Сегодня:
ТОР » Персоны » Николай ТАСОВОЙ: Оставить след, а не наследить…
Николай ТАСОВОЙ: Оставить след, а не наследить…
Николай ТАСОВОЙ: Оставить след, а не наследить…
Ветеран труда
Тюменская область это край героев – в этом нет никакого сомнения. Великая эпоха освоения нефтегазового комплекса вписала в историю России имена выдающихся учёных, первопроходцев, организаторов и тех, чьим трудом бурились скважины, строились дороги, тянулись нитки нефтегазопроводов. За витриной из орденов и почетных званий видна стена с портретами сотен тысяч людей, которые в полярную ночь, в 40-ка градусные морозы и в зной, через облака гнуса гнули под себя линию жизни, так считали правильным. И выковали эту линию, и закалили. И заслужили, чтобы и о них мы помнили. Сегодня в год 60-летнего юбилея мы поздравляем Николая Владимировича Тасового, отдавшего 36 лет освоению Тюменского Севера.
Дата публикации: 18-08-2019, 13:50
Информация Награды Мнения людей

Тюменская область это край героев – в этом нет никакого сомнения. Великая эпоха освоения нефтегазового комплекса вписала в историю России имена выдающихся учёных, первопроходцев, организаторов и тех, чьим трудом бурились скважины, строились дороги, тянулись нитки нефтегазопроводов. За витриной из орденов и почетных званий видна стена с портретами сотен тысяч людей, которые в полярную ночь, в 40-ка градусные морозы и в зной, через облака гнуса гнули под себя линию жизни, так считали правильным. И выковали эту линию, и закалили. И заслужили, чтобы и о них мы помнили. Сегодня в год 60-летнего юбилея мы поздравляем Николая Владимировича Тасового, отдавшего 36 лет освоению Тюменского Севера.

- Николай Владимирович, кто были Ваши родители, и какое влияние они оказали на Вас и на Вашу судьбу? 

Г. ТАГАНРОГ, 1970 ГОД

Отец, Владимир Трофимович, родился в 1927 году, по жизни был отличным мастером - строителем. Везде, где он работал, его очень ценили. Он не воевал, но войну видел своими глазами. В хуторе Черноморском, где жили с мамой, проходила линия фронта. Пережил и авиабомбёжки и артобстрелы. Его с родными хотели угнать в Германию, но ему как-то удалось сбежать. После освобождения Крыма приехал работать в Севастополь, восстанавливал из руин город. Потом был призван в Советскую армию. Принимал участие в реконструкции памятника Затопленным кораблям (погибшим морякам). Строил диораму на Сапун-горе. Мастер был исключительный, своими руками построил дом от фундамента до крыши. В этом доме мы и жили на Кубани до 1967 года, потом переехали в г. Таганрог. Именно он научил меня не бояться труда. Мать, Елизавета Петровна, 1931 года рождения, прожила тяжёлое голодное детство, работала с малых лет. С 11 лет подрабатывала домработницей. В 16 лет уехала к старшей сестре Тоне работать на стройку в Севастополь, там и познакомилась с отцом, вышла за него замуж. Родители были люди простые, но очень порядочные и трудолюбивые. Я был четвертым ребенком в семье. Старшие: сестра Люба, брат Александр, сестра Надя.
 П. САУК-ДЕРЕ, 1965 ГОД

- Какие события из детства Вам запомнились?
Детские воспоминания такие сбивчивые, но приятные. Когда жили на Кубани в п. Саук-Дере под г. Крымском, собирали в лесу кизил, орехи… В этих местах проходила так называемая «Голубая линия» фронта. Отголоски войны лежали на поверхности, у меня были советские и немецкие каски, ракетница. В нашем поселке до 1937 года добывали ракушечник, поэтому много пещер - штольней, некоторые потом стали использовать для хранилищ вина. Во время войны был немецкий, а потом советский госпиталь. Помню, нашли землянку, которую как будто только что оставили солдаты – на большом камне стояла лампа-коптилка из сплющенной гильзы, разные ржавые патроны. Потом ещё пещеру с множеством патронов и снарядов. Однажды нашли пещеру длинной метров 100, через которую попали в штольни, где хранились вина в огромных бочках. Помню свои испуги – как напугал меня шакал. Пришел вечером во двор, стоял, смотрел и выл. Помню огромного, размером с детскую ладонь мохнатого паука, ползущего по ноге. В общем беззаботное, счастливое, босоногое детство.
В 1967 году мы переехали в Таганрог, жили, прямо скажем, бедненько. А мне, как любому ребенку, хотелось велосипед. Я искал старые колеса, запчасти, что-то выменивал, что-то выпрашивал у сверстников – так что лет в 12-13 собрал своими руками 3 велосипеда. Один велосипед специально для кросса. Второй переделал в мопед, поставив на велосипедную раму мотор Д-4. Мы, пацаны, на автодроме устраивали соревнования на скорость и гонки через трамплины.


В 14 лет я собрал мопед. К этому возрасту я уже настолько изучил конструкцию мопеда, что ко мне приходили, просили помочь отремонтировать, настроить зажигание. Для меня плёвое дело было перебрать движок, поменять поршень, кольца, коленвал. В это время у меня, наверное, тяга к механике и сформировалась. 
И мечта о самолётах. Над нашим домом летали истребители МИГ-21, и я думал, что однозначно стану лётчиком. Хотел поступать в Ейское летное училище, но меня не взяли. Не прошёл медкомиссию. Сильно расстроился. Спустя годы понял, что надо было идти в технари, обслуживать самолеты, быть в авиации. Ну а жизнь сложилась так, что с техникой, с машинами, с тракторами, с экскаваторами, с импортной техникой я всегда был на «ты».

- Как случился выбор профессии, жизненного пути?
Поскольку, как я сказал, жили небогато, я хотел вносить свой вклад в семью. Да и долг перед родителями, тогда это были не просто слова. Дети, как только взрослели, начинали о них заботиться. Это и определило, что я не стал доучиваться до 10 класса, а пошел в училище учиться на токаря-фрезеровщика. Получал стипендию 35 рублей, из которых 10 рублей отдавал матери, 10 рублей платил за съем квартиры, а на остальные жил. Так что сам себя стал обеспечивать уже с 14-ти лет. 
Учеба нравилась, особенно мне давалось черчение. И чертил хорошо и читал чертежи – с одного взгляда мог представить себе 3-D модель детали. После окончания училища работал на заводе «Прибой», фрезеровал детали для гидросамолета БЕ-12.
ПОСЛЕ ДЕМОБИЛИЗАЦИИ, Г. ДОНЕЦК, 1980 ГОД

В 1974 году мама купила дом и переехала в Донецк. В доме были еще с войны заклеенные газетой крест-накрест окна, старенькая на изоляторах кручёная проводка. И я (а мне было 16 лет) сам во всём доме заменил провода, переделал проводку на внутреннюю. Сам я остался в Таганроге, откуда меня и забрали в армию в 1978 году. По иронии судьбы попал служить в аэродромную роту, к самолётам. Дальняя авиация, ракетоносцы – я был счастлив. Мы готовили самолеты к вылетам – заправляли топливом, заряжали аккумуляторы, поддерживали ВПП (взлетно-посадочную полосу) в боевой готовности, подвозили ракеты. Служба была не из легких. Но что характерно, дедовщины у нас, как таковой, не было, как и в большинстве боевых частей.

СЛУЖБА В АРМИИ, 1979 ГОД

После армии вернулся уже в Донецк и устроился на завод по ремонту шахтного оборудования формовщиком механической и ручной формовки и по совместительству помощником медеплавильщика. Отработал год, и тут начались разговоры про работу на Тюменском Севере. Бывалые меня пугали, мол, условия суровые, работа тяжелая. Но это, скорее, потому, что не хотели меня отпускать.

- Но все-таки решили поехать?
Я еще с 5-го класса мечтал о севере. Глядя на картинки в учебнике природоведения, Крайний Север мне казался заманчивым краем с чумами, полярным сиянием и дикой природой. И тогда, в 1981  году, я собрал свои немногочисленные пожитки, купил билет и улетел в Надым. И встретило меня северное сияние из всех цветов радуги. Словами эту красоту не передать, и товарищ, встречавший меня, так и сказал: «Ну, тебе повезло, обычно северное сияние не такое красивое, а тут прям, разноцветное, наверное, будет тебе удача, раз так тебя Север встречает». Правда, мороз был градусов 30, а я в тоненькой курточке – замерз, пока добрались до общежития. Устроился в новый трест Севертрубопроводстрой СУЗР-2 (строительное управление землеройных работ). Первая моя работа была водителем. Сначала на ЗИЛ-157, УРАЛ-375, позже директор управления Ю.И. Денисов забрал меня к себе возить его на УАЗике. 
Г. НАДЫМ, 1984 ГОД

- Задумывались ли Вы когда-нибудь об учебе, и как повлияла она на дальнейшую Вашу карьеру?
У меня всегда была тяга к знаниям познавать новое, самосовершенствоваться. Работая на трассе, приходилось помогать слесарям по ремонту строительной техники делать техобслуживание, замену масла в узлах СДМ (строительно-дорожных механизмов). Для этого двухсотлитровые бочки с маслом разогревали на костре, и теплое масло заливали в двигатель. Это и долго, и масло подгорало на костре. И я подал рацпредложение директору, поставить на базе автомобиля емкости под разные виды масла, подогрев производился электрическими тэнами от сети и автономным генератором 220/380 в, который установили в кунге, а привод сделали от КОМ (коробка отбора мощности). Раздача теплого масла производилась через насос, работающий от электричества, выдаваемый генератором. Все это мы с механиком В. Забловским воплотили в жизнь. Механизаторы и слесаря были в восторге. После этот автомобиль работал еще долгие годы на разных участках строительства газопроводов. 
В 1989-году я окончил годичные курсы механиков, а в 1992 году заочно поступил в Оренбургский аграрный техникум по специальности техник-электрик; на защиту пошел первым и успешно закончил учебу. И уже с 90-го года работал механиком участка в СМУ-60 (строительно - монтажное управление), которое возглавлял директор В.А. Юрьев, и у меня было на участке около 100 единиц отечественной и импортной строительной техники, автотранспорта.
В 1997 году меня назначили главным механиком управления, и в зоне моей ответственности оказалось под 500 единиц техники – это означало, что опять нужно получать образование. 
Поэтому поступил в ТГНГУ (Тюменский государственный нефтегазовый университет), успешно защитился, окончил по специальности «Сервис и техническая эксплуатация автотранспорта строительных машин и оборудования». 
Многому и много приходилось учиться по работе, сдавать до 15 экзаменов в год, чтобы получить аттестацию. Приходилось зазубривать наизусть большие объемы цифр, нормативов, СНиП. В ГАЗПРОМе прошел повышение квалификации ИТР за безопасную эксплуатацию паровых и водогрейных котлов, был ответственным газовой котельной. Выучился на инспектора отдела кадров, ИТР по обслуживанию импортной техники Комацу, Като, Хитачи, инженера БДД. Имею водительское удостоверение на все категории и удостоверение на право управления СДМ (строительно - дорожной техникой), тоже все категории, удостоверение вождения катером и моторных лодок. А вот главным моим учителем была жизнь. 
Уровень поручений мне вырос. Были и командировки на Дальний Восток по строительству нефтепровода Сахалин – Де-Кастри.
Позже из управления меня переведут в трест СТПС, отдел главного механика. Отработал в тресте 26 лет и этим горжусь, участвовал в строительстве множества газопроводов диаметром 1420, общей протяжённостью более 8000 км. - Уренгой – Помары – Ужгород, Уренгой – Центр I и II нитки, Уренгой – Петровск, Уренгой – Новопсков, Ямбург – Елец I и II нитки, Ямбург – Западная граница, Ямбург – Тула I и II нитки, Северные регионы Тюменской области – Нечерноземье, Северные районы Тюменской области – Урал, Заполярье – Уренгой I, II и III нитки, Татарский пролив – Де Кастри (проект Сахалин – 1), Находкинское месторождение – ГКС – 1, 2. В 2002 году награжден Почетной грамотой министерства энергетики РФ, в 2003 присвоено звание «Почетный строитель». Газопроводы построили, и необходимость дальнейшего существования треста СТПС отпала. После ликвидации треста, работал в других управлениях на разных должностях: инженером БДД, инженером ТБ, зам. директора по механизации, главным механиком. 
Так я и проработал в Надыме до самой пенсии и решил вернуться в родные края: Анапа - моя родина, город моего детства, очень мне знакомый, тут и решил обосноваться.

- Когда приехали на Тюменский Север, быстро адаптировались, не было желания сбежать?
Адаптировался не быстро, работа трассовая. Первый год было сложно, приходилось познавать природу, климат, жить в вагончиках и балках, работать в особых экстремальных условиях, что называется - выживать. Я в жизни много что умел делать – и меня трудности не пугали. Даже интересно было это преодоление трудностей, испытание духа в себе и борьбы человека над природой. Порой условия создавали сами себе. В 1982 году с товарищем Силенко Валерой, построили из подручного материала передвижной вагончик на санях, смастерили мебель, сварили автономное отопление, так и таскали вагончик по участкам: 86 км под г. Н. Уренгоем, 252 км п. Пангоды, Надым, где жили и отдыхали после работы.

ТРАССА, НА ОТДЫХЕ ПОСЛЕ РАБОТЫ В ВАГОНЧИКЕ, 1984 ГОД
С ДРУГОМ ВАЛЕРОЙ ЗАБЛОВСКИМ

Метель в тундре коварная. Работая на машине, приходилось преодолевать снежные заносы, и застревал по двое суток в тундре, и ночевал в машине, потому что трассу очень быстро заметало, а расчищать не успевали. Но не было паники, хотя морозы стояли за 40. Минус 35-40 градусов - обыденное дело. А весной, когда тундра начинает таять, приходилось преодолевать ручьи, речушки. Когда едешь по тундре: и жижа, и бампера на машине не видно, когда тонет машина, и двигатель заливает водой, и приходится вытаскивать с помощью гусеничной техники, сливать масло с двигателя, делать замену, сушить свечи. Эта работа для сильных, мы себя такими и считали.

- Север коварен – были опасные случаи?
Один раз выехал в 35 градусов с участка на 256 км трассы газопровода, а пока доехал на дальний участок 76 км, под Ямбургом, ударило - 58. При такой температуре металл как стекло становится, вот по дороге и скрутило карданный вал от раздатки на задние мосты, ехали на одном переднем мосту. Это было под Новый год 1985, 26 декабря, и со мной послали кассира и бухгалтера закрыть наряды и выплатить деньги рабочим. Я их отговаривал, мол, откажитесь от поездки, потому что мороз сильный, а ехать далеко, часов 6. Ну и в итоге, пока ехали, к концу поездки и печка отказала, и стекла замерзли. Я тосолом стекла протираю у себя, тосол лед на окне растворяет, но пленка такая, что еле видно, куда едешь. Думаю, сейчас если спереди кардан обломит, тогда всё, а сломать могло, как спичку, учитывая, что вся нагрузка на один кардан. И дорога, если можно так назвать (колея) по тундре, снег, заносы. Когда приехали, кассира мужики выносили на руках – она замерзла так, что ни руки, ни ноги у нее не сгибались. Отогревали её, отпаивали чаем. Я и сам так замерз, что думал уже не доедем.
Приходилось осенью, когда заморозки до - 4 ночевать в лесу. На торфянике разводил костёр, и когда прогревалось место под костром, сдвигал костёр в сторону - земля под ним прогревается. Накидаешь какую-нибудь ряску и можешь лежать, спать. Тепло от него идет часа 3-4. Спишь, почти как на печке. Покушать: рыба, ягоды, грибы, кедровые шишки - всегда есть.

П. ЯМБУРГ, 1984 ГОД
Год восьмидесятый,
Газопровод, стройка.
Ямбург для отважных,
Выносили стойко.
Ветер, грязь, морозы,
Не страшна нам стужа,
Странам и народу
Газ природный нужен.

- Семью тоже на Севере нашли?
Это был 1982 год. После отпуска пришел в управление, зашел в ОТИЗ (отдел труда и зарплаты) и там увидел её, девушку своей мечты. Она по окончанию института приехала работать из Оренбурга. Я, когда зашел в кабинет, так и обомлел! Как будто сияние какое-то… Так и есть, оказалось её зовут Светлана. 

П. ПАНГОДЫ,1983 ГОД

- Это была любовь с первого взгляда?
Да. Я ей стихотворение написал о нашей первой встрече.
Начал ухаживать, даже пришлось выяснять отношения (подрался) из-за неё с парнем, который тоже имел на неё виды. Потом сделал предложение, подали заявление и сыграли комсомольскую свадьбу в Надыме. В ЗАГС поехали на УАЗике, а гости на вахтовке УРАЛ. Отмечали в кафе «Встреча». В то время была борьба с алкоголем, спиртное не рекомендовано было публично выставлять, поэтому шампанское, вино было на столе, а вот кому покрепче - официанты ходили с чайником и спрашивали «кому чай».
НАДЫМ, 1984 ГОД
НАДЫМ, 1986 ГОД

А за рулём свадебного автомобиля я сам был. Сварщик сварил дугу над автомобилем, а на дуге были два кольца, которые я выкрасил «золотой» краской. Свадьба была многолюдная.
А в 1985 году родился сын Евгений. Жили дружно, в согласии. Были, конечно, разногласия по молодости, но это так, притирки в отношениях. Любили и заботились друг о друге до конца. Повезло и с тещей, и с тестем – замечательные, образованные люди. С тещей Лихачевой Татьяной Ивановной до сих пор поддерживаем родственные, близкие отношения, созваниваемся, по возможности встречаемся, приезжаю к ней. В 2002 году случилась трагедия, умерла жена Светлана… Вся жизнь, как она виделась, будущее семьи – рухнула.

Пролетели года,
Но тебя не забыть.
Повстречались в СУ-2,
Клялись вечно любить.
 
Ты ушла в мир иной, 
Грусть печаль на душе.
И любовь и покой,
Не вернуть мне уже.
 
Ты осталась одна,
В моем сердце навек.
Ты мой друг и жена,
Мой родной человек.
 
Без тебя грустно жить,
Нет подруги милей.
Мне тебя не забыть,
И любовь все сильней.

Я, конечно, понимал, что надо жить дальше, воспитывать, учить, заботиться о сыне, которому еще не исполнилось 17 лет… Но время лечит, как-то оклемался. Через четыре года женился. А в 2008 году родилась дочка Дарья. Очень надеюсь, что дети унаследуют мои лучшие качества.

- Говорят, что на Север ехали только за длинным рублём, а жить там не интересно.
Всё зависит от человека. Мне всё был интересно, и настолько я был полон сил и энергии, что пытался и картины рисовать, и стихи писать, научился играть на гармошке, увлекся рыбалкой. А какая осень здесь, какие краски, грибы, ягоды! И люди приезжали сюда лучшие, правильные что ли… 


Крепка зима, мороз трещит за сорок,
За мглой невидно даль и вышины.
И виден лишь заснеженный пригорок
Да белое безмолвье тишины.
 
Здесь замерло на время все живое
До первой капели, до весны.
Гуляет сильный ветер здесь по воле
От тундры, от бескрайней, до луны.
 
Зима уходит, солнце землю согревает.
Растает снег, и вновь придёт весна,
И зажурчат ручьи, и тундра оживает,
Ковром цветов покроется она.
 
И крик гусиной стаи слышен будет,
Царь тундры выйдет - северный олень.
И песнь свою весеннюю он не забудет.
Трубить он станет всем: «Пришёл весенний день!»
 
Всё оживает в это время года,
Земля, река, озера, берега.
Короткое полярное здесь лето,
И вслед ему опять придёт зима…

- Люди, с которыми Вы работали на Севере, какие они?
В первые годы, когда я начал работать в Надыме, мне очень везло на людей, это были энтузиасты. Да оно и понятно - на Север ехали лучшие люди. И, несмотря на то, что люди были со всего Союза (русские, татары, башкиры, украинцы, белорусы, с Кавказа), коллективы были сплоченные. Жили дружно, взаимовыручка была, выдержка, терпение, поддержка – это Север, там по-другому не выжить. Была гордость и за себя, и за страну – делали грандиозное дело. 
Вспоминаю своего руководителя – Юрьева Владимира Александровича, он дал мне «путевку в жизнь», многому научился у него.
В 1989-м году познакомились с Игорем Александровичем Шаповаловым – дельный был мужик, очень грамотный руководитель, дружили семьями. В 2002 году познакомился с Валерием Павловичем Короткевичем, учителем - программистом, с которым дружим по настоящее время. С Эриком Билаловичем Ахмедовым, Надымским композитором, певцом-песенником. Человек духовный, мудрый, с ними мы стали очень близкими друзьями. Сдружились, сошлись. Вместе не один год сплавлялись по реке Белой.

СПЛАВ ПО Р. БЕЛАЯ, 2014 ГОД

Он многое мне дал, помогал и советы давал дельные по жизни. Много ещё хороших людей, всех не перечислишь. Жить на Севере интересно было, он завораживал, притягивал к себе. Каждый раз, когда заканчивался очередной отпуск, душа рвалась в Надым, на Север.

- А как Вам полярные день и ночь?
Да пока были молодые сильно и не тяготились, работал в основном в Заполярье. Зима долгая и суровая, морозы начинались в сентябре, с ноября по февраль солнце выходило на пару часов. А летом ровно наоборот: солнце заходит на час и снова в зените. А за работой не сильно-то и заметно. Работали по 12 часов, бывало и больше. Работа трассовая, тяжелая, бытовые условия далеко не всегда соответствовали – сырость, холод. В вагончиках спали по восемь человек, двухъярусные кровати, печки топили дровами, пилили лес (березу, листвянку), дрова сырые не всегда горят, когда и тухнут вовсе. Под утро вагончик остывал, бывало так, что шапка к стенке примерзала. Да-да, именно шапка – спали одетыми. Потом, конечно, начали строить котельные, условия для проживания старались улучшать. 


- Ну, а теперь юг, Анапа, заслуженный отдых на пенсии?
Именно - заслуженный отдых, но пенсия не заслуженная. За время трудового стажа столько было отчислений в Пенсионный фонд, и, конечно же, должен был жить на пенсии достойно. Дети, внуки, близкие, живут в разных уголках нашей Родины, хотелось бы приезжать, видеться чаще, мать живет в ДНР, а там не всегда спокойно, это вторая война в её жизни, но она уезжать не хочет. Любимая теща, Лихачёва Татьяна Ивановна, живет в Оренбурге, родной человек. Ко всем бы хотелось ещё приехать, но на пенсию сильно не разгуляешься. Зато есть море, солнце, чистый воздух, вечерние прогулки по набережной и медали, грамоты в коробке – «Ударник труда», «Победитель соцсоревнования», Почетная грамота министерства энергетики РФ, «медаль Почетный строитель», «Ветеран труда», «Ветеран Ямало-Ненецкого округа», памятная медаль в ознаменовании 100-летия Б.Е. Щербины.

- Какие планы на будущее?
Жизнь покажет – при мне моя голова, руки, знания и опыт. Сгожусь еще на что-нибудь!
 
БЛИЦ-ОПРОС

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы достичь успеха?
- Успех - это определённый набор свойств личности, которые позволяют добиваться поставленных в жизни целей. По мне трудолюбие и целеустремлённость - это главное. Следующее – нужно иметь мечту, без неё можно всю жизнь проплыть по течению. Дальше, на мой взгляд, необходимо многое уметь, причем овладеть самыми разными специальностями на высоком уровне. 


- Какая Ваша самая характерная черта?
- Надежность, порядочность, на которой я и получил свой авторитет – для меня это очень ценно, я этим дорожу. А вот выдержки мне не всегда хватало.

- Способность, которой хотелось бы обладать?
- Не то, чтобы еще чем-то обладать, хотелось бы развивать дальше, то, что имею.

- Что помогает принять правильное решение в ситуации?
- Правильно выдержанная пауза, иногда быстрая реакция, всё зависит от ситуации.

- Самый лучший совет, и кто его дал?
- Я стараюсь не пользоваться советами людей, а жить своей головой. А вот прислушиваться к дельным советам и после этого принимать правильное, взвешенное решение иногда не помешает.

- В чём секрет счастья?
- В любви, в детях, во внуках, в друзьях, в здоровье и в достатке! Простите за цинизм…

- Что считаете самым большим несчастьем?
- Болезнь, потеря близких людей.

- Дружба, семья и любовь – расставьте приоритеты ценностям, менялись ли они по ходу жизни?
- Конечно, менялись, в молодости приоритетными были любовь-семья-дружба, теперь - семья-дружба-любовь

В ГОСТЯХ У ЛЮБИМОЙ ТЕЩИ. СЕМЬЯ ТРОФИМОВЫХ И СЕМЬЯ ЛИХАЧЕВЫХ
 
- Какой вещью хотели бы владеть, которой сейчас у Вас нет?
- Мотоцикл чоппер и форму байкера.

- Какой самый лучший и значимый подарок был в Вашей жизни?
- Сама жизнь. Рождение сына, дочери, внуков.


- Любимые писатели?
- Э. Хэмингуэй, В. Ян, А.П. Чехов, П.Н. Краснов.

- Любимый литературный герой?
- Павел Корчагин — главный герой романа Николая Островского «Как закалялась сталь».

- Любимые книга, фильм?
- «Старик и море», «Унесенные ветром», «Белое солнце пустыни».

- Какие исторические личности Вы считаете великими?
- Из русских правителей: Екатерина II - Великая, Александр II, из советских: И.В. Сталин; из полководцев: А. Невский, Д. Донской, М. Кутузов, А. Суворов, П. Нахимов, Г. Жуков; из учёных: Ломоносов, Менделеев, Королев; из композиторов: Чайковский и Мусоргский. Из писателей и поэтов: Пушкин, Лермонтов, Толстой и Достоевский, из художников: Репин, Шишкин и Васнецов. В мировой истории и культуре есть тоже много исторических личностей, но надо гордиться и прославлять своих.

- Если бы можно было поговорить с Президентом страны, о чём бы говорили?
- Какое финансовое состояние России; почему у северян, сделавших грандиозный вклад в освоение и развитие Тюменского Севера, несправедливо маленькие пенсии, почему строители газопроводов, газом которым пользуется страна и Европа, не имеют выплат и льгот, как это есть в Газпроме. О медицине, которая почти вся платная…
 
- Есть у Вас свой девиз?
- «Дорогу осилит идущий».

- Какие мечты воплотились в жизнь?
- Служить в авиации, работать на Крайнем Севере, создать семью, родить детей, общаться с внуками, посадить дерево (не одно), построить дом (квартиру), жить на берегу моря.

- В чём смысл человеческого существования?
- Чтобы оставить после себя след, необязательно «имя», не всем дано быть великим поэтом, учёным и т.д., оставить что-то, что будет служить другим людям. Я вот строил газопроводы, по которым идет газ, которым согреваются миллионы людей. Которые служат и будут служить ещё много лет на благо человечеству. Приятно осознавать, что во всём этом есть и частица моего труда и этим пользуются люди в России, в Европе.
Благодарю тебя за всё, папа.
Любящий сын, Евгений.
«Ударник труда», «Победитель соцсоревнования», Почетная грамота министерства энергетики РФ, «медаль Почетный строитель», «Ветеран труда», «Ветеран Ямало-Ненецкого округа», памятная медаль в ознаменовании 100-летия Б.Е. Щербины.
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда: