Сегодня:
ТОР » Персоны » Александр ЛЕЙС: Профессию выбрал в раннем детстве
Александр ЛЕЙС: Профессию выбрал в раннем детстве
Александр ЛЕЙС: Профессию выбрал в раннем детстве
заслуженный строитель России, почетный транспортный строитель
В начале 60-ых началось строительство дороги Ишим -Казанское. Благодаря дядям со стороны матери, работающим водителями в автоколонне 1319, которая осуществляла транспортное обслуживание дорожников, первокласснику Саше Лейсу удалось окунуться в самую гущу событий. Мальчишку невозможно было вытащить из кабины то одного, то другого грузовика. Он жадно наблюдал за происходящим. Строительная площадка напоминала ему гигантский муравейник. «Копошились» люди, спешили самосвалы «ЗИЛ-ММЗ555», груженые щебнем и асфальтом, шумели трактора, бульдозеры, скрепера и экскаваторы. Потом в воздухе приятно запахло битумом, и вскоре сияющая новизной асфальтовая лента соединила Лариху с Ишимом. Тогда Александр Лейс и понял, что только там, где есть хорошее транспортное сообщение – есть жизнь, и нет ничего важнее профессии дорожного строителя. В итоге он стал одним из первых выпускников ТюмИСИ, пришедших работать в трест «Тюменьдорстрой», стоявший у истоков региональной дорожной отрасли.
Дата публикации: 3-06-2020, 19:22
Информация Награды Мнения людей
Дороги жизни

Осенью 1941 года из Поволжья в Сибирь и другие районы СССР было депортировано 500 тысяч немцев. Часть из них обосновалась в Бердюжском районе, в том числе семья нашего героя. Условия для жизни были невыносимыми. Чтобы не умереть от голода и холода, перекапывали убранные к зиме огороды в поисках картофеля, запасали в лесу дрова. 

Как и большинство немецких семей, Лейсы были многодетными. 

Семья А.Лейс, Саше 7 лет

Отец нашего героя, Александр Генрихович, самый младший из шестерых детей, отличался особенной тягой к знаниям. Будучи в выпускном классе, из газеты узнал он, что идет набор в сельскохозяйственный техникум в Ишиме, загорелся желанием там учиться. Старшие члены семьи дали «добро» - пусть хоть кто-то получит образование и выйдет в люди. На учебу собирали всем миром, ведь ни мало-мальски приличной одежды, ни обуви у парня не было. Но бедственное положение  лишь подстегивало быть первым во всем. Александр  хорошо учился, активно занимался спортом, состоял в комсомоле, участвовал в общественной жизни.

По окончанию техникума он стал работать агрономом в сельхозпредприятиях Ишимского района. Создал семью. А в 1954 году на свет появился сын Александр. Когда мальчику исполнилось шесть лет, отца   перевели на работу агрономом в колхоз имени А.Матросова в село Лариху. 

Хозяйство возглавлял грамотный и целеустремленный руководитель – В.И. Коваль. Председатель и новый агроном сумели так организовать работу, что   в скором времени колхоз был награжден орденом Ленина. 

За профессиональные заслуги Александра Лейса также наградили - орденом Трудового Красного Знамени (в будущем за вклад в развитие сельского хозяйства Казахстана он получит еще два ордена Трудового Красного Знамени и орден Знак Почета). Помимо награды отец нашего героя получил и новое назначение – должность директора совхоза Новолоктинский.  

Бабушка М.А. Шорохова и дед В.И. Шорохов (стоят)

В начале  60-ых в межсезонную распутицу транспортное сообщение между многими населенными пунктами Ишимского района обрывалось, нарушался привычный жизненный уклад населения, тормозились производственные и социальные процессы. Так было до тех пор, пока патриархальную тишину этих мест не нарушил шум работающей тяжелой техники. Началось строительство дороги Ишим - Казанское. Наблюдая за строительством объекта, а самое главное, оценив результат этой работы, Александр понял, насколько важна профессия дорожного строителя. 

- В феврале 1971 года в областной столице был открыт Тюменский инженерно-строительный институт, - говорит наш герой. – А в августе я подал документы в приемную комиссию. Никогда не забуду первое впечатление от вуза. Красивое здание, светлые и просторные  аудитории, доброжелательная обстановка, молодые, влюбленные в свое дело преподаватели во главе с ректором М.В.Мальцевым. Все было пропитано романтикой, осознанием грандиозных задач, которые время ставило перед вузом, предвкушением будущих свершений. Это вдохновляло! Поступил я легко. Единственный, кстати, из абитуриентов дорожного факультета набрал 14 баллов (математику письменно и устно сдал на «отлично», физику на «хорошо»), поэтому возглавил список зачисленных дорожников. Низкий поклон за мой успех педагогическому коллективу школы № 5 города Ишима, а в особенности преподавателю математики А.Д. Рыжакиной.

Бойцы трудового фронта 
 
Летом будущие дорожники становились бойцами студенческих отрядов, благодаря чему удавалось практиковаться на больших сложных стройках. В первый свой сезон Александр и его однокурсники освоили профессию штукатуров. Обновляли жилые дома, здания рыбозавода и администрации в северном поселке Кондинское. Заработали по 450 рублей (для сравнения стипендия в то время составляла 40 рублей в месяц). На эти деньги студенты жили  целый год, сняв бремя своего содержания с родителей. 

Жизнь в стройотрядах позволила нашему герою завязать знакомство с лучшими представителями студенчества и производственниками. К примеру, после 1 курса на базе СУ- 4 наш герой познакомился с мастером стройотряда, студентом четвертого курса Виктором Чикишевым, впоследствии ректором Alma mater. С того самого дня они идут рядом по жизни.

Бойцы ССО Конда-72

На следующий год наш герой оказался в составе ССО в Надыме. Работали на строительстве взлетно-посадочной полосы в составе знаменитого треста «Тюменьдорстрой». Сказать честно, ребята тогда попали в  серьезный «переплет». Чтобы устроить цементно-грунтовое основание, на каждый квадратный метр которого уходило по мешку цемента, необходимо было разгружать «Ураганы» и «КРАЗы». И все бы ничего, если бы не сильные ветра и дожди. Над взлетным полем поднимались настоящие бури. Песок и цемент застревал в носу, глазах, во рту, скрипел на зубах. 

За  работу эту никто, кроме оптимистов студентов браться не хотел. Да и из них не все согласились. К примеру, капитулировали с поля боя студенты медицинского института – не захотели портить здоровье. А ребята-строители остались. Работали круглосуточно, в две бригады. В итоге из Надыма каждый увез по 1200 рублей.

 В Тюмени все купили по магнитофону. В общежитии, в комнате Александра и пяти его однокурсников магнитофонов стало шесть. И из всех звучала любимая «Шизгара» - песня ставшая символом той замечательной эпохи.  
 
Студент 3-его курса

После третьего курса Александр Лейс начал летний сезон уже в качестве командира стройотряда «Трасса-74» на строительстве дороги Тюмень-Тобольск (также объект Тюменьдорстроя). Ребята занимались устройством цементно-грунтового основания, укреплением конусов мостов, валкой леса, строительством искусственных сооружений, отсыпкой земельного полотна. Все это очень пригодилось при работе над курсовыми и дипломными проектами.

- А какие у меня во время командования ССО были бойцы! – восхищается Александр Александрович. – Все они вписали свою строку в дорожное строительство региона. Павел Глазунов стал главным инженером Голышмановского ДРСУ, Воладимир Гордиенко - директором Заводоуковского ДСУ-3, Сергей Зырянов - директором Заводоуковского ДРСУ. Виктор Рейн возглавил ДСУ-2 в Ишиме, затем стал мэром города, а теперь является заместителем председателя Тюменской областной Думы. 

В 1976 году Александр Лейс стал дипломированным инженером путей сообщения, выпускником первого набора с момента создания вуза, и вернулся на трассу Тюмень-Тобольск, где два сезона работал в ССО. 

Трудиться начал в должности мастера СУ-932 треста «Тюменьдорстрой», которое вело трассу. Когда пришел в подразделение, строительство шло у села Дубровное. До берега Иртыша, к которому подошли в 1989 году, дошел уже в качестве главного инженера управления. 

Трудились с восьми утра и до одиннадцати вечера. Особенно сложно приходилось в морозы, ведь раньше механизмы не были приспособлены к работе при температуре минус сорок градусов. Ярковский и Тобольский районы были очень сложными по своим природным условиям (в особенности из-за многочисленных болот и топей). Приходилось и технику топить. При прохождении Алгинских болот, протяженностью в пять километров, необходимо было осуществить выторфовку болота глубиной в шесть метров. Учитывая, что ближайший карьер с песком находился в восьми километрах, строительство дороги могло затянуться года на три. 
С В.Г. Рябченюком. На базе СУ-964 в Рощино

Управляющий трестом В.Г. Рябченюк, учитывая опыт строительства дорог на севере, в том числе СУ -909 на Самотлорском месторождении, заручившись поддержкой проектного института «ГИПРОДорНИИ», принял смелое и единственно верное решение. Тело насыпи земполотна отсыпали без выторфовки по поверхности промороженного торфа с использованием синтетического нетканого материала «Дорнит». И дорога эта служит уже более 35 лет!

В работе дорожным строителям очень помогали руководители  органов власти Ярковского района: В.Ф. Ведерников, Н.В. Юдаков, А.В. Матренин, Н.Е. Самосевич, а также руководители районных колхозов и совхозов: Н.Т. Завьялов, А.Я. Супес, Н.А.Колчанов.    

Когда дорожные строители перешли за реку Тобол, многие молодые мастера отказались работать вахтовым методом. В итоге всю зиму бессменно  на объекте работали прораб В.Г. Спиридонов и мастер А.А. Лейс. 

 Основными заказчиками треста Тюменьдорстрой являлись управления гражданской авиации, нефтяники, газовики, Автодор. В областную столицу «Тюменьдорстрой» основательно зашел в 90-ые годы при мэре Г.И. Райкове. Началось все с форс-мажора. От старости буквально «рухнула» дорога на улице Республики (участок от Пермякова до Завода медоборудования). А по ней на моторный завод ежедневно возили автобусами десять тысяч рабочих!

Сборная ОАО «Тюменьдорстрой» призер спартакиады предприятий дорожной отрасли, 2000 год

Ремонтировать нужно было в сжатые сроки, а тут, как назло «зарядили» проливные дожди. Чтобы уложиться в срок пришлось использовать материалы и технологии, которые применяли при строительстве авиационных объектов. В итоге сдали объект в срок, без ущерба качеству. На этом примере руководители области и города приняли решение, что в Тюмени необходимо для строительства городских дорог ввести подразделения Тюменьдорстроя – СУ-964 и СУ-932. Дороги необходимо строить основательно, серьезно и в больших объемах. 

Лидером развернувшегося дорожного строительства стал заместитель главы города – профессиональный строитель Ю.Б. Куталов. Тогда и была принята основная концепция строительства дорог в Тюмени, согласно которой необходимо было производить полную выборку грунта (так на ул. Ленина у Сельхозинститута оказалось, что асфальтобетон лежал на трех метрах черного растительного грунта). Старые сети необходимо было заменить. При создании концепции дорожной одежды рассчитывать на высокую интенсивность движения. Бордюр использовать только гранитный (в качестве примера взяли технологии соседей – городов-миллионников Свердловска и Омска).  
 
Сдача в эксплуатацию привокзальной площади в Тюмени.
Губернатор Л. Ю. Рокецкий , мэр города Тюмени С. М. Киричук 

В тресте «Тюмендорстрой» Александр Александрович прошел все ступе­ни организатора строительного производства от мастера до генерального директора. За сорокалетнюю трудовую деятельность на его счету множество важнейших построенных объектов. Это десятки участков транспортной инфраструктуры города Тюмень: строительство аэропорта Рощино, где при его участии возводились 1-я и 2-я взлетно-посадочные полосы, строительство более тысячи километров автомобильных дорог на территории Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа, возведение и реконструкция инженерных сетей и коммуникаций городского хозяйства Тюмени. 

Памятник Ветеранам строителям тюменских дорог

Сегодня Александр Александрович Лейс –  пенсионер, депутат Тюменской городской думы, член постоянной комиссии по градостроительству и земельным отношениям, член общественного совета при Главном управлении строительства Тюменской области. Но самое главное, он – счастливый человек. 

С коллегами и друзьями на 60-летнем юбилее.

Как и положено настоящему мужчине, состоялся профессионально, создал крепкую семью, достойно воспитал детей. Сын Евгений, кандидат экономических наук, доцент ТюмГАСУ, заодно руководит ООО «Дорстрой». Сын Виталий – юрист, начальник юридического управления Западно-Сибирского банка Сбербанка РФ. С супругой Татьяной Ивановной, которая также всю жизнь проработала в отрасли дорожного строительства (в том числе начальником ПТО строительных управлений) в следующем году  Александр Александрович Лейс отметит 40-летие совместной жизни. У пары  пятеро внуков: Илья, Даниил, Глеб, Роберт и Алена.  
 
Сыновья Евгений и Виталий
Семья Александра Александровича, 2014 г.
С первым из пяти внуков
  • Заслуженный строитель России, Почетный строитель России;
  • Почетный транспортный строитель;
  • Орден «За заслуги в строительстве»;
  • Медаль за освоение недр Западной Сибири;
  • Награжден грамотами Правительства области, Тюменской областной Думы, грамотами мэра г. Тюмени;
  • Почетный профессор ТюмГАСУ;
  • Лауреат  премии имени В.И. Муравленко;
  • Награжден грамотой Комитета по местному самоуправлению Совета Федерации;
  • Грамотами Российского Союза Строителей.
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда: