Эдуард Лухт: Есть только миг...
1893-1940 Годы жизни
Трижды орденоносец
Когда на пути ещё не набравшего высоту самолёта Эдуарда Лухта появился айсберг высотой с многоэтажный дом, глушить мотор было поздно. Льдина со стремительной быстротой мчалась навстречу. Чтобы не врезаться в неё, пришлось сделать «горку» на машине, загруженной 500 литрами бензина. Вслед за первым айсбергом шёл второй – ещё более высокий. Пришлось повторить тот же манёвр. И снова улыбнулась удача. Таких счастливых случаев в похожей на увлекательный роман жизни знаменитого полярного лётчика было много. Жаль, в столице Западной Сибири об одном из основателей тюменской авиации почти не вспоминают. А между тем, 22 августа 2018 года исполнится 125 лет со дня рождения трижды орденоносца Эдуарда Мартыновича Лухта. Памяти Эдуарда Мартыновича Лухта посвящается…
Дата публикации: 3-02-2018, 09:40
Информация
Награды
Мнения людей
Сын простого кузнеца, родившийся в одном из крымских сёл, он и «крылья обрёл» благодаря фантастическому везению. Удача явилась в 1919 году в образе героя революции Михаила Фрунзе. На тот момент Лухту было 26 лет. За плечами парня остались служба мотористом в морской авиации Балтийского флота и большевистское прошлое: участие в Октябрьской революции, штурм Зимнего дворца в числе нескольких тысяч матросов, конвоирование в ссылку царской семьи. В феврале 1918 года Лухт был в знаменитом Ледовом походе, воевал с белогвардейцами под Оренбургом, командовал матросской пулемётной ротой.
Судьбоносная встреча с В. М. Фрунзе произошла, когда будущий авиатор вновь работал мотористом, не смея и думать о небе — низшие чины не могли быть лётчиками. Военачальник мгновенно распознал в парне представителя особой породы людей, готовых, как та звезда, что сорвалась и падает, пожертвовать жизнью ради мечты… Такой мечтой для Эдуарда Лухта была авиация, и Василий Михайлович отправил парня в Гатчинскую школу морских лётчиков. После её окончания Лухт попал на Туркестанский фронт, где в 1920 году был назначен командиром звена Туркестанского гидроавиаотряда. За бомбардировку врангелевцев в Крыму авиатор был представлен к ордену Красного Знамени. Правда, вместо ордена ему вручили кожаный лётный костюм… Но позже высокая награда всё же нашла своего героя, причём не единожды. О том, что он достоин, можно судить по тексту наградного листа:
«Лётчик Лухт и механик Тийслер на аппарате М-9 производили боевые полёты с начала и до конца кампании … на аппаратах с ненадёжными моторами, и, несмотря на это, действия лётчиков отмечались смелостью и хорошими результатами.
Все полёты производились под сильным орудийным огнём неприятеля, на высоте не более 700-1200 метров… При полётах обстреливали противника пулемётным огнём и наводили панику на корабли и сухопутные части противника, о чем неоднократно упоминалось в агентурных сведениях».
Сначала работала преподавателем по электроэнергии, затем — мастером по ремонту электромоторов, в том числе авиационной техники. Агрегаты, которые она обслуживала, ни разу не отказали.
Поначалу семейная жизнь пары была полна трудностей. И хоть Одесса — не Москва, квартирный вопрос в ней стоял остро. Поселилась пара в сарае на Пересыпи, рабочем районе, неспокойном и грязном. В июле 1921 года у них родилась дочь Людмила.
Будучи женой и матерью, выполняя большую штатную и общественную работу, Мария сумела окончить школу-семилетку. Возглавляла ячейку Российского Общества Красного Креста. Была ворошиловским стрелком. Обучала женщин стрельбе. Водила мотоцикл.
В ней в то время учились B.C. Молоков, М. В. Водопьянов, С. А. Леваневский — будущие участники спасения челюскинцев, известные полярные лётчики, Герои Советского Союза. Дружеские отношения с ними Э. М. Лухт поддерживал до конца своей жизни.
В конце 1926 года Управление Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной Армии рекомендовало Э. М. Лухта в качестве командира лётного звена для участия в Первой советской воздушной полярной экспедиции.
Задачей перехода было выяснение возможности воздушной связи острова Врангеля с мысом Северным (ныне мыс Шмидта), изучение условий полётов над малодоступными областями Заполярья и на трассе от устья Лены до Иркутска.
Лухт так описывает свой взлёт: «Самолёт уже оторвался от воды, как прогалина кончилась, а высота ещё не была набрана. Выключать мотор было поздно, так как в это время перед нами встал огромный айсберг. Я решил на самолёте, загруженном 500 килограммами бензина, перепрыгнуть ледяную гору высотой с многоэтажный дом. Льдина со стремительной быстротой мчалась навстречу самолёту, и, чтобы не врезаться в неё, пришлось сделать „горку“… Послышался резкий удар самолётного хвоста о лёд, но пугаться уже было некогда. Вслед за первой льдиной я увидел другую — более высокую… Ещё раз тот же манёвр. И снова удача». Когда остров был уже близко, на пути встал густой туман, не позволивший не только сесть на землю, но даже рассмотреть её. Пришлось возвращаться.
Во время челюскинской эпопеи советами Эдуарда Лухта, имевшего большой опыт полётов в суровых северных условиях, широко пользовались все участники спасательной экспедиции.
Однако, «Колыма» оказалась окружённой битым льдом, а поиски чистой воды положительного результата не дали. Садились в глубине тундры, в маленькой лагуне, отстоявшей от парохода на восемь километров. Выбирались на берег по пояс в ледяной воде, потом шли пешком к мысу Северный. Там взяли у чукчей байдару и с большим трудом, то и дело перетаскивая её через льдины, добрались до парохода. На ней же вернулись обратно, доставив на берег горючее для самолёта.
Полёт на остров отложили на следующий день, и 16 июля Лухт и Кошелев приводнилась в бухте Роджерса. В своей книге «Год на острове Врангеля» Эдуард Мартынович вспоминал: «С какой радостью встречали нас эти отрезанные от мира люди! Так радушно и тепло нигде и никогда больше не встречали нас ни раньше, ни потом». Согласитесь, один такой эпизод — и жизнь прожита не зря. А в биографии авиатора их было столько, что хватило бы не на один увлекательный роман.
Отдохнув на острове, лётчики собрались в обратный путь. В задачу Эдуарда Мартыновича входило пролететь западнее острова — для разведки льдов. Маршрут преодолели поэтапно: бухта Тикси — Булун — Джарджан — Жиганск — Якутск — Исетск — Олекминск — Киренск — Усть-Кут — Жигалов — Качуг — Иркутск. Надо льдами Северно-Полярного моря, тундрой пустынных прибрежий Арктики и дикой тайгой Сибири лётчики прошли 7,5 тыс. километров.
Лётчик 5 раз представлялся к ордену Красного Знамени, и 2 раза Сталин вычеркивал его из списка. За что Э. М. Лухт получил третью награду, не знают даже в его семье.
В местах посадок проходили митинги, беседы, показательные агитполёты. О достижениях советских авиаторов писали крупнейшие мировые издания. ЦИК Якутии наградил Э. М. Лухта грамотой и нагрудным знаком «Открывателю воздушного пути Якутии от ЯкЦИКа», шкурами белого медведя и песца. Также ходатайствовали о награждении его орденом Красного Знамени, который в этом же году и появился на кителе Э. М. Лухта, ведь результаты героической воздушной эпопеи имели огромное значение для будущих высокоширотных полётов.
Была поставлена задача уничтожить Сунгарийскую флотилию и разгромить неприятеля у города Футдина. Её достижение с воздуха обеспечивал в том числе 68-й авиаотряд. 12 октября советские военные обрушились на врага и взяли крепость Лахасусу (Фугдин).
Но урок не пошёл белокитайцам на пользу. Они продолжали обстрел из Фугдина. Тогда командарм Блюхер решил разгромить гарнизон противника и уничтожить остатки флотилии. 68-й отряд получил приказ бомбить корабли и наземные артиллерийские точки противника.
Утром 31 октября Э. М. Лухт и Д. И. Боровиков вылетели на поддержку десанта. Несмотря на сильный оружейно-пулемётный огонь, они сделали несколько заходов на бомбометание. Затем показали свое высокое боевое мастерство, обстреливая из пулеметов конницу противника. Также был потоплен флагман китайской флотилии — канонерская лодка «Цзян-Хэн». До сентября 1943 года она будет считаться самым крупным военным кораблём, потопленным советской авиацией.
После сражения в самолёте Лухта насчитали 14 пробоин от разрывных пуль. Вернувшись, Эдуард Мартынович доложил, что враг полностью разбит. По представлению командующего флотилией Э. М. Лухт был награждён вторым орденом Боевого Красного Знамени. Награду ему вручил лично командарм Блюхер.
Одним из первых в округе Э. М. Лухт стал осваивать одиночные и групповые полёты ночью. Но дорога службы никогда не бывает гладкой. Как-то при выполнении ночных групповых полётов столкнулись два самолёта. Погибло четыре авиатора, и дело командира было передано в трибунал.
Прибывший в Хабаровск по делам службы нарком обороны К. Е. Ворошилов, увидев на кителе Лухта дырочки от снятых наград, спросил: «Почему не носите ордена?» Лухт объяснил ситуацию. «Для чего вы проводите ночные полёты?» — последовал второй вопрос. Эдуард Мартынович ответил: «Японцы умеют летать ночью, а мы обязаны это делать лучше их». «Наденьте ордена, трибунала не будет», — закончил разговор Ворошилов.
За большие заслуги в деле защиты границ Э. М. Лухт был награждён знаком «Почётный чекист».
Его заслуги в деле авиационного освоения Тюменского Севера трудно переоценить. Были открыты регулярные авиалинии до Тобольска, Ханты-Мансийска (Самарово), Берёзово, Салехарда и многих других населенных пунктов.
Самолёты доставляли почту, продукты, материалы, оказывали медпомощь, доставляя врачей в труднодоступные районы, обеспечивали связь жителей с ближайшей железнодорожной станцией. Авиация обслуживала геологические, сейсмические и другие экспедиции.
Самолётный парк был небольшим и разнородным по составу: У-2 (ПО-2), Ш-2 (амфибия), МП-1 (МБР-2), Г-1, Сталь, ПС-7 (Р-б), Г-2 (ТБ-3), АИР-1. Было много трудностей: летали по картам-самоделкам, радиосвязи с самолётами не существовало, телефонной надежной связи между аэропортами также не было.
Маршруты, в основном, строились вдоль рек. Вот как, например, был построен маршрут Тюмень — Ханты-Мансийск: Тюмень — д. Созоново — Ярково — Бачелино — Тобольск — Уват — Демьянеское — Реполово — Ханты-Мансийск.
Э. М. Лухт был частым гостем у пионеров и школьников школы № 6 города Тюмени, которая стояла рядом с его домиком, неоднократно организовывал экскурсии детей на аэродром.
При Э. М. Лухте пришло новое пополнение лётчиков. Как командир, он был строгим и требовательным, не терпел недисциплинированности, расхлябанности, разгильдяйства. Был крут с пьяницами. В то же время, очень заботился о благоустройстве своих подчиненных. Для них он добивался более или менее благоустроенных квартир, а сам жил в маленьком, на 4 окна, домике по улице Дзержинского.
Потрясённый трагической гибелью товарищей, он вернулся домой 29 мая. Сказал жене, что очень устал, прилёг на диван, уснул — и больше не проснулся. Медицинского заключения о причине смерти сделано не было — сотрудники НКВД запретили вскрытие. Похоронили Эдуарда Мартыновича на Текутьевском кладбище. В 50-е годы семья Лухта переехала в Москву, и ухаживать за могилой стало некому.
По свидетельству очевидцев, ранее на ней стоял деревянный обелиск с пропеллером красного цвета. Потом дерево истлело, исчез и пропеллер. Осталась лишь заросшая травой чугунная плита, на которой с трудом можно было прочесть: «Лухт Эдуард Мартынович, 1893-1940, трижды орденоносец». «Лётчик в сотые доли секунды переживает больше, чем обычный человек за целый год», говорил Эдуард Мартынович. Но с того, кому даётся больше и спрос строже. Живший на пределе человеческих возможностей Э. М. Лухт ушёл в вечность в неполные 47 лет. Самопожертвование того стоило, ведь он оставил яркий след в истории отечественной и мировой авиации…Во время боёв на КВЖД Лухт часто летал на разведку с В. К. Блюхером и командиром Амурской флотилии Я. И. Озолиным. Однажды попали в сильный туман над Амуром. Внезапно перед самолётом появилась громада железнодорожного моста. «Перепрыгнуть» мост было невозможно. Лухт за доли секунды принял единственно верное решение — отдал ручку от себя и, почти касаясь воды, проскочил под фермой моста.
Как командир Э. М. Лухт был инициативен и смело брал на себя ответственность перед вышестоящим начальством. Так, он построил мосты-аппарели для спуска гидропланов на воду, что не было предусмотрено сметой. В этом увидели чуть ли не вредительство. Лухта вызвали в Москву в ГУ ГВФ и… НКВД. Действия свои он логично обосновал и вернулся из Москвы с благодарностью начальника ГУ ГВФ B.C. Молокова за ценную инициативу, позволившую лучше сохранить матчасть самолётов-гидропланов.
До 1934 года регулярных полётов и специальных аэродромов в Тюмени не было, самолёты садились на большую площадку юго-западнее железнодорожного вокзала и на озеро Андреевское. Известные пилоты Бабушкин, Молоков, Котов, Шевелев, Черевичный, Масленников, Мазурук и др. в экспериментальном порядке осваивали Тюменский Север.
В 1935 году было создало авиапредприятие, непосредственно подчинявшееся Главсевморпути, которое возглавил лётчик Клине. Были построены аэродромы, ангары, служебные помещения. В 1938 г. авиапредприятие было передано в систему ГВФ и реорганизовано в Обский отдельный авиаотряд, первым командиром которого стал Э. М. Лухт.
В 1980 году — инициативная группа ветеранов «Аэрофлота» предложила назвать улицу в Тюмени именем Э. М. Лухта. Улицы с таким названием нет до сих пор.
В октябре 2007 года на коллекционно-нумизматическом аукцион «Гелос» №38 знак №2 в золотом исполнении, которым был награжден Лухт Э. М., был продан за 26 000 долларов(при стартовой цене 5 000 долларов).
В августе 2018 года, за несколько дней до 125-летнего юбилея героя, о его неординарной судьбе, а также плачевном состоянии могилы на Текутьевском кладбище прочитал в нашем издании«Территория опережающего развития» руководитель Тюменского городского совета ветеранов Герман Борисович Смирнов. При помощи Администрации города Тюмени, компании «ЮТэйр-Инжиниринг Тюмень», ИП О. В. Дремин и МКУ «Некрополь» в сжатые сроки ему удалось всё привести в порядок.
22 августа впервые за много лет тюменцы собрались на Текутьевском кладбище, чтобы почтить память Эдуарда Мартыновича Лухта. Тогда вновь и заговорили об улице в его честь. В декабре Г. Б. Смирнов обратился с этим предложением в комиссию по топонимике. Возможно, в ближайшее время мы расскажем вам, как пройти на улицу Эдуарда Лухта.
Судьбоносная встреча с В. М. Фрунзе произошла, когда будущий авиатор вновь работал мотористом, не смея и думать о небе — низшие чины не могли быть лётчиками. Военачальник мгновенно распознал в парне представителя особой породы людей, готовых, как та звезда, что сорвалась и падает, пожертвовать жизнью ради мечты… Такой мечтой для Эдуарда Лухта была авиация, и Василий Михайлович отправил парня в Гатчинскую школу морских лётчиков. После её окончания Лухт попал на Туркестанский фронт, где в 1920 году был назначен командиром звена Туркестанского гидроавиаотряда. За бомбардировку врангелевцев в Крыму авиатор был представлен к ордену Красного Знамени. Правда, вместо ордена ему вручили кожаный лётный костюм… Но позже высокая награда всё же нашла своего героя, причём не единожды. О том, что он достоин, можно судить по тексту наградного листа:
«Лётчик Лухт и механик Тийслер на аппарате М-9 производили боевые полёты с начала и до конца кампании … на аппаратах с ненадёжными моторами, и, несмотря на это, действия лётчиков отмечались смелостью и хорошими результатами.
Все полёты производились под сильным орудийным огнём неприятеля, на высоте не более 700-1200 метров… При полётах обстреливали противника пулемётным огнём и наводили панику на корабли и сухопутные части противника, о чем неоднократно упоминалось в агентурных сведениях».
Под стать друг другу …
После разгрома Врангеля Туркестанский отряд расформировали, а личный состав перевели в Одессу. В городе цветущих акаций Эдуард Лухт повёл в ЗАГС Марию Шотову, своего авиамеханика. Избранница была ему под стать — в прошлом партизанская разведчица, не раз томившаяся в петлюровских застенках. Она рано начала трудиться и всегда старалась идти в ногу со временем. Сначала работала преподавателем по электроэнергии, затем — мастером по ремонту электромоторов, в том числе авиационной техники. Агрегаты, которые она обслуживала, ни разу не отказали.
Поначалу семейная жизнь пары была полна трудностей. И хоть Одесса — не Москва, квартирный вопрос в ней стоял остро. Поселилась пара в сарае на Пересыпи, рабочем районе, неспокойном и грязном. В июле 1921 года у них родилась дочь Людмила.
Будучи женой и матерью, выполняя большую штатную и общественную работу, Мария сумела окончить школу-семилетку. Возглавляла ячейку Российского Общества Красного Креста. Была ворошиловским стрелком. Обучала женщин стрельбе. Водила мотоцикл.
БУКСИРНЫЙ СТАРТ. ПЛАНЕР НЕИЗВЕСТНОГО КОНСТРУКТОРА. СОСТЯЗАНИЯ В КОКТЕБЕЛЕ 1922 ГОД. Э.М. ЛУХТ
Северная эпопея
В 1923 году Эдуард Мартынович освоил технику пилотирования планера и занял призовое место на соревнованиях в Коктебеле. После его вызвали в Москву, учиться на курсах при Военно-воздушной инженерной академии им. Н. Е. Жуковского. А через год направили в Качинскую школу высшего пилотажа. В ней в то время учились B.C. Молоков, М. В. Водопьянов, С. А. Леваневский — будущие участники спасения челюскинцев, известные полярные лётчики, Герои Советского Союза. Дружеские отношения с ними Э. М. Лухт поддерживал до конца своей жизни.
В конце 1926 года Управление Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной Армии рекомендовало Э. М. Лухта в качестве командира лётного звена для участия в Первой советской воздушной полярной экспедиции.
Задачей перехода было выяснение возможности воздушной связи острова Врангеля с мысом Северным (ныне мыс Шмидта), изучение условий полётов над малодоступными областями Заполярья и на трассе от устья Лены до Иркутска.
ПАРОХОД «КОЛЫМА» ПОД КОМАНДОВАНИЕМ ПАВЛА ГРИГОРЬЕВИЧА МИЛОВЗОРОВА.
Пароход «Колыма», обычное грузовое судно, укреплённое в носовой части деревянными распорами, доставил к мысу Северному два самолёта – пассажирский «Юнкерс» и фанерную летающую лодку «Савойя». На них лётчики Эдуард Лухт и Ефим Кошелев должны были совершить полёт на остров Врангеля. Потом на пароходе добраться со своими машинами до устья Лены, откуда по воздуху отправиться в Иркутск. ВЫГРУЗКА САМОЛЕТОВ У МЫСА СЕВЕРНОГО. НА ПЕРВОМ ПЛАНЕ У БОРТА «КОЛЫМЫ» «ЮНКЕРС», ЗА НИМ - «САВОЙЯ»
ЮНКЕРС КОШЕЛЕВА
В начале 20-х годов в Одесском гидроавиаотряде часто стал появляться паренёк, живший неподалёку. Он подружился с лётчиками и механиками, часами наблюдал, как взлетают и садятся самолёты. Вскоре ему стали давать небольшие поручения, иногда лётчики брали его с собой в небо. В будущем весь мир узнает имя воспитанника гидроавиаотряда Сергея Королёва, генерального конструктора ракетно-космической промышленности СССР. Лухт так описывает свой взлёт: «Самолёт уже оторвался от воды, как прогалина кончилась, а высота ещё не была набрана. Выключать мотор было поздно, так как в это время перед нами встал огромный айсберг. Я решил на самолёте, загруженном 500 килограммами бензина, перепрыгнуть ледяную гору высотой с многоэтажный дом. Льдина со стремительной быстротой мчалась навстречу самолёту, и, чтобы не врезаться в неё, пришлось сделать „горку“… Послышался резкий удар самолётного хвоста о лёд, но пугаться уже было некогда. Вслед за первой льдиной я увидел другую — более высокую… Ещё раз тот же манёвр. И снова удача». Когда остров был уже близко, на пути встал густой туман, не позволивший не только сесть на землю, но даже рассмотреть её. Пришлось возвращаться.
Во время челюскинской эпопеи советами Эдуарда Лухта, имевшего большой опыт полётов в суровых северных условиях, широко пользовались все участники спасательной экспедиции.
Однако, «Колыма» оказалась окружённой битым льдом, а поиски чистой воды положительного результата не дали. Садились в глубине тундры, в маленькой лагуне, отстоявшей от парохода на восемь километров. Выбирались на берег по пояс в ледяной воде, потом шли пешком к мысу Северный. Там взяли у чукчей байдару и с большим трудом, то и дело перетаскивая её через льдины, добрались до парохода. На ней же вернулись обратно, доставив на берег горючее для самолёта.
Полёт на остров отложили на следующий день, и 16 июля Лухт и Кошелев приводнилась в бухте Роджерса. В своей книге «Год на острове Врангеля» Эдуард Мартынович вспоминал: «С какой радостью встречали нас эти отрезанные от мира люди! Так радушно и тепло нигде и никогда больше не встречали нас ни раньше, ни потом». Согласитесь, один такой эпизод — и жизнь прожита не зря. А в биографии авиатора их было столько, что хватило бы не на один увлекательный роман.
Отдохнув на острове, лётчики собрались в обратный путь. В задачу Эдуарда Мартыновича входило пролететь западнее острова — для разведки льдов. Маршрут преодолели поэтапно: бухта Тикси — Булун — Джарджан — Жиганск — Якутск — Исетск — Олекминск — Киренск — Усть-Кут — Жигалов — Качуг — Иркутск. Надо льдами Северно-Полярного моря, тундрой пустынных прибрежий Арктики и дикой тайгой Сибири лётчики прошли 7,5 тыс. километров.
Лётчик 5 раз представлялся к ордену Красного Знамени, и 2 раза Сталин вычеркивал его из списка. За что Э. М. Лухт получил третью награду, не знают даже в его семье.
В местах посадок проходили митинги, беседы, показательные агитполёты. О достижениях советских авиаторов писали крупнейшие мировые издания. ЦИК Якутии наградил Э. М. Лухта грамотой и нагрудным знаком «Открывателю воздушного пути Якутии от ЯкЦИКа», шкурами белого медведя и песца. Также ходатайствовали о награждении его орденом Красного Знамени, который в этом же году и появился на кителе Э. М. Лухта, ведь результаты героической воздушной эпопеи имели огромное значение для будущих высокоширотных полётов.
ЛИЧНЫЙ СОСТАВ 68-ГО РЕЧНОГО АВИАОТРЯДА. В ЦЕНТРЕ ЭДУАРД ЛУХТ. НА ВТОРОМ ПЛАНЕ ГИДРОПЛАНЫ МР-1.
Враг полностью разбит
В 1929 году китайские власти сосредоточили войска у границ СССР, захватили Китайско-Восточную железную дорогу, арестовали сотни советских граждан. Для противодействия белокитайцам была создана Особая Дальневосточная Армия, которую возглавил В. К. Блюхер. Ей подчинялась Амурская флотилия, в состав которой входил 68-й гидроавиаотряд под командованием Э. М. Лухта. Была поставлена задача уничтожить Сунгарийскую флотилию и разгромить неприятеля у города Футдина. Её достижение с воздуха обеспечивал в том числе 68-й авиаотряд. 12 октября советские военные обрушились на врага и взяли крепость Лахасусу (Фугдин).
Но урок не пошёл белокитайцам на пользу. Они продолжали обстрел из Фугдина. Тогда командарм Блюхер решил разгромить гарнизон противника и уничтожить остатки флотилии. 68-й отряд получил приказ бомбить корабли и наземные артиллерийские точки противника.
Утром 31 октября Э. М. Лухт и Д. И. Боровиков вылетели на поддержку десанта. Несмотря на сильный оружейно-пулемётный огонь, они сделали несколько заходов на бомбометание. Затем показали свое высокое боевое мастерство, обстреливая из пулеметов конницу противника. Также был потоплен флагман китайской флотилии — канонерская лодка «Цзян-Хэн». До сентября 1943 года она будет считаться самым крупным военным кораблём, потопленным советской авиацией.
После сражения в самолёте Лухта насчитали 14 пробоин от разрывных пуль. Вернувшись, Эдуард Мартынович доложил, что враг полностью разбит. По представлению командующего флотилией Э. М. Лухт был награждён вторым орденом Боевого Красного Знамени. Награду ему вручил лично командарм Блюхер.
«Трибунала не будет! Надеть ордена…»
После подавления белокитайцев, лётчик продолжал служить в Хабаровске. Строил аэродромы, казармы, передавал боевой и лётный опыт молодёжи. Одной из главных его задач была забота о быте авиаторов-краснофлотцев. Практический ум Лухта всегда находил что-то новое, полезное, нужное. Так, например, он предложил использовать даровую энергию горячих природных источников для обогрева теплиц. В результате этой инициативы в пищевом рационе авиаторов круглый год были свежие овощи. Одним из первых в округе Э. М. Лухт стал осваивать одиночные и групповые полёты ночью. Но дорога службы никогда не бывает гладкой. Как-то при выполнении ночных групповых полётов столкнулись два самолёта. Погибло четыре авиатора, и дело командира было передано в трибунал.
Прибывший в Хабаровск по делам службы нарком обороны К. Е. Ворошилов, увидев на кителе Лухта дырочки от снятых наград, спросил: «Почему не носите ордена?» Лухт объяснил ситуацию. «Для чего вы проводите ночные полёты?» — последовал второй вопрос. Эдуард Мартынович ответил: «Японцы умеют летать ночью, а мы обязаны это делать лучше их». «Наденьте ордена, трибунала не будет», — закончил разговор Ворошилов.
За большие заслуги в деле защиты границ Э. М. Лухт был награждён знаком «Почётный чекист».
На земле Тюменской
В 1938 году Эдуард Мартынович Лухт в звании полковника был назначен командиром Обского отдельного отряда ГВФ, руководство которого размещалось в Тюмени. Его заслуги в деле авиационного освоения Тюменского Севера трудно переоценить. Были открыты регулярные авиалинии до Тобольска, Ханты-Мансийска (Самарово), Берёзово, Салехарда и многих других населенных пунктов.
Самолёты доставляли почту, продукты, материалы, оказывали медпомощь, доставляя врачей в труднодоступные районы, обеспечивали связь жителей с ближайшей железнодорожной станцией. Авиация обслуживала геологические, сейсмические и другие экспедиции.
Самолётный парк был небольшим и разнородным по составу: У-2 (ПО-2), Ш-2 (амфибия), МП-1 (МБР-2), Г-1, Сталь, ПС-7 (Р-б), Г-2 (ТБ-3), АИР-1. Было много трудностей: летали по картам-самоделкам, радиосвязи с самолётами не существовало, телефонной надежной связи между аэропортами также не было.
Маршруты, в основном, строились вдоль рек. Вот как, например, был построен маршрут Тюмень — Ханты-Мансийск: Тюмень — д. Созоново — Ярково — Бачелино — Тобольск — Уват — Демьянеское — Реполово — Ханты-Мансийск.
Э. М. Лухт был частым гостем у пионеров и школьников школы № 6 города Тюмени, которая стояла рядом с его домиком, неоднократно организовывал экскурсии детей на аэродром.
При Э. М. Лухте пришло новое пополнение лётчиков. Как командир, он был строгим и требовательным, не терпел недисциплинированности, расхлябанности, разгильдяйства. Был крут с пьяницами. В то же время, очень заботился о благоустройстве своих подчиненных. Для них он добивался более или менее благоустроенных квартир, а сам жил в маленьком, на 4 окна, домике по улице Дзержинского.
ЭДУАРД ЛУХТ НА ПЕРВОМАЙСКОЙ ДЕМОНСТРАЦИИ, ТЮМЕНЬ, 1940 ГОД
Звезда, что сорвалась и падает…
В мае 1940 года тюменских авиаторов вызвали на совещание в Москву. Шестнадцать подчинённых Эдуарда Мартыновича вылетели в столицу на день раньше своего задержавшегося по делам службы руководителя. Во время путешествия самолёт задел линию электропередач, упал и сгорел. На совещании Эдуард Лухт присутствовал один. Потрясённый трагической гибелью товарищей, он вернулся домой 29 мая. Сказал жене, что очень устал, прилёг на диван, уснул — и больше не проснулся. Медицинского заключения о причине смерти сделано не было — сотрудники НКВД запретили вскрытие. Похоронили Эдуарда Мартыновича на Текутьевском кладбище. В 50-е годы семья Лухта переехала в Москву, и ухаживать за могилой стало некому.
По свидетельству очевидцев, ранее на ней стоял деревянный обелиск с пропеллером красного цвета. Потом дерево истлело, исчез и пропеллер. Осталась лишь заросшая травой чугунная плита, на которой с трудом можно было прочесть: «Лухт Эдуард Мартынович, 1893-1940, трижды орденоносец». «Лётчик в сотые доли секунды переживает больше, чем обычный человек за целый год», говорил Эдуард Мартынович. Но с того, кому даётся больше и спрос строже. Живший на пределе человеческих возможностей Э. М. Лухт ушёл в вечность в неполные 47 лет. Самопожертвование того стоило, ведь он оставил яркий след в истории отечественной и мировой авиации…Во время боёв на КВЖД Лухт часто летал на разведку с В. К. Блюхером и командиром Амурской флотилии Я. И. Озолиным. Однажды попали в сильный туман над Амуром. Внезапно перед самолётом появилась громада железнодорожного моста. «Перепрыгнуть» мост было невозможно. Лухт за доли секунды принял единственно верное решение — отдал ручку от себя и, почти касаясь воды, проскочил под фермой моста.
Как командир Э. М. Лухт был инициативен и смело брал на себя ответственность перед вышестоящим начальством. Так, он построил мосты-аппарели для спуска гидропланов на воду, что не было предусмотрено сметой. В этом увидели чуть ли не вредительство. Лухта вызвали в Москву в ГУ ГВФ и… НКВД. Действия свои он логично обосновал и вернулся из Москвы с благодарностью начальника ГУ ГВФ B.C. Молокова за ценную инициативу, позволившую лучше сохранить матчасть самолётов-гидропланов.
До 1934 года регулярных полётов и специальных аэродромов в Тюмени не было, самолёты садились на большую площадку юго-западнее железнодорожного вокзала и на озеро Андреевское. Известные пилоты Бабушкин, Молоков, Котов, Шевелев, Черевичный, Масленников, Мазурук и др. в экспериментальном порядке осваивали Тюменский Север.
В 1935 году было создало авиапредприятие, непосредственно подчинявшееся Главсевморпути, которое возглавил лётчик Клине. Были построены аэродромы, ангары, служебные помещения. В 1938 г. авиапредприятие было передано в систему ГВФ и реорганизовано в Обский отдельный авиаотряд, первым командиром которого стал Э. М. Лухт.
В 1980 году — инициативная группа ветеранов «Аэрофлота» предложила назвать улицу в Тюмени именем Э. М. Лухта. Улицы с таким названием нет до сих пор.
В октябре 2007 года на коллекционно-нумизматическом аукцион «Гелос» №38 знак №2 в золотом исполнении, которым был награжден Лухт Э. М., был продан за 26 000 долларов(при стартовой цене 5 000 долларов).
В августе 2018 года, за несколько дней до 125-летнего юбилея героя, о его неординарной судьбе, а также плачевном состоянии могилы на Текутьевском кладбище прочитал в нашем издании«Территория опережающего развития» руководитель Тюменского городского совета ветеранов Герман Борисович Смирнов. При помощи Администрации города Тюмени, компании «ЮТэйр-Инжиниринг Тюмень», ИП О. В. Дремин и МКУ «Некрополь» в сжатые сроки ему удалось всё привести в порядок.
22 августа впервые за много лет тюменцы собрались на Текутьевском кладбище, чтобы почтить память Эдуарда Мартыновича Лухта. Тогда вновь и заговорили об улице в его честь. В декабре Г. Б. Смирнов обратился с этим предложением в комиссию по топонимике. Возможно, в ближайшее время мы расскажем вам, как пройти на улицу Эдуарда Лухта.
14 декабря 1927 года — орден Красного Знамени «За проявленное мужество» за поход к острову Врангеля.
13 февраля 1930 года — орден боевого Красного Знамени «За отличия в боях с белокитайскими милитаристами на КВЖД».
Когда и за что Э. М. Лухт получил третий орден, не знают даже в его семье.
1927 год — нагрудный знак «Открывателю воздушного пути Якутии от ЯкЦИКа».
1927 год — знак «За экспедицию на остров Врангеля. 1924».
15 октября 1935 года — знак «Почётный работник ВЧК-ГПУ (XV)» (приказ НКВД, № 325), в связи с 20-летием службы авиации.
13 февраля 1930 года — орден боевого Красного Знамени «За отличия в боях с белокитайскими милитаристами на КВЖД».
Когда и за что Э. М. Лухт получил третий орден, не знают даже в его семье.
1927 год — нагрудный знак «Открывателю воздушного пути Якутии от ЯкЦИКа».
1927 год — знак «За экспедицию на остров Врангеля. 1924».
15 октября 1935 года — знак «Почётный работник ВЧК-ГПУ (XV)» (приказ НКВД, № 325), в связи с 20-летием службы авиации.
Актуальное
больше
Актуальная информация
2-10-2023, 12:00
Продается новая Фабрика-кухня «Погребок»
Актуальная информация
15-05-2023, 09:00
II ежегодный общенациональный форум РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 2023 традиционно пройдёт в июне в Карелии 28-29 июня 2023 года
Актуальная информация
1-12-2022, 12:24
35-летие поискового движения Тюменской области
Актуальная информация
25-11-2022, 10:11
Владимир ЧИРСКОВ: «Человек воспитывается трудом»
Популярное
Виталий АКСЕНОВ: «Мой жизненный путь был предопределен»
Человек-легенда. ЭПОХА БОГОМЯКОВА: биография трудолюбивого руководителя
Владимир ЧИРСКОВ: От механика до министра
Юрий ШАФРАНИК: «Я ЖЕЛАЮ РОССИИ БЛАГОПОЛУЧИЯ!»
Борис ЩЕРБИНА: ТИТАН ЭПОХИ. 100 лет со дня рождения
Лед и пламень академика МЕЛЬНИКОВА