмень. 1968 год

Уже осенью 1966 года новоиспеченный начальник отдела механизации Чирсков не без волнения приступил к своим обязанностям. Предстояло решать грандиозные задачи на бескрайней и сложной для промышленного освоения территории. Но с каждой новой командировкой для знакомства с условиями работы и состоянием техники на Севере - настроение Чирскова падало. Никогда еще не доводилось ему видеть столько новых машин, доведенных до состояния металлолома. Эксплуатирующим технику предприятиям было не до надлежащего ремонта и содержания. Их первостепенной задачей было дать как можно больше сырья и магистралей. Тогда-то Чирсков с Баталиным и пришли к выводу: дорогостоящая  тяжелая техника должна быть сосредоточена в руках специализированной организации, которая займется исключительно ее содержанием и ремонтом, иначе тюменская стройка превратится в огромную свалку преждевременно загубленной техники. Приказ о создании треста «Тюменьгазмеханизация» был издан в апреле 1967 года. 
На месте закладки Нового Уренгоя: П. С. Иванов, В. В. Стрижов, В. Г. Чирсков, Е. Н. Алтунин, Г. П. Богомяков, С. А. Оруджев, А. Н. Гурьев, В. Н. Тюрин, Е. Ф. Козлов, Н. И. Белый, В. Д. Батазовский, Г. А. Шемраев. 1973 год

Каждый строящийся на Севере объект был своего рода крепостью, взятие которой требовало огромных сил, хитроумия и упорства. И люди шли к достижению поставленных целей. Весной 1973 года в эксплуатацию был сдан нефтепровод Самотлор-Альметьевск диаметром 1220 миллиметров, протяженностью 2130 километров. Строительство, несмотря на сложные природно-климатические условия, прошло успешно благодаря близости к центру событий штаба управления, уверенной работы экономических рычагов управления и наличия постоянных коллективов. В совокупности эти обстоятельства навели на мысль о создании в Тюмени   главного территориального производственного управления по строительству магистральных трубопроводов в районах Севера и Западной Сибири. Начальником новой организации назначили Владимира Григорьевича Чирскова.

В работе управления были и победы, и досадные промашки, которые приходилось исправлять, набивая синяки и шишки.  Например, с обустройством Самотлора.  Территория знаменитой кладовой «черного золота» была опутана паутиной стальных артерий. Сеть эта становилась все гуще, ведь добыча росла. В 1974 году  Самотлор и его месторождения-спутники должны были дать стране более 70 процентов прироста добычи нефти. «Главсибтрубопроводстрою» поручили удлинить «паутину» на пятьсот с лишним километров. Но трассовики не справились… В Нижневартовском горкоме КПСС состоялось экстренное заседание штаба.  Председательствовал второй секретарь обкома партии Генадий Иосифович Шмаль. Руководители  нефтегазодобывающего управления пришли предъявить трассовикам иск. За длинным столом    все друг друга знают, настроение у людей - хуже некуда. 

- Если не будет труб, - подытожил  свое выступление начальник нефтегазодобывающего управления, - страна лишится четырех миллионов тонн нефти!

И тут, словно плотину весной прорвало. Прямо на заседании стали решаться «неразрешимые» вопросы. Штаб изъявил готовность мобилизовать для трассовиков бульдозеры и вездеходную технику, начальнику ОРСа приказано было выдать рабочим дефицитные колбасу и сгущенное молоко, трассовикам - пересмотреть условия соревнования: итоги подводить каждый день, премировать людей за перевыполнение суточных заданий.

- Основные линейные работы должны быть закончены за две недели, - сказал в заключение Г.И. Шмаль. - Будем ориентироваться на 25 апреля.

А 26 апреля главк получил телефонограмму: «ПЯТЫМ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ И СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ПОДВОДНО-ТЕХНИЧЕСКИХ РАБОТ ГАЗОПРОВОД МЕДВЕЖЬЕ-НАДЫМ (ВТОРАЯ НИТКА) ПОДГОТОВЛЕН К ИСПЫТАНИЮ...».

Так Владимир Чирсков и тысячи других, увлеченных своим делом специалистов, постигали науку управления производством одной из самых крупных в мире топливно-энергетических провинций. Оценивая пройденное, наш герой подчеркнет, что это был один из труднейших, но счастливейших периодов его жизненного пути. Работа в Западной Сибири помогла найти много верных помощников и друзей, окончательно определив его место в жизни…
 
И не было им равных!

Объемы добычи в Западной Сибири с каждым годом увеличивались. Координировать работу из московского «кабинетного далека» становилось все сложнее. В результате возникла необходимость создать в областной столице штаб тюменской стройки - главное производственно-распорядительное управление. Оно должно было подчиняться курирующему все без исключения вопросы заместителю министра. Им решили сделать Владимира Григорьевича Чирскова. Не без сожаления наш герой принял новое назначение, ведь за годы работы всем сердцем полюбил Тюменский Север, сжился с ним. К тому же еще не было доведено до ума многое из того, что он задумал для дальнейшего развития «Главсибтрубопроводстроя». Да и семья его, убоявшаяся столичной сутолоки, категорически воспротивилась переезду в Москву. Но он все-таки состоялся…

Газопровод Уренгой-Помары-Ужгород, Тюменская область, 1983 год

Первой задачей Владимира Григорьевича в должности замминистра стало завершение уренгойской стройки Вынгапур - Челябинск и подача голубого топлива. 31 декабря 1978 года магистраль вступила в строй. На протяжении пяти последующих лет Чирсков курировал все стройки Западной Сибири, на которых в то время работало свыше 200 000 человек. Это было время расцвета самого крупного нефтегазового комплекса страны и мира. 
Правительство Советского Союза. 1985 год

В январе 1984 года Б. Е. Щербину на­значили заместителем Председателя Совета Министров СССР - на Владимира Григорьевича как на  его первого заместителя возлагается исполнение обязанностей министра. А в первых числах февраля, как гром среди ясного неба, для нашего героя прозвучало: утвержден в должности министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности Советского Союза. На тот момент ему еще не было 49 лет. 

Б.Е. Щербина, Г.П. Богомяков, М.В. Чижаевский, В.Г. Чирсков, И.П. Варшавский, Тюменская область, 1986 год

За семилетний период работы самый молодой представитель последнего советского кабинета министров внес огромный личный вклад в создание Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. При его непосредственном участии в сложных природно-климатических условиях в самые сжатые сроки была создана нефтегазодобывающая база страны, которая продолжает занимать лидирующие позиции в добыче углеводородного сырья.

Руководители главков и члены коллегии Миннефтегазстроя СССР. Москва, 1990 год

С мамой Марией Прокопьевной и женой Марией Владимировной. Успенское. 1994 год

Чудесная Италия. Сирмионе. 2010 год

Министры СССР справа налево: Г. Колмагоров, Н. Паничев, М. Шкабардня, Е. Козловский, В. Чирсков, А. Ежевский, Ю. Баталин.
Москва, Президент-Отель. 2012 год

На 80-летнем юбилее Владимира Григорьевича. Москва, ресторан «Наполеон» 2015 год


Родился 24 апреля 1935 года в селе Питерка, Питерский район, Саратовский край, СССР
1951—1955 — учащийся Саратовского нефтепромыслового техникума.
1955 — механик СУ-4 треста «Туймазанефтестрой», г. Октябрьский.
1955—1958 — служба в Советской армии.
1958—1959 — механик, главный механик СУ-3 треста «Туймазанефтестрой».
1959 — главный механик СУ-3 треста «Башнефтепромстрой», Нефтекамск.
1959—1966 — главный механик треста «Башнефтепромстрой».
1966—1967 — начальник отдела механизации Главтюменнефтегазстроя, Тюмень.
1967—1973 — управляющий трестом «Тюменгазмеханизация».
1973—1978 — начальник территориального управления по строительству магистральных трубопроводов в районах Севера и Западной Сибири Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР, Тюмень.
1978—1991 — заместитель, первый заместитель министра (с 1983), министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР.
1991—2005 — председатель правления внешнеэкономической ассоциации «Внештрубопроводстрой».
С октября 2005 года по октябрь 2012 года президент Российского Союза нефтегазостроителей.
  • орден Почёта
  • орден Ленина
  • орден Октябрьской Революции
  • орден Трудового Красного Знамени
  • лауреат Государственной премии СССР
  • лауреат Ленинской премии
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда: