Сегодня:
ТОР » Персоны » Пётр Медведев: Первым делом - самолёты!
Пётр Медведев: Первым делом - самолёты!
Пётр Медведев: Первым делом - самолёты!
Руководитель Тюменское МТУ Росавиации
9 февраля 1923 года Совет Труда и Обороны СССР принял постановление "Об организации Совета по гражданской авиации" и "О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота". Эту дату принято считать Днём рождения гражданского воздушного флота России. Тюменцы впервые увидели воздушное судно в 1912 году, когда лётчик Александр Васильев на аэроплане «Блерио XI» совершил демонстрационный полёт над городским ипподромом. В 60-ые годы, когда началось промышленное освоение севера региона, роль воздушного транспорта значительно усилилась. Задачи, поставленные временем, требовали самоотдачи и мастерства. Авиаторы «тюменской школы» считались лучшими в СССР: они проводили испытания вертолёта Ми-8, Ми-26Т, первыми освоили грузовой флагман воздушного флота – транспортный самолёт Ил-76. Лётчики и пилоты, обслуживавшие огромный поток пассажиров, направляющихся в нефтегазовые районы области, буквально жили в самолётах и вертолётах, месяцами не видясь с семьями. Эти ветераны заслуживают того, чтобы их помнили. Благодаря им мы сегодня можем гордиться школой тюменской авиации, - говорит руководитель Тюменского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта Пётр Яковлевич Медведев. – Наша отрасль внесла огромный вклад в развитие нефтегазового комплекса страны и сегодня является одной из самых развитых.
Дата публикации: 2-02-2018, 14:55
Информация Мнения людей
Мы  за отечественный авиапром
 -Пётр Яковлевич, расскажите о становлении и структуре межрегионального управления воздушного транспорта.
 -За 10 лет, что занимаю должность руководителя, сначала это было Приобское управление государственного авиационного надзора, а с 2009-го года – Тюменское межрегиональное и территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта. Конечно, структура за эти годы менялась не один раз. Но основной костяк остаётся неизменным – это отделы: лётной эксплуатации, инженерно-технический, для поддержания лётной годности гражданских воздушных судов, аэродромного обеспечения и перевозок, транспортной безопасности, поискового и аварийно-спасательного обеспечения, а также инспекция по безопасности полётов и другие.
 КОЛЛЕКТИВ ТЮМЕНСКОГО МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА С ВЕТЕРАНАМИ УПРАВЛЕНИЯ
 -Что сейчас представляет собой парк воздушных судов? 
 -В эксплуатации у авиакомпаний, подконтрольных Управлению, находится 494 воздушных судна 28-ми типов. 
 За последние годы парк сильно поменялся. 5-10 лет назад летали исключительно на наших воздушных судах семейства Туполева, Антонова. Сейчас только в северные аэропорты на грунтовые полосы таких городов как Игрим, Берёзово, Тарко-Сале летаем на Ан-24. А если говорить о коммерческих регулярных пассажирских перевозках в настоящее время, они осуществляются на современных лайнерах, как иностранных, так и отечественных. «Boeing-737» и его модификации эксплуатирует ПАО «ЮТэйр», являющаяся самым большим эксплуатантом в Европе данного типа самолётов. Частично есть и у «АТК «Ямал» самолёты «Boeing», аэробусы «Airbus A320», но в основном эксплуатируются отечественные воздушные суда «Sukhoi Superjet». Вообще, «АТК «Ямал» – авиакомпания, перед которой администрация ЯНАО поставила задачу перейти на эксплуатацию воздушных судов только российского производства – «Sukhoi Superjet» и «МС-21».
МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВИАЦИОННО-КОСМИЧЕСКИЙ САЛОН, 2017 ГОД
 И с парком вертолётов никаких проблем у нас нет. Он в наших краях востребован и хорошо развит. Около 80 процентов вертолётной авиации всей страны используется в Тюменском регионе. Это отечественные Ми-8 и их модификации. Также используются тяжёлые Ми-26, в малой степени – иностранные воздушные суда. 
 -Существуют определённые правила при перевозке высших должностных лиц?
 -Таким рейсам присваивается специальный литер "А", "К", "ПК", вводится определённый режим.  Литерный рейс или литерный борт — условное название авиарейсов высокой важности, перевозящих первых лиц государства. При полёте литерный борт обладает наивысшим приоритетом и движение других рейсов ограничивается в зоне движения литерного. Размер зоны безопасности может варьироваться в зависимости от зоны аэродрома. При организации литерных рейсов учитывается максимальная возможность исключить задержки обычных рейсов по расписанию.
 -Есть ли особые требования для эксплуатации самолётов на севере региона?
 -Во-первых, самолёт – это машина, которая перед выходом в эксплуатацию проходит все виды испытаний, в том числе и в условиях низких температур, для полётов в Заполярье, так что все воздушные суда по своим техническим характеристикам соответствуют нашему климату. Есть некоторые ограничения по минусовым температурам у «Airbus» и «Boeing», но они незначительны. Второе, здесь надо вести речь не о самолётах, а о наземных службах. Сам аэропорт должен быть приспособлен к климату, потому что новые воздушные суда требуют более качественный подход к наземному обслуживанию, более тщательную подготовку взлётно-посадочных полос, аккуратное применение противообледенительных жидкостей. Это очень важно, и у нас в регионе все эти проблемы решены.
 -Чем руководствуются авиакомпании при покупке воздушного судна?
 -Прежде чем купить самолёт, в компании работает целое направление менеджеров. Авиакомпании выбирают воздушные суда по критерию экономичности – это главное, от этого формируется, в том числе, стоимость технического обслуживания машины и цена билета. И, конечно, покупка должна соответствовать политике компании, следуя которой решается, какой именно нужен самолёт и на какие направления. 
 SUKHOI SUPERJET НА ВЗЛЁТЕ
 Лично я – за российские воздушные суда, за возрождение нашей авиации, авиационной промышленности. Чем больше российских самолётов – тем лучше. Нам "буржуев" кормить не с руки. Мы должны сами развиваться. Я думаю, что в определённых сегментах мы совершенно конкуренты и по цене, и по качеству. У нас практически нет дальних магистральных самолётов, но ближне-среднемагистральные воздушные суда мы успешно производим и продаём.
 
Безопасность – главная задача
 -Как происходит подготовка пилотов?
 -Самолёт без экипажа – ничто. Готовят пилотов по утверждённым в Росавиации программам, обучают как в России, так и за рубежом. Это длительный, серьёзный и очень кропотливый процесс ввода в строй. Все лётчики, которые приходят в Тюменское Управление, соответствуют требованиям российского и международного воздушного законодательств. 
 Цепочка подготовки выглядит примерно так. Молодой человек, закончив школу на отлично, хорошо зная английский язык и физически подготовленный, поступает в лётное учебное заведение. Там учится 3-5 лет, получая определённые навыки (нужно отлетать около 120 часов на небольшом самолёте какого-либо типа), изучая общие правила аэродинамики, воздушной навигации и т.д. Другими словами, получает общий обзор, практику, некоторые понятия техники пилотирования, и основы воздушного законодательства. Потом проходит собеседование в авиакомпании, нуждающейся в пилотах, и, в случае успеха, направляется на курсы, где изучает правила выполнения полётов в данной компании. Затем переучивается на конкретный самолёт – а это месяц теории, месяц занятий на тренажёре, и определённое количество часов лётной подготовки. И только затем распределяется в качестве второго пилота. Я подписываю свидетельство с отметкой «второй пилот многодвигательного сухопутного воздушного судна». Далее, в зависимости от способностей, пилот может стать командиром. Но в любом случае, есть определённое количество часов, которые он должен для этого налетать.
 -Какое внимание уделяется безопасности?
 -Уделяем очень большое внимание, в том числе и при проведении проверок. Все отделы по своему направлению работают на безопасность полётов – это приоритет. Авиакомпания должна безопасно перевезти пассажиров, аэропорт – безопасно встретить и отправить, и т.д. Мы стремимся, чтобы не было авиационных событий. К сожалению, от тяжёлых авиационных происшествий никто не застрахован.
 Большая часть катастроф происходит не из-за отказа материальной части, а из-за неисполнения требований, предписанных воздушным законодательством. Человеческий фактор доминирует, как правило, – на его долю приходится около 80 процентов тяжёлых авиационных происшествий. 
 В последние годы число тяжелых авиационных происшествий с воздушными судами сокращается. Есть определённые инциденты, их количество не растёт и долгие годы остаётся на приемлемом уровне. Это рабочие и, в принципе, незначительные ситуации, связанные с отказом авиационной техники или причинением ущерба воздушному судну (попадание в турбины птиц, повреждение на земле машинами, какими-либо механизмами и т.д.). 
 В целом, уровень безопасности у наших компаний достаточно высок. 
 Когда воздушное судно приходит с завода, его надо зарегистрировать в Росавиации и получить свидетельство государственной регистрации. Потом, если техника соответствует условиям, предъявляемым воздушным законодательством, выдаётся сертификат лётной годности, здесь, в Управлении. И можно в небо.
 Сроки эксплуатации воздушного судна различны. Нет понятия «старое воздушное судно», есть «лётная годность». Любая машина проходит постоянное техническое обслуживание, ремонт. После этого она либо соответствует лётной годности – и неважно 10 или 30 лет технике, – либо не допускается к полётам. Если что-то неисправно, и это нельзя устранить, то судно списывается. 
 -Участвовали ли вы в расследовании авиапроисшествий?
 -Конечно. До того, как стал руководителем Управления, работал специалистом в инспекции по безопасности полётов. Был и членом, и председателем комиссии по расследованию авиационных событий. Через меня прошло много расследований, в том числе авиационных происшествий. Принимал участие в расследованиях как у нас на родине, так и за рубежом, часто общался с иностранными представителями. 
 На самом деле, здесь ничего сложного – у нас есть правила расследования авиационных событий, всё расписано поэтапно и в деталях. Но это очень кропотливая работа. Расследование всегда многофакторно, потому что причин событий может быть множество. Это организация полёта,  подготовка экипажа, проблемы с матчастью, человеческий фактор и т.д.
 Версию с отказом техники проверяют в первую очередь. Всё, что можно, отправляют на исследования в Росреестр. Средства объективного контроля, так называемые «чёрные ящики», также тщательно анализируются. Если случился отказ авиатехники – это сразу становится очевидным, потому что все параметры пишутся. А если на регистраторе отказов нет – то проверяются другие версии, одна за другой.
Так, методом исключения, и ищется причина. После того, как заканчивается расследование, выдаётся заключение и вырабатываются рекомендации, обязательные к исполнению авиакомпаниями или аэропортами.
 
По странам и  континентам
 -Куда интереснее летать?
 -Воздушные суда Тюменского региона летают как по всей России, так и на все континенты. Кстати, я сам вертолётчик-бортинженер, 32 года летал на Ми-8 и Ми-26, налёт – 12 000 часов. Где только я не был – и в Тюменской области, и за рубежом: Африка, Азия, Европа. И везде много интересных случаев бывает. Помню, как-то прилетели в Сомали. Садимся – и огромная черепаха переползает посадочную полосу. Ситуация смешна и опасна одновременно. Попадали и в зону обстрелов, совершали вынужденные посадки. У каждого лётчика есть такие ситуации и свои истории.
 -Какие города нравятся?
 -Я часто бываю в северных городах тюменского региона, где есть авиационные подразделения, это и Сургут, и Нижневартовск, и Салехард, и Новый Уренгой – все они по-своему прекрасны. И замечательно, что каждый аэропортовый комплекс различен в этих городах – с прицелом на климат и национальный колорит. Сейчас и многие вахтовые города имеют аэропорты. Например, с Сабетты недавно приехал, это вахтовый посёлок, где на огромном заводе по производству сжиженного природного газа 8 декабря 2017 года состоялся торжественный запуск отгрузки первого танкера, в присутствии Президента РФ В.В. Путина, который отметил, что местный аэропорт замечательный, очень компактный и красивый.
 Но Тюмень, где я живу, конечно, мой родной любимый город, который с каждым годом хорошеет.
 -Много времени отнимает работа?
 -График работы – с 8.30. Но обычно я приезжаю в семь, потому что за эти полтора часа успеваю сосредоточиться, просмотреть новости, почту, проанализировать информацию, и до прихода работников я уже в курсе всех событий, и понимаю, что мы должны помимо основных обязанностей решить первоначально. Утром провожу планёрку с заместителями, распределяю фронт задач. Потом рутинная работа – рассмотрение документов, принятие решений. В 17.30 заканчивается рабочий день, но я ухожу позже, как правило. 
 Свободного времени мало, работать зачастую приходится и в субботу, и в воскресенье, особенно когда коллапсы возникают, по причине погодных условий, или вопросы, связанные с расследованиями, задержками рейсов по тем или иным причинам.
 Сейчас у меня двое детей, все взрослые. Раньше я, наверное, был «воскресным папой», теперь – «воскресный дедушка». В то время я часто летал в командировки, обычно продолжительные, по месяцу. Моя семья привыкла к этому, смирилась. Работа сложная, серьёзная, так что родные относятся с пониманием, за что я им очень благодарен. 
 -Нужны ли обширные знания в вашей непростой профессии?
 -Да, конечно. Я до сих пор благодарен школе Советского Союза, за то, чему меня научили. Те знания все мне пригодились, если не тогда, то сейчас. Раньше, когда в командировки летал, знал и разговорный, и технический английский язык. В пределах тех функций, которые на меня возложены. Но так как общения мало, он забывается.  
 Профессиональные сленги все знаю, конечно. Технология работы экипажа, в том числе ведение радиосвязи, мне вся известна. Я до сих пор помню частоту и позывные тех аэропортов и зон, где мы летали. Но работать, скажем, диспетчером не смог бы. Потому что у них другая специфика работы, и подготовить диспетчера так же сложно, как и пилота.
ПОСЛЕ СОВЕЩАНИЯ ПО АВИАЦИИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ У Ю. В. НЕЁЛОВА С РУКОВОДИТЕЛЕМ РОСАВИАЦИИ А. В. НЕРАДЬКО
  Всё сложилось удачно! 
 -Как попали в авиацию?
 -Я  окончил школу в деревне, в Абатском районе под Ишимом. Самолёт видел один раз – Ан-2, который прилетал опылять поля. Вообще, мечтал стать военным, у меня и друзья все служивые, даже полковники есть. Поступал в Тюменское высшее военно-инженерное командное училище, но в последний момент сложилось такое стечение обстоятельств, что друг и старший наставник – мой дядя – посоветовал: «Иди в гражданскую авиацию!». Те экзамены, которые я сдал в ТВВИКУ, прошли как вступительные, и в 1975 году поступил в Выборгское авиационно-техническое училище. В результате, всё сложилось очень хорошо. 
 -Чем занимаетесь в свободное время?
 -Раньше увлекался боксом, у меня и разряд был. А сейчас играю в волейбол, шахматы. Под Тюменью с 1993 года у меня есть дом в деревне. Я вообще человек деревенский, мне нравится работать на земле, выращивать что-нибудь, колотить-строить, если на это есть время.
 Люблю читать историческую литературу. Изучаю русскую историю. Посоветовал бы всем прочитать «Историю России» Н.М. Карамзина, или вообще любую книгу на эту тематику. Потому что каждому человеку необходимо знать, в какой стране он живёт, и понимать, что свою Родину нужно любить, защищать и оберегать.
 -Как воспитать хороший коллектив?
 -Начинать нужно с себя. Любой член коллектива смотрит, как ведёт себя руководитель – когда приходит и уходит с работы, как одевается, как разговаривает с подчинёнными.  Многое пришло с опытом. Иногда я бываю жёстким, но главное, меня никто не упрекнёт в несправедливости.  
 -Как тюменские авиаторы отпраздновали  95-летие гражданского воздушного флота РФ?
 -На торжественное мероприятие, посвящённое юбилею, в Тюмени собрались сотни ветеранов со всех авиапредприятий Тюменской области, ХМАО и ЯНАО. Были вручены награды, авиаторов поздравили представители региональной власти. Прошёл юбилейный концерт артистов в Тюменской филармонии, с участием групп нашей самодеятельности, детского танцевального ансамбля. За помощью обратились в Правительство Тюменской области, к губернатору В.В. Якушеву, который уважает авиаторов и ценит вклад людей в развитие авиации региона. Торжества прошли на самом высоком уровне.   
 
Уважаемые ветераны и работники гражданской авиации Тюменской области!
 
 За прошедшие десятилетия отечественная отрасль гражданской авиации прошла славный путь, тесно связанный с историей нашей страны, укреплением её экономики, промышленным строительством, освоением регионов. Мы по праву гордимся именами выдающихся лётчиков,  конструкторов, инженеров, которые вписали немало ярких, героических страниц в летопись мирового, отечественного и регионального воздухоплавания, заложили высокие стандарты работы российского гражданского воздушного флота. Среди них, безусловно, есть и тюменские имена. Нынешнее поколение авиатранспортного комплекса бережёт и приумножает замечательные традиции, заложенные ветеранами-авиаторами. Их выдающиеся достижения диктуют нам новые масштабные задачи. Это, прежде всего, более качественное обслуживание пассажиров, расширение спектра предоставляемых услуг и, конечно же, повышение безопасности авиационных перевозок.  Дорогие коллеги и друзья, поздравляю вас с 95-летием гражданской авиации России! Желаю крепкого здоровья, счастья и благополучия!
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда: