Сегодня:
ТОР » Персоны » Юрий БАТАЛИН: Сын своих родителей
Юрий БАТАЛИН: Сын своих родителей
Юрий БАТАЛИН: Сын своих родителей
заместитель председателя Совета Министров СССР, председатель Государственного строительного комитета СССР
«Большие деревья притягивают молнию», — сказал Виктор Гюго. Большие люди — тоже. У Юрия Петровича БАТАЛИНА это свойство проявилось, кажется, с самого детства. Даже в наш век, перенасыщенный исключительными обстоятельствами, событиями, поворотами, жизнь его вобрала столько всего, что иным хватило бы поколения на три неторопливого, размеренного существования.
Дата публикации: 17-11-2016, 15:38
Информация Биография Награды Мнения людей
ПРОФЕССИЯ НЕ ДЛЯ СЛАБЫХ 

Родился Юрий Петрович 28 июля 1927 года в селе Калканово Башкирской АССР. Отец его, Пётр Григорьевич Баталин, начинал рядовым старателем, а вырос до руководителя старательскими работами золотодобывающего комбината. Не успев получить серьёзного, систематического образования, он жадно читал и мечтал, как пойдут в науку его дети. Но дожить до этих времен ему не удастся. В 1938 году он попадет под жернова сталинских репрессий. Прощаясь, он лишь успеет наказать жене: «Выучи детей!» И Ольга Фёдоровна, успевшая окончить лишь три класса сельской школы, свято выполнит его наказ. Пересмотр дела, посмертная реабилитация Петра Баталина произойдут уже тогда, когда сын его закончит вуз и станет строителем. 

Юра Баталин с родителями и сестрой

Вскоре после гибели Баталина-старшего начнётся война. Помимо прочих тягот и лишений она принесёт осиротевшей семье ещё один страшный удар. Заболеет и умрёт сестрёнка Юрия. Эта потеря навсегда сблизит сына с матерью. Тридцать лет спустя лауреат Ленинской премии Юрий Петрович Баталин скажет: «Всё, чего я достиг в жизни, всё лучшее во мне от матери. От её верности, стойкости и силы». 
В 1950 году Юрий Петрович поступил в Уральский политехнический институт им. С.М. Кирова. Жить было голодно. Студенты после занятий подрабатывали на овощной базе. Рассчитывались с ними своеобразно: по два килограмма урюка за смену. Общежитие у строителей было по тем временам отличное. Ребята навели уют, повесили занавески из крашенной марли, и Баталин, перевидавший с тех пор множество квартир «на высшем уровне», вилл и дворцов, всегда вспоминал эти занавески с большой нежностью... 
После получения диплома по специальности «Промышленное и гражданское строительство» Баталин был направлен в трест «Башуглеразрезстрой», где работал прорабом, начальником участка. 
Там постепенно проходил Юрий свои строительные университеты. И уже в те годы успел усвоить истину: строительство — особая область, у неё свои закономерности. Их надо знать досконально, иначе может показаться, что строительная площадка — это сплошной хаос. И ещё — профессия эта не для слабых. 
Несмотря на возраст и отсутствие большого опыта, Баталин уже в ту пору выделялся среди коллег. Энергичный, громкоголосый, бесстрашный, он словно был начинён взрывчаткой особого рода — не разрушительной, а созидательной. Никто не умел так привлечь и увлечь людей, как Баталин, и никто не отдавался работе столь самозабвенно, как он. 
Следующей карьерной ступенью для нашего героя стала должность инженера строительного управления, а затем, в 1957 году, и главного инженера треста. В этом же время он был награждён своим первым орденом — «Знак Почёта». 
В октябре 1958-го на севере Башкирии нашли нефть, и Баталина перевели туда сначала главным инженером вновь созданного треста «Башнефтепромстрой», а с 1962 — управляющим трестом. Башкирский период длился семь лет. Условия были нелёгкими. Обстановку он впоследствии сформулировал так: усложнялась работа, и при этом ухудшалось обеспечение. Но город Нефтекамск навсегда остался в его судьбе как средоточие многих радостей и побед. Он был заложен и строился по-новому. Во-первых, избежали бараков. Поставили десятка два коттеджей, а город сразу начали строить капитально. Во-вторых, чётко отграничили промышленный сектор от жилого широкой полосой, впоследствии засаженной деревьями.
Добились также централизации отопления, канализации и водоснабжения для города. Нефтекамск заложили в 1959-м, а в 1960-м здесь уже клали асфальт, и работала канализация. Впоследствии этот принцип решительного отделения жилой зоны от промышленной Баталину удастся реализовать в некоторых городах Тюменщины. 
С 1962-го по 1964-й год трест одиннадцать кварталов становился победителем соцсоревнования и награждался Красным знаменем Совета Министров СССР ВЦСПС. А за успехи в освоении нефтяных месторождений Башкирии в 1957-1965 годах Баталина наградили орденом Трудового Красного Знамени.
Трест, созданный Баталиным в Нефтекамске, был комплексным. Тогда над данным понятием особенно не задумывались, но именно из этого зерна проросли богатейшие всходы. Впоследствии этот опыт весьма помог ему в Западной Сибири. 

ЗВЁЗДНЫЙ ЧАС ЮРИЯ БАТАЛИНА 

В июне 1965 года Юрий Петрович стал главным инженером, а позже первым заместителем начальника Главтюменнефтегазстроя, созданного в Тюмени для освоения нефтяных и газовых месторождений. Надо сказать, что за его назначение в Тюмень ратовали два дальновидных человека: министр газовой промышленности А.К. Кортунов и первый секретарь Тюменского обкома КПСС Б.Е. Щербина. 
Рассказывают, что Башкирский обком партии не хотел отпускать молодого, перспективного работника. И за него уплатили «отступного» — Кортунов разрешил строительство трубопровода, которое давно уже откладывали. Возможно, дело было не совсем так, но легенда осталась в тюменском фольклоре. 
«Если у каждого человека существует свой звёздный час, то мой начался в 65-м в Тюмени... » — эти слова Юрий Петрович Баталин позже скажет о своей работе в Западной Сибири. Огромные открытия, возникавшие на Тюменщине чуть ли не ежемесячно, будоражили его ещё в Нефтекамске. Но чем ближе Баталин знакомился с Тюменщиной, тем острее ощущал, что к этой земле нужен особый подход, особые мерки, что условия жизни и труда здесь несравнимы ни с Уралом, ни с Башкирией. 

Ю.П. Баталин, В.Г. Чирсков, В.А. Романов. Нефтекамск, 1965 год

Главного инженера редко можно было застать в кабинете — он колесил по огромной области, одержимый нетерпеливым желанием увидеть всё своими глазами, пощупать своими руками. На трубопроводах в ту пору дела шли туго — из месяца в месяц «горел» план. И тогда Баталин впервые в практике трубопроводного строительства организовал круглосуточную работу по скользящему графику. Бригады протестовали, боясь снижения заработков, но была введена ежедневная оплата труда, и они поняли, что никто не собирается ущемлять их интересы. Благодаря такой системе оплаты, стали делать до трёх километров «трубы» в сутки — рекорд, неслыханный в те дни. Впоследствии было введено также бесплатное питание в рабочее время. Это дало отличный психологический эффект не потому, что рабочие скупились заплатить за еду (заработки на трассе очень высокие), просто люди ощутили подлинную заботу, а это поднимало настроение и работоспособность. 
А проблемы всё нарастали, теснили друг друга: жилищные, промышленные, дорожные. На место одной решённой являлась уйма ещё более насущных. Всеобщим бедствием на Тюменщине стало строительство на водонасыщенных грунтах. Выход был один — сваи. Главтюменьнефтегазстрой организовал их производство и активно занялся сваебойными делами. В Сургуте создали специальную лабораторию. 
Строители и нефтяники перестали зависеть от времени года. Острая необходимость в сваях возникла, когда началось строительство в таких городах, как Нижневартовск, Нефтеюганск, Надым. Большой, шумный, раздавшийся вширь Сургут весь стоит на сваях. Сейчас в Западной Сибири их забивают более трёхсот тысяч ежегодно. 
«Главтюменьнефтегазстрою», как, впрочем, и многим другим главкам, трестам, институтам, работавшим над освоением и обустройством Западной Сибири, волей-неволей приходилось заниматься множеством дел, с одной стороны, весьма далёких от основного профиля этих учреждений, но с другой совершенно необходимых. 
Имя Ю.П. Баталина в ту пору звучало из уст самых разных людей на Тюменщине причём громко и часто, и всегда с интонацией устойчивого восхищения. Среди них: В.Г. Чирсков, И.А. Шаповалов, В.В. Курбатов, Г.И. Рубанко, простые рабочие и множество его соратников, нашедших себя в трудах и планах, связанных с комплектно-блочным методом. 

Обсуждение с коллегами Е.А. Огороднов, И.А. Шаповалов, Ю.П. Баталин

В 1970 году Ю.П. Баталина призовут в Москву, где он в итоге станет председателем Госстроя СССР — заместителем председателя Совета Министров СССР. Но его сердце навсегда останется в Западной Сибири, где в полной мере проявился его талант инженера, организатора внедрения многих принципиальных новаций в нефтегазовом строительстве, давших высокие темпы освоения нефтяных и газовых месторождений.
 
Ю.П. Баталин руководил строительством газо- и нефтепроводов: Усть-Балык–Курган–Уфа–Альметьевск, Вынгапур–Челябинск, Куйбышев–Лисичанск, Уренгой–Ухта–Торжок–Москва, Сургут–Полоцк, Уренгой–Помары–Ужгород и другие.
Обустраивал месторождения: Шаимское, Усть-Балыкское, Сургутское, Самотлорское, Фёдоровское, Советско-Соснинское, Правдинское, Медвежье, Вынгапурское, Уренгойское — в Тюменской области, Шатлыкское и Газачакское — в Туркмении, Вуктыльское — в Коми АССР, Оренбургское и др.
Строил: Сургут, Нефтеюганск, Нижневартовск, Мегион, Надым, Уренгой, Нефтекамск. Его вкладом стала и бесканальная прокладка теплосетей в гидрофобной изоляции, увеличившая в несколько раз срок службы теплосетей и снизившая их стоимость, а главное — обеспечившая высокие темпы жилищного строительства.

ПРИНЦИПЫ БАТАЛИНА
 
Сейчас многие пытаются выстроить, так сказать, модель идеального руководителя в различных аспектах. И в этом контексте всегда интересно узнать, что может сказать о себе сам крупный руководитель? Разумеется, если честно, без позёрства. Вот что рассказывал о своих жизненных и профессиональных принципах Юрий Петрович БАТАЛИН.
 
  • Горяч. Бываю очень резок, но не злопамятен, и тем более не мстителен. Многим людям, с которыми конфликтовал, в дальнейшем, учитывая их организаторские и другие деловые способности, помогал и продвигал по службе. 
  • Те, кто работают со мной недолго, из-за моей резкости относятся ко мне порой отрицательно, но впоследствии, как правило, меняют своё мнение. Когда по отношению к кому-то допустил резкость, чувствую себя скверно и хочу скорее загладить свою вину. 
  • Думаю, что, в основном, меня ценят за то, что никогда не перекладывал ответственность на других и всегда много трудился сам. 
  • Стремлюсь в любой ситуации поступать справедливо. Стараюсь обязательно рассмотреть дело по существу и, если оно того заслуживает, помочь.
  • Страшно не люблю подхалимов. Большинство окружающих меня людей это знает. Не терплю отношений по принципу: «ты — мне, я — тебе». 
  • Я сторонник постоянного общения с сотрудниками, соответственно и с их семьями, в неслужебное время. Думаю, что это сплачивает коллектив. 
  • Не секрет, что подчинённым, как правило, больше импонирует начальник, который умеет «вытянуть» дело, довести его до конца. Порой приходится начинать много дел и всё вытягивать. Тем не менее, я стараюсь внедрять в работе какую-либо систему. А поскольку любая система после того, как пройден пик, идёт по убывающей, обдумываю, как её усовершенствовать или наладить новую. 
  • Да, руководитель должен обладать дипломатическими способностями, гибкостью. Но человек — не хорошо отлаженная машина, и порой эти качества перекрываются природными свойствами моего характера. По натуре я прямолинеен, что иногда приносит больше вреда, чем пользы. Кроме того нетерпелив. В сочетании с быстрым восприятием и острой реакцией это приводит, случается, к конфликтам с людьми, особенно многословными.
  • Стремлюсь быть объективным, учитывать все стороны вопроса. Обещания выполняю, об этом знают, и иногда даже злоупотребляют, пытаясь убедить меня, что я где-то что-то обещал. 
  • Люди должны знать, что разумная инициатива обязательно будет поддержана, даже если это связано с определёнными трудностями. 
  • Всю жизнь я искал что-то новое — в технологии, организации труда, методах работы. 
  • Начальник, особенно крупный, ни в коем случае не должен априори высказывать своё мнение. Надо сперва всех выслушать, задать вопросы и получить на них исчерпывающие ответы. 
  • Руководитель, действующий не только силой личного авторитета, но и серьёзными аргументами, всегда вызывает уважение и доверие подчинённых. 
  • Атмосфера на совещаниях должна быть деловой и раскованной. Очень важно затронуть людей за живое, заставить их высказаться, при необходимости вызвать на спор. Совещания, на которых в основном отмалчиваются, как правило, не результативны. 
  • Повсюду, где я работал, создавал советы — технические и всякие другие, стремился вести дело на основе коллективного разума.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 
С 1950 г. работал в тресте «Башуглеразрезстрой»: вначале прорабом, с 1952 на руководящих должностях. 
С 1957 г. — главный инженер треста «Башуглеразрезстрой». 
С 1958 г. — главный инженер треста «Башнефтепромстрой». 
С 1962 г. — управляющий трестом «Башнефтепромстрой». 
С 1965 г. — главный инженер, первый заместитель начальника «Главтюменнефтегазстроя» (стал главным инженером сразу же после создания главка). 

В ОРГАНАХ ВЛАСТИ 
С 1970 г. — заместитель министра газовой промышленности СССР. 
С 1972 г. — заместитель министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР. 
С 1973 г. — первый заместитель министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР. 
В апреле 1983 г. — декабре 1985 г. — Председатель Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам. 
В декабре 1985 г. — июне 1989 г. — заместитель Председателя Совета Министров СССР. 
В августе 1986 г. — июне 1989 г., одновременно, Председатель Государственного строительного комитета СССР. Особое внимание уделял жилищному строительству, новым видам строительных материалов, развитию материально-технической базы строительства. Его первым заместителем после своего снятия с поста 1-го секретаря МГК КПСС был Б.Н. Ельцин. 
Участвовал в ликвидации последствий землетрясения в Армении (1988 г.), аварии на Чернобыльской АЭС (1986 г., проектирование и строительство саркофага на 4-м блоке АЭС). 

НА ПЕНСИИ 
В 1989 г. —1990 г. — профессор кафедры управления строительством Института повышения квалификации специалистов-строителей Госстроя СССР. 
Один из инициаторов создания Инженерной академии СССР (1990 г.), преобразованной затем в Российскую и Международную инженерные академии, вице-президент РИА (1990 г.). В 2001 г. переизбран вице-президентом Российской инженерной академии. Член президиума Российской инженерной академии. 
С 1995 г., одновременно, старший советник Президента ОАО «Стройтрансгаз». 
С мая 2002 г. — президент Союза нефтегазостроителей (РОССНГС). Заместитель председателя попечительского совета Фонда ветеранов нефтегазового строительства.
Лауреат Ленинской премии (1980)
Два ордена Ленина (1973, 1987)
Орден Дружбы (1999)
Лауреат Премии Совета Министров СССР (1974)
Три ордена Трудового Красного Знамени (1967, 1971, 1977)
Орден «Знак Почёта» (1957)
Лауреат международной премии им. Фритьофа Нансена,
премии Международной инженерной академии,
дважды лауреат премии им. академика И.М. Губкина.
Почётная грамота Правительства Российской Федерации (1997)
Медаль Анании Ширакаци (Армения)
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда: