Сегодня:
ТОР » Персоны » Виктория КУМОВА: На крыльях мечты
Виктория КУМОВА: На крыльях мечты
Виктория КУМОВА: На крыльях мечты
Командир воздушного судна авиакомпании «ЮТэйр»
Инструктор аэроклуба открыл дверь вертолёта и спрыгнул на землю, сказав изумлённой Виктории: «Сделай пару кругов в небе, но только потом не забудь забрать меня». Этот первый непродолжительный полёт, ощущение свободы, синевы и большого приключения девушка не забудет никогда. Для того, чтобы вновь и вновь поднимать в небо крылатые машины, Виктория КУМОВА пройдёт через годы учёбы и тренировок, 9 лет будет работать в качестве второго пилота пассажирского самолёта, и станет первой в истории авиакомпании «ЮТэйр» женщиной – командиром воздушного судна.
Дата публикации: 2-02-2018, 15:54
Информация Мнения людей
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К НЕБУ
 - Виктория, где вы родились? Какой были в детстве? Поделитесь яркими воспоминаниями той поры.
 - Детство было замечательным, пропитанным атмосферой авиации, полным впечатлений и положительных эмоций. Благодаря работе отца, он вертолётчик с 35-летним стажем, несколько лет мы  жили в Непале. Заслушивалась историями папы и его коллег о недоступном мне тогда небе, горных посадочных площадках, красотах окрестностей, сложных погодных условиях, долгих перелётах. 
 А родилась я на юге нашей страны, в городе Ставрополе. Была воспитанным ребёнком, практически не доставлявшим взрослым беспокойства. Однако, при случае могла за себя постоять. 
 Из самых запоминающихся событий детства – экстремальный рафтинг по реке четвёртой категории сложности из возможных шести. И конечно, самостоятельный вылет на вертолёте «Робинсон R44», после 25 часов тренировок с инструктором. Мне тогда было 16 лет.  - А ваша мама имеет отношение к авиации? 
 - Она – авиатор в душе, ведь её очень многое связывает с этой отраслью. Дедушка работал авиамехаником по двигателям Ан-2, а бабушка - укладчицей парашютов в Бугурусланском лётном училище. Кстати, в училище мама встретила моего отца.  
 - Поступить учиться выбранной профессии оказалось не так просто. Что помогло достичь цели?
 - Это заслуга моей семьи! Меня учили побеждать, не зря носить имя Виктория (улыбается). Мама всячески поддерживала в неудачах, а папа помогал не пасовать перед трудностями.  В Бугурусланском лётном училище мне сказали, что девушек не берут. И тогда решила взять следующую, ещё большую высоту - Академию гражданской авиации, ныне - Санкт-Петербургский университет гражданской авиации. И меня зачислили… в качестве эксперимента. У приёмной комиссии была уверенность, что девушка-абитуриентка экзамены не сдаст или провалится на первой сессии. Как показала жизнь, отсев действительно получился серьёзный: на факультет лётной эксплуатации поступило 500 человек, через год осталось 300, а закончило – только 200.
 - Во время учёбы в академии вы были единственной девушкой в группе, да и вообще на курсе. Насколько было комфортно в мужском коллективе? Делали ли поблажки преподаватели? 
 - Я с детства больше общалась с мальчишками, поэтому освоиться не составило труда. Группа была дружная, учились сообща, чертежи вместе делали, конспекты переписывали друг у друга.
Поблажки были пару раз, но, в общем-то, обычные для студентов и вряд ли связанные с тем, что я – девушка. Однажды взамен зачёта мне нужно было помочь преподавателю заполнить все зачётные книжки. В другой раз была помощником в принятии экзамена, то есть задавала вопросы и оценивала ответ. Конечно, пришлась немного «подыграть» своей группе. В тот день положительный результат был у всех! До сих пор общаюсь с бывшими однокурсниками, собираемся иногда, периодически встречаемся по работе.  

ШЕСТЬ СТЕПЕНЕЙ СВОБОДЫ
 - Чем управлять сложнее? Вертолётом, самолётом или автомобилем?
 - Я люблю самостоятельно управлять автомобилем. Но с самолётом машину сравнить нельзя. 
 В автомобиле лишь две степени свободы – вперёд-назад, вправо-влево. 
 Летательный аппарат имеет шесть степеней свободы: три перемещения (вверх-вниз, вправо-влево, вперед-назад) и три вращательных движения (курс — в горизонтальной плоскости, тангаж — в вертикальной, крен — в плоскости, перпендикулярной оси летательного аппарата).
 Вертолёт и самолёт – это разные летательные аппараты, с разным принципом действия, и у каждого свои нюансы в управлении, но наиболее сложная техника – всё-таки вертолёт.
 - Есть такое понятие — сложная трасса?
 - Бывают трассы с особенностями, например, есть зоны на земной поверхности, пролёт над которыми запрещён, или из-за рельефа пролетаемой местности плохо слышно диспетчера, или полёт над большим водным пространством имеет свою специфику. Но к каждому полёту экипаж тщательно готовится на земле, изучает особенности предстоящего маршрута, и поэтому проблем не возникает. 
 В сложные горные аэропорты хотя бы раз в год летаешь с инструктором, если нет периодических рейсов.
 - Как бы вы охарактеризовали свой стиль управления?
 - Мы не можем иметь собственный стиль управления, весь порядок действий и процедур расписан в шаговой последовательности в руководящих документах. 
 Сейчас гражданская авиация состоит не из закреплённых экипажей, и если каждый будет иметь свой стиль - то в кабине будет полный бардак. Поэтому мы максимально придерживаемся стандартных процедур. Ну, а на мягкость посадки в большей степени влияют погодные условия, одинаковых полётов не бывает, атмосфера – слишком изменчивая стихия.
 - На каких моделях самолёта летали?
 - В академии летала на самолётах Як-18Т и самолёте Ан-2. При трудоустройстве переучилась на Boeing-737, на них и люблю летать, это среднемагистральные воздушные суда. 
 - Есть аэропорт, в который любите возвращаться? Или, скажем, самый сложный?
 - Возвращаться люблю домой! А остальные аэропорты похожи друг на друга. Взлётно-посадочная полоса, рулёжные дорожки, перрон и вокзал. Из сложных - это, конечно, горные аэродромы, особенно в плохую погоду.
 - Какие человеческие качества растит, а какие подавляет ваша профессиональная среда?
 - Не терять самообладание в любой складывающейся ситуации. Быть более внимательной к людям, ведь на мне ответственность за всю команду. А ещё профессия учит терпимости, потому что не все готовы видеть в левом кресле кабины девушку и скрывать при этом своё мнение.
 - Кто для вас является личным примером?
 - Пример беру с отца - это пунктуальность, ответственность, честность, открытость к людям, стремление к самосовершенствованию и самокритичность! 
 - К суевериям прислушиваетесь или у вас их уже не осталось?
 - Пожалуй, в некоторые приметы всё же верю, ничего не зашиваю накануне вылета. А ещё, думаю, что у самолётов, как и у любого транспорта, есть душа. Подходя к нему, мы здороваемся, желаем хорошо отдохнуть после рейса. 
 - Что хотели бы сказать тем, кто боится летать на самолётах?
 - Я часто летаю в качестве пассажира, и могу с уверенностью сказать, что во время каждого перелёта пассажира сопровождает команда профессионалов, которые проходят курсы повышения квалификации и отрабатывают свои навыки и умения из года в год. Поэтому стоит доверять людям, которые безопасно выполняют свою работу.  По всемирной статистике самолёт занимает второе место по безопасности перевозок после лифта. 
ОБЫЧНАЯ ПРОФЕССИЯ 
 - Вы помните свой первый рабочий день?
 - Думаю, каждый лётчик помнит день, когда освоил новую технику, сдал письменные зачёты, отлетал положенные сессии на тренажёре, стал полноправным членом команды. Конечно, накануне первого  вылета ждёт бессонная ночь. Утром заранее приходишь в штурманскую и штудируешь полётную документацию. Потом готовишь самолёт к полёту, боясь ошибиться в последовательности действий. И вот уже быстрый взлёт и твой дрожащий голос в радиоэфире. В коротком горизонтальном полёте ничего не успеваешь почувствовать из-за волнения. Восхищаешься мастерством инструктора при посадке. Постепенно начинаешь привыкать к своему рабочему месту, вырабатывать быстроту и правильность движений, оттачивать навыки пилотирования, углубляться в нюансы рабочих документов. И вот ты там, куда так долго стремился!
 Свой первый полёт я совершила в декабре 2008 года на самолёте "Boeing 737", вторым пилотом – стажёром. Рейс Калининград-Екатеринбург-Калининград. А в качестве командира воздушного судна –  в августе 2017 года, рейс Тюмень-Анапа-Тюмень. В «Рощино» меня встречали коллеги и руководители с цветами и напутствиями в командирскую лётную жизнь!
 - На самом ли деле эта профессия так сложна для женщины?
 - Быть асом сложно в любой специальности, но при желании всё получится. Работа пилота – не только полёты, но и постоянная самоподготовка, когда приходится повторять то, что знаешь. Это отнимает много времени, в том числе личного. А ведь у женщины есть ещё повседневные домашние дела, требует внимания семья.
 - Что вам дала работа пилота, а что - отняла?
 - Я получила работу мечты и кабинет с самым лучшим видом - над облаками.  
 Конечно, пилоты проводят меньше времени в семье, но зато нас всегда ждут и нам всегда рады. 
 - Что нужно для того, чтобы стать командиром экипажа? 
 - Официально написать заявление: «Прошу рассмотреть мою кандидатуру…», но если плохие отзывы, недостаточно знаний и умений, его не будут всерьёз рассматривать. Работа командира и второго пилота отличается уровнем ответственности и умением организовать деятельность команды, создавая правильный настрой всего экипажа. 
 Нужно уделять много времени на самоподготовку, бесконечно обновлять знания. Каждый год проходим курсы повышения квалификации, освежая знания по метеорологии, навигации, аэродинамике, повторяя руководящие документы, правила перевозки опасных грузов, правила аварийно-спасательных работ. 
 Ежегодно 16 часов тренируемся на тренажёрах, отрабатываем нестандартные ситуации. Также необходимо налетать определённое количество часов. У меня 4500 часов налёта в качестве второго пилота, а общее время – 5000 часов. 
 - Какие чувства испытали, когда получили командирское удостоверение?
 - Командиром я стала со второй попытки. В первый раз, мне тогда было 28 лет, руководство посчитало, что нужно ещё поднабраться опыта. А в 31 год выбор был более осознанным, целенаправленным. Когда выдвигают на должность командира воздушного судна, понимаешь, что веришь не только сам в себя, а тебе доверяют профессионалы. Это очень приятно.
 - Когда в незнакомой компании узнают, что вы – пилот, как реагируют?
 - Не кричу направо и налево, что я пилот, а в незнакомой компании – тем более. Ну, а если узнают, то сначала думают, что это неправда. Затем следуют стандартные вопросы: «Не страшно летать?», «Сложно ли управлять самолётом?», «А зачем вам это надо?». 
Я самый обычный человек, с такими же страхами в жизни, с такими же проблемами, с желаниями и надеждами, как и у всех. Уникальны те, у кого два сердца вместо одного, а профессия – это всего лишь выбор самого человека.
 Когда пассажиры видят командира-женщину, то удивляются. Несмотря на это, после рейса все остаются довольны, желают успеха и говорят, что рады за меня. Слова благодарности обязательно передаются бортпроводниками. 
 - Расскажите про ваш стандартный рабочий день?
 - Встаю за три часа до вылета. Через полтора часа уже нахожусь на работе. Изучаем пакет полётной документации. Затем идём в санчасть. Если имеются какие-либо признаки заболевания, то пилота отстраняют от полёта, вызывают резервный экипаж. За час до вылета идём на самолёт, заправляем его и готовимся к вылету. За 30 минут начинается посадка пассажиров, через 15 минут нужно закрыть двери и вылететь по расписанию. После полёта, когда пассажиры покинули борт, мы его осматриваем и производим послеполётный разбор – заполняем бортовую и отчётную документацию. В среднем, наш рабочий день занимает 12 часов.
 - Кроме неба, чем ещё заполнена жизнь командира Кумовой?
 - Общением с любимой семьёй, конечно: у меня есть замечательный муж Евгений и доченька Ксения. Ей нет ещё и четырёх лет. Замечая в небе летящий вертолёт, она показывает на него ручкой и говорит, что летит дедушка, а видя самолёт, уверена, что там - мама. Станет ли моя дочь авиатором или выберет другую профессию, пока рано загадывать. В одном точно уверена, поддержу любое её решение. 
 - Поделитесь дальнейшими профессиональными планами.  
 - Идти вперёд, накапливать знания, оттачивать умения и, может быть, когда-нибудь смогу учить грамотно и безопасно выполнять нашу работу молодых специалистов. Инструктор – следующая ступень карьерного роста.
 - Каковы, на ваш взгляд, перспективы у российских женщин-пилотов?
 - С каждым годом в России становится все больше девушек за штурвалами самолётов, и в лётные училища набирают всё больше девушек, желающих попробовать себя в этой профессии. Сегодня дорога открыта для тех, кто готов, не жалея себя, учиться. Думаю, в перспективе их количество возрастёт до уровня девушек, работающих в авиации Европы.
 - Что бы вы могли пожелать девушкам, серьёзно настроенным работать пилотами гражданской авиации?
 - Твёрдо идти к поставленной цели, а главное, помнить, что знания - наш лучший аргумент в любых спорных вопросах. А также веры в себя, ведь доказывать свою компетентность придётся всю лётную жизнь! И конечно, терпения, особенно к людям, высказывающим негативное мнение.
 - Ваши поздравления коллегам к 95-летию гражданской авиации России.
 - Желаю коллегам лётного долголетия, чистого неба, мягких посадок и чтобы всегда любили и ждали дома. А Российской Гражданской Авиации – процветания и развития!
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда: