Сегодня:
ТОР » Персоны » Петр КРАСНОВ: «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать»
Петр КРАСНОВ: «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать»
Петр КРАСНОВ: «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать»
Председатель Правления Оренбургской областной общественной писательской организации в 2008-2013 гг., секретарь Правления Союза Писателей России
Творчество Петра Николаевича Краснова, дипломанта ЮНЕСКО «За выдающийся вклад в мировую культуру», хорошо известно читающей России и высоко оценено самыми строгими критиками. Академик Д.С. Лихачев включил его рассказ «Мост» в первый том антологии «Шедевры русской литературы ХХ века», поставив в один ряд с произведениями Леонида Андреева, Ивана Бунина, Василия Шукшина, Максима Горького… В материале изданию «ТОР» писатель поделился наблюдениями о непростом писательском деле, жизни, а также рассказал о своём творческом пути.
Дата публикации: 13-12-2019, 11:24
Информация Биография Награды Мнения людей

СЕМЬЯ И ДЕТСТВО
Отца, Николая Семеновича Краснова, призвали в ряды Красной армии в 1942 году. Обучался в Краснохолмском пехотно-полевом училище, в одной роте с Александром Матросовым. Как-то их построили на плацу: «На первый-второй рассчитайсь!» Первые номера сразу отправили на фронт. Отец попал во вторые, закончил училище, а День Победы встретил в Будапеште командиром пулеметной роты.
Мама Анна Ивановна еще девчонкой хватила лиха в военные годы, когда ухаживала за ягнятами в колхозе. За эту тяжелую работу наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». Когда в 1947 году разразился голод, нацепила она эту медальку на телогрейку – и пошла побираться, как тысячи и тысячи людей, отдавших много сил и здоровья на пути к Победе...
Я появился на свет в 1950 году в оренбургском селе Ратчино. Главное, за что благодарен родителям – сумели не только вырастить, но и воспитать, как говориться – вывести в люди. Тем более что в послевоенные времена жилось в деревне нелегко. Много было забот, немало было нужды. До середины 60-х жили в саманной халупе, строили деревянный дом, все, что можно, отрывали от себя на стройку. Только к началу 70-х жизнь выправилась. Как раз тогда и поехал учиться в Оренбургский сельскохозяйственный институт, на агрономический факультет. 
С ДОЧЕРЬМИ, АНЮТОЙ И НАСТЕНЬКОЙ

Позитивного результата можно достичь в обычной жизни – достойно ее прожить, помогая другим, неся столь необходимое нам всем добро.

Особого, нарочитого какого-то воспитания в детстве не было. Жили как все. Учился в сельской школе и рос в хорошей, в общем-то, нравственной атмосфере. Прививали нормальные человеческие качества, человеческие отношения друг к другу. Были свои правила морали, принятые в послевоенном селе, и соблюдать их было обязательным делом. Сама жизнь того времени воспитывала наше поколение. И я не в обиде на своё детство, только благодарность за него.
С В. РАСПУТИНЫМ В ЯСНОЙ ПОЛЯНЕ

ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ
У многих тяга к писательству начинается с тяги к чтению. Я очень много читал в детстве. Со временем проявилось стремление к самовыражению, хотелось и самому что-то сказать «городу и миру».
На первом курсе один мой однокашник писал стихи и, не стесняясь, читал их девушкам; им нравилось, а я понимал, что вирши его нелепые, пошлые, графоманские. Я написал одну пародию на него, другую, пустил по рукам, все смеялись. Это была некая «проба пера», вполне шутливая, но заразила-то она меня самого не на шутку.
Сначала, конечно, не было и мысли стать писателем, на такое не замахивался. Писал стихи – тайком от всех, в стол. Потом, на третьем курсе, начал ходить в литобъединение им. Мусы Джалиля при областной комсомольской газете, там проводили критические разборы наших творений, много и жестко обсуждали, спорили. Наконец, понял, что мой путь – все-таки проза.
Первые рассказы публиковал в той же газете. Профессионализм пришел довольно быстро – лет через пять-шесть. Пришел с опытом, с пониманием жизни, когда осознаешь, что писать, как и зачем вообще пишешь.
Серьезные вещи писались вечерами, а то и ночами, в нечастые выходные, когда уже работал в совхозе главным агрономом, а затем и в областном управлении хлебопродуктов. В 1977 году расстался со своей профессией и пошел работать в многотиражку при «Оренбурггазстрое». Удавалось три-четыре свободных дня посвящать своим черновикам и при этом как-то зарабатывать на жизнь. Мне предлагали и директором элеватора работать, и заместителем начальника областной хлебной инспекции, но отказался от карьеры. И ничуть о том не жалею.

Все проблемы надо решать добром, пониманием, умом и сердцем. Бывает, что нужно поступать жестко, но это, скорее всего потому, что путь добра ранее не был найден.

В 1978 году в Москве вышел мой первый сборник рассказов «Сашкино поле», изданный 200-тысячным тиражом. Перед этим меня пригласили на семинар молодых писателей в Перми. Представитель издательства «Молодая гвардия» предложил составить первую книжку. Так окончательно определилось, кем и как хочу быть.  
С В. ТОЛСТЫМ И ДРУЗЬЯМИ-ПИСАТЕЛЯМИ В ЯСНОЙ ПОЛЯНЕ

О ЛИТЕРАТУРЕ
Любое желание писать о чем-то зарождается в подсознании, в глубине души. Носишь в голове, в сердце, обкатываешь. Бывает, год пишешь один рассказ – наряду с другими, разумеется. Пишешь в стол, достаешь зачастую через неделю-другую, а то и месяцы, смотришь свежими глазами, правишь. Человек богат впечатлениями, нас окружает огромный мир, и задача художника выбрать именно то, что нужно для выражения идеи, смысла произведения. По восемь-десять раз переписываешь вещь. Так идет отбор жизненного материала, превращение его в материал эстетический, духовный.
Вдохновение – муза, как говорят поэты, — термин достаточно условный... Моя муза – это усидчивая «пятая точка». Начинающие могут мечтать о вдохновении и славе, я – профессионал и знаю, что нужно идеи «высидеть», пережить и выносить в себе, после уже перенести на бумагу. Тяжелый труд и для ума, и для сердца – работать на совесть и писать правду. И правду художественную, а не просто житейскую, социальную.
Все произведения – дети мои, и когда спрашивают, какое из них лучше или хуже… На каждом из них лежит след времени, когда оно создавалась, отпечаток того, что я думал, что чувствовал, как понимал тогда окружающий мир. Разумеется, я тоже развиваюсь вместе со своими вещами, и последние произведения, тот же роман «Заполье», мне в каком-то смысле ближе, потому что лучше, полнее отражают современность, больше соответствуют моему нынешнему «умочувствию». 
С В. ЛИХОНОСОВЫМ И В. БОНДАРЕНКО В ЯСНОЙ ПОЛЯНЕ

Есть писатели, которые переписывают ранние работы, улучшают, но я этого не хочу делать. Лучше написать новое, чем возвращаться к старому. Некоторые ранние рассказы, меня не удовлетворявшие, я просто перестал повторно публиковать, только и всего.
Говорю иногда молодежи, что те, кто читают книги, руководят теми, кто смотрит телевизор или погряз в интернете. Чтение хороших книг развивает человека несравненно лучше, чем потребление аудивизуальных «продуктов», чтение – это, по сути, сотворчество с автором. Да, почти любое произведение можно экранизировать, поставить на сцене, для этого нужна лишь некоторая сюжетность. Но я не очень доверяю современным кинематографистам и театральным режиссерам. Знаю на примере других: самонадеянные, они подчас так измордуют вещь, что сам её не узнаешь.
Сегодня на поверхности медиапространства плавает много окололитературной дряни. Хороших литературных произведений выпускают мало и мизерным тиражом, в основном же издают поточным методом полуграфоманские опусы, в том числе и в электронном формате. Но серьезная литература жива и будет жить. Так же, как и бумажная книга – великое изобретение человечества, вроде колеса или хлеба.
Вытеснение её происходит, не может не происходить, хотя бы потому, что легче получить книжку в электронном виде. Бумага дорога и якобы уже отстает от времени, но она очень удобна и во всём, по восприятию, соразмерна человеку. У меня, кроме большой библиотеки, тоже есть электронная книжка, на которую скачиваю нужные мне произведения, прозу и поэзию, другие материалы. Но это скорее подсобный инструмент информационного обеспечения. Ничто не заменит мне самого процесса чтения – перелистывания, возврата к прочитанному, уточнения и уяснения…
С НИКОЛАЕМ БУРЛЯЕВЫМ, ВЛАДИМИРОМ ТОЛСТЫМ, ВАЛЕНТИНОМ КУРБАТОВЫМ И ОЛЕГОМ ПОГУДИНЫМ

Когда пишешь, рассчитываешь на своего читателя – вдумчивого, требовательного. Перед которым не соврешь, вычурностью его не возьмешь, только правдой.

Со временем меняются, конечно же, и литературные пристрастия. Помню, как в детстве мы читали «Приключения Незнайки» великолепного Николая Носова, или сказки русские, или «Маугли» Киплинга. «Кортик» Анатолия Рыбакова едва ли не наизусть знал. Затем полюбил более серьезные книги – Пушкина, Бунина, вообще классические произведения. Выделить любимые из этого разнообразия нельзя, это несопоставимые вещи. Топор или вилы, что лучше? Каждая настоящая книжка – единственная в мире. В этом их ценность. 
С ВАЛЕНТИНОМ РАСПУТИНЫМ

ОБ УСПЕХЕ
Главная премия – собственная удовлетворенность своей работой. Для любого человека найти задачу в жизни и успеть поработать над ней, успеть что-то создать – самое главное. Я нашел свое дело и этим более или менее доволен: все-таки, надеюсь, не зря трудился.
Литературные премии мне льстили, конечно, что тут скрывать, хотя всё это относительно, тем паче в сравнении с высшими достижениями литературы. Главное, как люди, читатели-современники  оценивают твои старания. Был рад и тому, что академик Д.С. Лихачев посчитал мой рассказ «Мост» достойным для первого тома серии «Шедевры русской литературы ХХ века». Компания авторов книги рассказов была весьма почтенна – Лев Толстой, Антон Чехов, Иван Бунин, Василий Шукшин, Валентин Распутин и многие другие – всего 46 писателей.
Считаю, что успех – это когда люди, которых очень ценю, одобрительно относятся к написанному тобою. Всегда значимы были для меня отзывы Евгения Ивановича Носова, Василия Ивановича Белова, Валентина Распутина, с которыми я имел честь дружить. Дорожу мнением Юрия Бондарева, которого знаю уже более сорока лет, Станислава Куняева, Веры Галактионовой. Эти люди глубоко понимают специфику писательского дела, могут безошибочно оценить качество написанного. Или, например, много лет я публиковал свои вещи в журнале «Москва», где главным редактором был Леонид Иванович Бородин. Я во всём доверял ему, он доверял мне. Публиковал он без правок, без попыток влезть в текст, знал, что я – в смысле формы и содержания – надежен, каких-то ляпов и ошибок не допущу. Вообще, обычно не позволяю никому править, менять мои тексты – я за них отвечаю. Когда пишу, предполагаю или знаю все замечания, которые могут быть мне, моему тексту предъявлены, и потому готов отстаивать свою правоту. «Сказать, что я хочу, и так, как я хочу» - в этом я следую завету А.Твардовского, тут надо иметь профессиональную уверенность в себе. Хотя хорошая, умная и умелая критика очень помогает писателю совершенствоваться.

«Береги платье снову, а честь смолоду». Потеря чести в наши и без того бесчестные времена – самая большая потеря. Речь идет о спасении души. Берегите души!

Учиться, как известно, лучше на чужих ошибках. Но приходится и на своих. В искусстве человек должен стремиться к идеалу, который в принципе недостижим. Необходимо работать под потолком своих возможностей, с предельным напряжением, с наивозможной концентрацией сил, нравственных и эстетических, и всегда осознавать – можно написать лучше, выразить мысли шире, умнее, глубже. Нужно помнить, что любой успех – в то же время и поражение перед идеалом, перед тем, что тебе хотелось бы, но пока не под силу. Как сказал Пастернак: «Но пораженья от победы ты сам не должен отличать» - хотя это не должно нас останавливать в поиске лучшего. Немало писателей, знаю, на этом сломалось, отступило. Штурмовать литературные высоты очень трудно. Главное, стремиться сделать вещь лучше, глубже, совершеннее. Это и называется самосовершенствованием в работе. 
С ЛЕОНИДОМ БОРОДИНЫМ

О СОВРЕМЕННОСТИ
Я надеюсь, что будет впереди просвет в наших нынешних смутных временах. Без этой надежды и жить нельзя. Русский характер – уникальный, и мировое значение нашего народа чрезвычайно высокое. Россия даже в нынешнем состоянии – великая страна, и от нее во многих аспектах зависит происходящее в мире. И из провальных 90-х годов все-таки выбираемся, хотя проблем, кажется, меньше не стало. 
У нас в стране все еще последствия деградации – социальной, экономической, культурной. Власть делает что-то в ручном режиме, во внешних отношениях, но вся внутренняя экономическая политика почти целиком противоречит внешней и строится не в интересах России и самого народа. Это кричащее противоречие понимает все больше людей, оно не даёт по-настоящему развиваться стране, блокирует лучшие её силы и возможности, обогащая лишь олигархически-бюрократическую «элиту», не умеющую и не желающую справиться с нашими тяжелейшими проблемами. Народ всё меньше верит власти, и эта «система», вот уже три десятка лет, царящая на нашей земле, давно уже в кризисе, пробуксовывает, мало того – пожирает саму себя. Истинная культура в длительном упадке, настоящая литература в загоне, в огромном официальном списке профессий определения «писатель» вы не найдёте. А их место заняла большей частью коммерческая попса всех родов и видов. Печальное время, что и говорить. Но если нам оно досталось, надо одолевать трудности, как наши великие предки, делать все возможное, чтобы улучшить нашу нынешнюю жизнь и работать на будущее, предугадывать риски.
Я пишу обо всём этом открыто, все последние тридцать лет – и в прозе художественной, и в публицистике. Правду искать и говорить необходимо, без неё далеко не уйдёшь. Но всего не выразишь – даже и в моем последнем собрании сочинений в пяти томах я не успел сказать всего, что хотел бы.

В 2002 году издательство «Глобус» выпустило первый том серии «Шедевры русской литературы ХХ века». Составлял сборник академик Дмитрий Лихачев. Как отметил председатель научно-редакционного совета член-корреспондент РАН П.А. Николаев, «поразительные по своей художественной силе рассказы “пятидесятников” заняли достойное место в антологии. И каждый из них достоин соседства с классиками». Одно из таких произведений – рассказ «Мост» Петра Николаевича КРАСНОВА.

В 1978 году вышла первая книга рассказов П.Н. Краснова «Сашкино поле», удостоенная Всесоюзной премии им. М. Горького за лучшую первую книгу автора. Был принят в Союз писателей и окончил Высшие литературные курсы. Его рассказы и повести публиковались в журналах «Наш современник», «Дружба народов», «Молодая гвардия», «Литературная учеба», «Новый мир», «Москва», в еженедельнике «Литературная Россия» и выпусках «Роман-газеты», вдругих периодических изданиях, сборниках и альманахах, переведены на многие языки народов России. 
За 40 с лишним лет литературной деятельности писатель издал более десяти книг прозы в стране и за рубежом. К 60-летию П.Н. Краснова вышло пятитомное собрание его сочинений. 
Лауреат премии им. И.А. Бунина, Всероссийской Пушкинской премии «Капитанская дочка», премий журналов «Наш современник», «Москва» и еженедельника «Литературная Россия», Всероссийской литературной премии им. Александра Невского «России верные сыны», премии им. Д. Н. Мамина-Сибиряка, Большой Толстовской премии «Ясная поляна», премии имени Валериана Правдухина альманаха «Гостиный Двор», областной премии «Оренбургская лира», Большой литературной премии России в 1-й номинации.
Один из авторов первого тома «Шедевров русской литературы ХХ века», удостоен Диплома ЮНЕСКО «За выдающийся вклад в мировую культуру».
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда: