Сегодня:
ТОР » Персоны » Станислав КУШНАРЕНКО: Я привык начинать с нуля
Станислав КУШНАРЕНКО: Я привык начинать с нуля
Станислав КУШНАРЕНКО: Я привык начинать с нуля
Заслуженный строитель РФ, Почетный работник ТЭК РФ.
Станислав Григорьевич Кушнаренко родился в рабочей семье в украинской деревне. Начав свой трудовой путь после армии в качестве механика-водителя, наш собеседник прошел все ступени карьерного роста - вплоть до заместителя губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа.
Дата публикации: 3-05-2016, 19:37
Информация Биография Мнения людей
Купили коня... 1952 год
Станислав Григорьевич, родом вы из Донецкой области, каким ветром вас занесло на Тюменский Север?
Как говорится, ничто не предвещало, и, если бы не случай… Впрочем, обо всем по порядку. Родители мои работали на цементном заводе, отец был механиком. Я закончил Амвросиевский техникум промышленности строительных материалов. В 1969 году был призван в армию, служил механиком-водителем среднего танка.
С сестрой Аллой, 1965 год
По окончании службы, в 1971 году, пришел на работу на сталелитейный завод, который находится в Волгоградской области. Был мастером, механиком цеха, а потом произошла случайная, но судьбоносная встреча с буровым мастером из Нижневартовска. Он предложил мне поехать на север. Была весна 1973 года, я собрал небольшую сумку и тронулся в путь вместе с этим мастером, у которого как раз закончился отпуск, и нужно было возвращаться к месту работы. Семью, а к тому времени у меня уже была годовалая дочь, отвез к родителям. Обещал забрать, как только устроюсь. Приехал в Тюмень, мой знакомый помог разместиться в гостинице «Нефтяник», а сам уехал дальше, в то время как я остался получать разрешение для работы на севере. Тогда это было непросто – промысловые города были закрыты. Еще около недели ходил по тюменским главкам, пока, наконец, в Главнефтегазстрое меня не спросили, куда хочу лететь. Предлагались Надым, Пангоды, месторождение Медвежье, что в общем-то было для меня равноценно. Все эти названия я слышал в первый раз. Итак, решено было направить меня в Пангоды на месторождение. Дорога оказалась непростой: сначала самолетом ЛИ-2 до Салехарда, потом до Надыма, дальше на перекладных до Пангод, регулярных рейсов туда не было. В сущности, не было и самих Пангод – только два 2-этажных деревянных дома. Один стоял возле аэропорта, в нем для меня нашлось место переночевать. Только в 1974 году, когда мне выделили половину вагончика, удалось забрать к себе семью. 

Когда люди рассказывают о бытовых условиях, в которых жили в те годы на Севере, в это трудно поверить. Как вы справлялись с бытовыми трудностями?
Бытовые условия, действительно, оставляли желать лучшего, но тогда все так жили и особо не задумывались. Дочь поначалу спала в ящике из-под спичек, который днем закрывали и использовали как стул – экономили место, а на ночь открывали, стелили матрасик, белье. Не было даже столовых приборов, не говоря о большем. По одной ложке и вилке, взятых из столовой, пользовали по очереди. Негде было все это купить. По большому счету, дома мы и не бывали, работали по 16-18 часов. И ни у кого не было вопросов, почему у нас нет ни выходных, ни праздников. Сколько нужно для дела, столько и работали.
На буровой газового месторождения Медвежье с напарником на тягаче БАТ-М, 1974 год
В каком качестве вы начали трудовую деятельность на Севере?
Была возможность устроиться на инженерно-техническую специальность, но я решил быть механиком-водителем. Устроился на гусеничный тягач – БАТ-М, по армейской специальности. Работа мне сразу очень понравилась. Напарниками моими были механики-водители Толя Лежнин и Володя Коновалов. Обслуживали ГП-3 на месторождении Медвежьем, параллельно строили зимник – дорог тогда не было.
Под началом весь транспорт по обслуживанию Полярной экспедиции глубокого бурения, 1974 год
Отмечу, что высшее образование получил не с первого захода. Сразу после армии поступил в институт им. Патриса Лумумбы, но гуманитарная направленность не пришлась мне по душе. Затем поступил в Волгоградский институт сельхозмашиностроения, был уже на втором курсе и снова бросил. Третьим заходом поступил в Донецкий политехнический институт, собрал всю волю в кулак, поборол лень, и без единого хвоста закончил. По окончании института поступил в аспирантуру. Это происходило, когда я уже работал на севере. В Пангодах мне сразу повезло попасть в хороший коллектив. Не знаю, как сложилась бы моя судьба, случись по-другому. Я был настолько доволен происходящим и очарован встреченными людьми, что приглашал туда всех своих знакомых, друзей, родственников. Думаю, человек 200 или 300 я туда позвал и по мере сил помогал им устроиться. Надо сказать, что далеко не все остались на Севере. Кого-то напугали бытовые условия, суровый климат, других не устроило что-то еще, кто-то просто не нашел своего места. Остались лишь те, кто действительно приехал работать. Повторюсь, мне повезло – приехал к началу обустройства, формирования коллективов. Вместо с друзьями мы все начинали с нуля. Так, Ремезов Валера доработал до первого заместителя председателя Газпрома, Саша Моргулов – бывший генеральный директор Ямбурггаздобычи. К сожалению, их уже нет в живых. С первого дня работал с Иваном Спиридоновичем Никоненко, Героем Социалистического Труда, первым генеральным директором Уренгойского объединения по добыче газа. Тогда он был начальником производственно-диспетчерского отдела Надымского газопромыслового управления, и под его руководством я начинал свой трудовой путь на севере. Рим Султанович Сулейманов, с которым мы очень дружили, сменил его на посту генерального директора, а тогда был старшим инженером производственно-технического отдела. В Пангодах я прожил шесть лет (с 1973 по 1979 годы), и за это время мне довелось узнать немало уникальных людей. Работал с Пузыревым Валентином Егоровичем, который был тогда начальником ССУ-8 Полярной экспедиции глубокого бурения. С начальником Полярной экспедиции Зубриловым Владимиром Федоровичем сложились очень хорошие отношения, то же и со Строгим Анатолием Ивановичем - бывшим начальником газопромыслового управления на Медвежьем. Задачи были масштабные. Обслуживали ССУ-8, которое готовило объекты для Полярной экспедиции глубокого бурения, все газопромыслы - ГП-2, ГП-3 и т.д. С напарником – Володей Коноваловым, который был моим земляком, уроженцем Луганской области, всю зиму с 1973 на 1974 год возили дизельное топливо из Пангод в Новый Уренгой. С Толей Лежниным чистили трассы, зимники, готовили площадки под буровые. Так, вместе с коллегами, прошел на Медвежьем всю трассу – вплоть до ГП-9. Был начальником участка по обслуживанию Полярной экспедиции глубокого бурения, заместителем начальника гаража. 
Весной на севере, 1979 год
Станислав Григорьевич, а что произвело на вас неизгладимое впечатление, все-таки Север принято считать краем суровой природы, отважных людей и прекрасным местом для формирования характера?
В феврале 1979 года на Медвежьем произошел открытый газовый выброс, фонтан огня бил до небес. В сутки в атмосферу уходило около двух миллионов «кубов» газа. Этим объемом можно удовлетворить потребности большого города. Ситуация накалялась, люди - крановщики, водители, трактористы – работали сутками напролет, пытаясь сбить пламя. А тут вокруг горящей скважины стали появляться грифоны – это струйки газа сочились из-под земли. Поскольку колонна внутри скважины была повреждена, газ устремился в межколонное пространство. Его выброс становился неконтролируемым. Если грифоны загорятся, тогда задавить полыхающую скважину будет практически невозможно, она могла выгорать годы. Несколько недель продолжалась операция по ликвидации этой аварии, и все это время необходимо было держать руку на пульсе – обеспечивать команду машинами и механизмами. В итоге аварию удалось ликвидировать. Скважину зацементировали наглухо. Этот факт сам по себе и люди, которые, без преувеличения, вложили все силы в ликвидацию этой аварии, навсегда останутся в моей памяти.

Как вы приняли решение переехать в Надым?
Надо сказать, что я был не уверен в правильности такого решение, поэтому попросил совета у старших товарищей. Владимир Федорович Зубрилов и Анатолий Иванович Строгий убедили меня принять предложение о переезде и согласиться на новую должность – заместителя начальника конторы автотракторного и водного транспорта Главтюменьгазпрома.
В Надыме началась другая жизнь – более устроенная, и новые задачи. Там я в основном занимался обслуживанием предприятий Главтюменьгазпрома, расположенных на Севере – в Ноябрьске, Новом Уренгое, других городах. Кроме того, необходимо было комплектовать строительство линейной части. Это была удача, - я лично отвечал за комплектацию участка газопровода Уренгой – Помары – Ужгород от нулевой компрессорной станции в районе Уренгоя до Белого Яра. Помню, всю зиму прожил в машине, в Сергино. Там размещался штаб, а в Белом Яру – промежуточная группа. У меня, как у военачальника, был огромный план-схема, на котором отмечались все передвижения транспорта по дням. С водителями связывались по рации несколько раз в день, фиксировали, кто что везет, кто где отдыхает и т.д.
За эту работу от Виктора Степановича Черномырдина получил автомобиль «ГАЗ-24». «Волга» в 1983 году! Даже не знаю, с чем это можно сравнить сейчас. Наверное, эта награда была равноценной званию Героя Социалистического Труда, а может, даже и больше. После этого меня заметили и назначили главным инженером транспортного управления Главтюменгазпрома, которое возглавлял Аркадий Иванович Литвинов. В подчинении находилось 27 тысяч человек. С удовольствием вспоминаю коллег, с которыми свела меня судьба. Это Владислав Владимирович Стрижев, Евгений Федорович Козлов, Борис Дидук и Юра Гоцин – оба Герои Социалистического Труда, Валерий Ефимович Каминский, Сибирев Александр, Градзинский Виталий. Многих, увы, уже нет в живых.

Многие, кому довелось поучаствовать в освоении севера, упоминают имя Игоря Александровича Шаповалова, который сыграл в истории освоения Ямала одну из ключевых ролей. 
Мне тоже посчастливилось познакомиться с Игорем Александровичем. Итак, в Надыме, в системе Газпрома, я проработал до 1986 года. В это время состоялся пионерский выход на Ямбургское месторождение. Тогда Главямбургнефтегазстрой возглавил Шаповалов Игорь Александрович и предложил перейти в его систему управляющим трестом. После собеседования с министром Чирсковым (министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности с 1984 по 1991 годы, - прим. ред.) был утвержден в должности управляющего только что образованного треста Арктиктрансгазстрой. Первоочередной задачей стало обустройство Ямбургского газового месторождения. Впоследствии трест обустраивал не только промыслы Ямбурга. Мощные производственные базы были созданы в Надыме, Лабытнангах, Тобольске, Тюмени. Работали на Медвежьем и Уренгойском месторождениях. 
Поздравление и вручение подарка губернатору автономного округа Юрию Неелову в его день рождения. Салехард, 2005 год
Наверное, не думали, что доведется получить опыт управленческой работы в команде Ю.В.Неелова?
В 1996 году в моей семье случилось несчастье. Супруге был поставлен онкологический диагноз. Операцию нужно было делать в Москве, и Юрий Васильевич, в предвыборном штабе которого я был занят, вошел в мое положение. Жену спасти не удалось, она умерла…
Тем не менее, вступив в должность губернатора, Юрий Васильевич Неелов подписал постановление №1, в котором назначил меня директором ГУП «Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа», полномочным представителем губернатора по работе с Газпромом, по вопросам, связанным с вводом в эксплуатацию газопровода Лонг – Юган – Салехард – Лабытнанги – Харп». Проблема и в самом деле требовала решения, - многие жители Ямала продолжали топиться углем и дровами. А затраты бюджета на коммуналку были очень большими, т.к. тепло и электроэнергия вырабатывались на жидком топливе. Юрий Васильевич счел, что я подхожу для этой должности, поскольку привык начинать с нуля. В этом качестве я отработал 10 лет, после чего с легкой руки все того же Юрия Неелова перешел в строители – был назначен директором департамента строительства Ямало-Ненецкого автономного округа. На вопросы некоторых коллег, которые недоумевали по поводу такого моего назначения, губернатор невозмутимо отвечал, мол, Кушнаренко – больше строитель, чем многие, кто таковым себя считает. Позже мне довелось поработать и заместителем губернатора ЯНАО.
С дочерью Еленой и внуками Анастасией и Владиславом на отдыхе.
Новоазовск, 1999 год
Ваш переезд в Тюмень связан с приходом команды нового губернатора на Ямале?
Это так лишь отчасти. Моя вторая жена из Тюмени, поэтому принял решение переезжать, хотя на Севере прошло более 37 лет моей жизни, выросла дочь, родились внуки. Видимо, наступил предел и по возрасту, и по стажу работы именно на Севере.
В кругу близких людей
Однако и здесь вы не остались без работы - сразу же были приглашены на должность генерального директора завода «Тюменьстальмост»?
Тюмень мне очень понравилась. Понравил­ся и завод: мне импониру­ет жизненная позиция и подход к бизнесу нашего главного ак­ционера. Когда он предложил возглавить Тюменьстальмост, я ни се­кунды не сомневался и сразу ска­зал «да». Между тем, раньше с мостами меня связывало лишь то, что я был заказчиком их строительства. Заказывал про­ектно-сметную документацию, проводил экспертизу, опреде­лял генерального подрядчика – и мне был важен только конеч­ный результат.
Реставрация аэропорта «Рощино» в Тюмени
 Конечно, пришлось вновь начинать с нуля, учиться, набирать команду, определять стратегию и тактику ведения дел. Сейчас уже не секрет, что изначально завод строился как вспомогательное производство ОАО «Курганстальмост», занимавшего лидирующие пози­ции в регионе. Но прошло время, тюменский завод встал на ноги и составил мощную конкуренцию курганско­му ветерану.
Вручение автомобиля лучшему работнику, 2005 год
Мы оказались среди таких мон­стров, как Воронежстальмост, Улан-Удэстальмост, Кургансталь­мост, тот же Челябинский завод металлоконструкций, выпускаю­щий и мостовые конструкции, и группа Ижорских заводов в Санкт-Петербурге. Но по нахождению в одном месте такого оборудования и такой оснащенности наш за­вод в России единственный. А по оценке гиганта мостостроения в России – Мостотреста – мы яв­ляемся наиболее перспективной организацией отрасли на терри­тории России.
Коллектив «Тюменьстальмост» празднует «45000-тонную деталь», 2013 год
Станислав Григорьевич, а как вы предпочитаете отдыхать? Наверное, это что-то экстремальное?
(смеется) Долгие годы был всерьез увлечен горными лыжами, всю семью заразил этим, однако время берет свое. Теперь предпочитаю рыбалку. Вновь стал собирать коллекцию оружия, которого на Севере у меня было много, но при отъезде я все раздарил. Стрелять зверье мне сейчас уже жалко, но, когда идешь за грибами в дикий лес, оружие лучше иметь. Вообще, сейчас мне импонирует спокойный отдых на природе. Получаю удовольствие от вождения машины, - это моя страсть, которую я пронес через всю свою жизнь.
  • родился в 1949 году в деревне Большое Мешково Амвросиевского района Донецкой области;
  • в 1986 году окончил Донецкий политехнический институт, в 1992 году - аспирантуру Донецкого политехнического института;
  • в 1973 году приехал на Тюменский Север в качестве механика-водителя;
  • 13 лет проработал в транспортном управлении Главтюменьгазпрома;
  • с 1986 года - управляющий трестом "Арктиктрансгазстрой";
  • с 1996 по 2006 годы - директор Ямало-Ненецкого окружного государственного унитарного предприятия "Управление по строительству газопроводов и газификации автономного округа";
  • с 2006 года - директор департамента строительства Ямало-Ненецкого автономного округа;
  • с 2007 по 2010 годы - заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа;
  • с 2010 года – генеральный директор ООО «Тюменьстальмост»;
  • кандидат технических наук, автор статей по вопросам экологии и строительства газораспределительных сетей в условиях Заполярья, Почетный строитель РФ, Почетный работник ТЭК РФ, Заслуженный строитель РФ.
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда: