Валерий КАЛЁНОВ: ЛЕГЕНДА № 44
лауреатом Государственной премии СССР, ветеран треста «Тюменгазмонтаж», легендарный сварщик
Встреча с легендарным сварщиком-трубопроводчиком, лауреатом Государственной премии СССР Валерием Фёдоровичем КАЛЁНОВЫМ, который 27 ноября 1965-го заварил последний, как его ещё называют, красный стык — первого тюменского нефтепровода «Шаим–Тюмень», напомнила о герое одного хорошего художественного фильма.
Дата публикации: 18-11-2016, 12:03
Информация
Мнения людей
РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА
У них много общего. Тёзки, наречённые звучным именем Валерий. Огромную роль в судьбах сыграли матери. Оба стали легендами, достижениями которых живущие и будущие поколения россиян должны гордиться.
Первый Валерий — «Легенда № 17», знаменитый хоккеист Харламов. Второй Валерий — «Легенда № 44» — легендарный сварщик Калёнов. Две четвёрки — цифры его личного клейма, можно найти на швах важнейших нефтегазовых трасс не только нашей страны, но и зарубежья.
Личное клеймо — это не только своеобразный знак высочайшего уровня специалиста, но ещё и огромная многолетняя ответственность, ведь кто бы ни заварил стык, даже через 20 лет «автора» узнают по нему, и слава — добрая или дурная — будет сопровождать ещё очень долго.
Громким трудовым победам Калёнова предшествовала серьёзная профессиональная и жизненная школа. А началось всё в детстве, откуда все мы родом. На свет Валера появился 13 июля 1938 года в деревне Песочное Нижегородской области. Звуки, запахи и вкусы малой родины сегодня для Валерия Фёдоровича приобрели особую ценность и вспоминаются гораздо чаще, чем многочисленные трудовые победы.
— Вот моя деревня, вот мой дом родной, — с особенной теплотой в голосе декламирует ветеран знаменитые строки крестьянского поэта Сурикова, показывая чёрно-белую фотографию. На ней небольшой деревянный домик. Экономя каждую копейку, его построила мама нашего героя — Александра Васильевна, с помощью своего отца. Похоронку на мужа Фёдора Ивановича Калёнова она получила под конец войны. И с тех пор, как погиб её супруг в 1944 году, стала она опорой и защитой двум своим сыновьям. Забыв об устали, спозаранку уходила Александра Калёнова на работу, а заканчивала трудиться поздним вечером. Ожидание её возвращения — тоскливо тянущееся стало центральным воспоминанием детства для Василия Фёдоровича.
Маме тяжело. Смысл этой фразы, услышанной от кого-то из соседок, маленький Валера понимал не до конца. Представлялось, как кто-то злой и сильный взваливал за дверью их избы что-то наподобие мешка, набитого увесистыми камнями, на материнские плечи.
Единственной поддержкой для самой Александры Васильевны был кусок хлеба, который делила с ней соседка Клавдия Гущина, семья которой жила не так бедно. Потом Александре Васильевне первый и, наверное, последний раз в жизни повезло, пристроили на кожгалантерейную фабрику в соседний город Богородск. Там работниц кормили. Мать всегда сохраняла свою пайку для детей. Валера помнит, как однажды принесла она котлету. Это было невиданное лакомство!
Несмотря на голодное детство, Валера Калёнов вырос крепким пареньком. К 17-ти годам он вполне соответствовал своему имени, которое в переводе с древнегреческого означает «сильный, здоровый». Как-то его, разнорабочего автофабрики, отправили защищать честь предприятия в областных соревнованиях по лыжным гонкам. Без какой-либо подготовки Калёнов занял там 3-е место, обойдя представителей различных спортивных обществ. Позже богатырская сила и ловкость не раз выручали Валерия на строительстве нефтяных и газовых трасс.
Не менее важную роль сыграет и упорство в достижении цели. Эта черта калёновского характера первый раз ярко проявится во время службы. В калининградской воинской части № 56-256 наш герой изначально был определён в пехоту. Когда новобранцев первый раз выстроили на плацу и начали спрашивать, есть ли среди них шофёры, Калёнов вслед за несколькими ребятами сделал утвердительный шаг вперёд. Ни водительского удостоверения, ни опыта вождения у него не было, но он всем своим нутром почуял шанс осуществить свою давнишнюю мечту стать шофёром и рискнул. Прав у «водителя» при себе «не оказалось», его вернули в строй. Горько и совестно стало солдату, однако эта неудача не отбила охоту сесть за баранку. В свободное время стал крутиться в гараже, смотреть, как работают автослесари. В итоге порыв души новобранца был замечен его командиром, капитаном автороты Колединым. И парня перевели в автороту помощником автослесаря. Ну а после того, как Валерий показал самое лучшее время по сборке колеса в армейских соревнованиях, его отправили в автошколу. Оставшееся до дембеля время герой наш шоферил, в том числе поколесил по целине, куда был отправлен в самом конце службы на помощь аграриям.
На гражданку Валерий вернулся 26 декабря 1960 года, а в скором времени уже возил трубы близ Кстово для одного из подразделений СУ-13, строившего нефтепровод Горький-Ярославль. Там впервые и попал Калёнов на трассу, где встретился со сваркой. Чтобы посмотреть, как работает сварщик, нашему герою пришлось даже ползти, потому что при всяком появлении близ себя людей специалист бросал дело (видимо не желал открывать технологию).
Опять же интерес Валерия не ускользнул от руководства, и он был направлен на курсы сварщиков в Самару, где без малейшего опыта смог зажечь дугу — таким заданием преподаватели проверяли способности курсистов. Тех, кто не справлялся, попросту разворачивали назад. После учёбы Калёнову был присвоен 4 разряд, и началась для вчерашнего шофёра новая не менее динамичная жизнь.
ТРАССА МУЖЕСТВА
На Тюменский север Калёнов приехал после участия в строительстве крупнейшей в мире системы магистральных нефтепроводов «Дружба». На тот момент Валерию было около тридцати, за плечами уже имелся богатый опыт. Работать стал на строящейся трассе Шаим–Тюмень.
Журналисты называли её трассой мужества. Морозы стояли более сорока градусов, но их не замечали, напряжение было очень сильное — нужно было досрочно сдать объект! Самый трудный участок достался под конец. Ждать, когда замёрзнут болота было некогда, поэтому вертолёты МИ-6 сутками кружили над тайгой, доставляя стальные плети.
Часть труб привозили трактора, остальная техника здесь не проходила. В ноябре 1965 года у местечка Усть-Лаут бригады строителей, шагавшие навстречу друг другу всё это время, сошлись. Темп работ нарастал. Калёнова и Беляева перебросили дальше в тайгу, поселили в избушке лесника, рядом с трассой, чтобы не тратить время на дорогу. День работали, вечером что-нибудь перекусывали и валились спать. А утром снова был нефтепровод.
На последний стык все собрались. Вертолётом прилетел первый секретарь Тюменского обкома партии Борис Щербина. Он посмотрел как работали сварщики. В болотных сапогах, грязь-то была выше колена, того и гляди оступишься, захлебнешься, да ещё и холод. Но никто не жаловался. Закончили почти ночью. Собрались у костра, даже шампанское пили. Как говорится, на следующее утро Калёнов и Беляев проснулись знаменитыми. Практически сразу герой наш был переброшен на новый объект — нефтепровод Усть–Балык–Омск.
Потом были ещё и ещё объекты, один город сменялся другим, завершающаяся трасса новой. Порой за смену с напарником он выдавал по 85–90 стыков! Как и многие нефтегазостроители Калёнов побывал за рубежом, а именно на строительстве Трансиранского газопровода. Впечатления остались приятные. К примеру, именно там наш герой открыл у себя способности к языкам, увлёкся изучением арабского.
Много тёплых воспоминаний связано у ветерана с трестом «Тюменгазмонтаж», в подразделениях которого трудился на севере Тюменской области, был бригадиром, в подчинении находилось 75 человек. Работа в тресте обязала и к некой общественной деятельности. Как член партии и передовик, Калёнов часто бывал в Москве, в том числе выступал на ВДНХ, где делился приёмами профессионального мастерства. А однажды «выбил» на коллегии Министерства нефтегазовой промышленности технику, отрапортовав об угрозе срыва строительства Аганского перехода.
Тогда сам Б.Е. Щербина сказал: «Товарищ Калёнов, по прибытию в Сургут, приступайте к сварке. Техникой обеспечим». И технику действительно дали, в том числе четыре вахтовки.
— Рабочий есть рабочий, — вспоминает с улыбкой Валерий Фёдорович. — Естественно, выступая перед «старшими товарищами» в столице, да и Тюмени, я страшно волновался. Помню, очень поддерживал меня в этом плане Г.П. Богомяков. Благодарен я судьбе и за то, что свела с Игорем Александровичем Шаповаловым, который и сегодня для многих ветеранов остаётся примером оптимизма, силы духа и молодости.
Не побоюсь присоединиться к уже высказанной мысли о том, что таких руководителей, да и специалистов, какими были нефтегазостроители легендарной эпохи, уже не будет.
У них много общего. Тёзки, наречённые звучным именем Валерий. Огромную роль в судьбах сыграли матери. Оба стали легендами, достижениями которых живущие и будущие поколения россиян должны гордиться.
Первый Валерий — «Легенда № 17», знаменитый хоккеист Харламов. Второй Валерий — «Легенда № 44» — легендарный сварщик Калёнов. Две четвёрки — цифры его личного клейма, можно найти на швах важнейших нефтегазовых трасс не только нашей страны, но и зарубежья.
Личное клеймо — это не только своеобразный знак высочайшего уровня специалиста, но ещё и огромная многолетняя ответственность, ведь кто бы ни заварил стык, даже через 20 лет «автора» узнают по нему, и слава — добрая или дурная — будет сопровождать ещё очень долго.
Газопровод «Уренгой — Помары — Ужгород», 1982 год
Громким трудовым победам Калёнова предшествовала серьёзная профессиональная и жизненная школа. А началось всё в детстве, откуда все мы родом. На свет Валера появился 13 июля 1938 года в деревне Песочное Нижегородской области. Звуки, запахи и вкусы малой родины сегодня для Валерия Фёдоровича приобрели особую ценность и вспоминаются гораздо чаще, чем многочисленные трудовые победы.
— Вот моя деревня, вот мой дом родной, — с особенной теплотой в голосе декламирует ветеран знаменитые строки крестьянского поэта Сурикова, показывая чёрно-белую фотографию. На ней небольшой деревянный домик. Экономя каждую копейку, его построила мама нашего героя — Александра Васильевна, с помощью своего отца. Похоронку на мужа Фёдора Ивановича Калёнова она получила под конец войны. И с тех пор, как погиб её супруг в 1944 году, стала она опорой и защитой двум своим сыновьям. Забыв об устали, спозаранку уходила Александра Калёнова на работу, а заканчивала трудиться поздним вечером. Ожидание её возвращения — тоскливо тянущееся стало центральным воспоминанием детства для Василия Фёдоровича.
Маме тяжело. Смысл этой фразы, услышанной от кого-то из соседок, маленький Валера понимал не до конца. Представлялось, как кто-то злой и сильный взваливал за дверью их избы что-то наподобие мешка, набитого увесистыми камнями, на материнские плечи.
Единственной поддержкой для самой Александры Васильевны был кусок хлеба, который делила с ней соседка Клавдия Гущина, семья которой жила не так бедно. Потом Александре Васильевне первый и, наверное, последний раз в жизни повезло, пристроили на кожгалантерейную фабрику в соседний город Богородск. Там работниц кормили. Мать всегда сохраняла свою пайку для детей. Валера помнит, как однажды принесла она котлету. Это было невиданное лакомство!
Несмотря на голодное детство, Валера Калёнов вырос крепким пареньком. К 17-ти годам он вполне соответствовал своему имени, которое в переводе с древнегреческого означает «сильный, здоровый». Как-то его, разнорабочего автофабрики, отправили защищать честь предприятия в областных соревнованиях по лыжным гонкам. Без какой-либо подготовки Калёнов занял там 3-е место, обойдя представителей различных спортивных обществ. Позже богатырская сила и ловкость не раз выручали Валерия на строительстве нефтяных и газовых трасс.
Не менее важную роль сыграет и упорство в достижении цели. Эта черта калёновского характера первый раз ярко проявится во время службы. В калининградской воинской части № 56-256 наш герой изначально был определён в пехоту. Когда новобранцев первый раз выстроили на плацу и начали спрашивать, есть ли среди них шофёры, Калёнов вслед за несколькими ребятами сделал утвердительный шаг вперёд. Ни водительского удостоверения, ни опыта вождения у него не было, но он всем своим нутром почуял шанс осуществить свою давнишнюю мечту стать шофёром и рискнул. Прав у «водителя» при себе «не оказалось», его вернули в строй. Горько и совестно стало солдату, однако эта неудача не отбила охоту сесть за баранку. В свободное время стал крутиться в гараже, смотреть, как работают автослесари. В итоге порыв души новобранца был замечен его командиром, капитаном автороты Колединым. И парня перевели в автороту помощником автослесаря. Ну а после того, как Валерий показал самое лучшее время по сборке колеса в армейских соревнованиях, его отправили в автошколу. Оставшееся до дембеля время герой наш шоферил, в том числе поколесил по целине, куда был отправлен в самом конце службы на помощь аграриям.
На гражданку Валерий вернулся 26 декабря 1960 года, а в скором времени уже возил трубы близ Кстово для одного из подразделений СУ-13, строившего нефтепровод Горький-Ярославль. Там впервые и попал Калёнов на трассу, где встретился со сваркой. Чтобы посмотреть, как работает сварщик, нашему герою пришлось даже ползти, потому что при всяком появлении близ себя людей специалист бросал дело (видимо не желал открывать технологию).
Опять же интерес Валерия не ускользнул от руководства, и он был направлен на курсы сварщиков в Самару, где без малейшего опыта смог зажечь дугу — таким заданием преподаватели проверяли способности курсистов. Тех, кто не справлялся, попросту разворачивали назад. После учёбы Калёнову был присвоен 4 разряд, и началась для вчерашнего шофёра новая не менее динамичная жизнь.
ТРАССА МУЖЕСТВА
На Тюменский север Калёнов приехал после участия в строительстве крупнейшей в мире системы магистральных нефтепроводов «Дружба». На тот момент Валерию было около тридцати, за плечами уже имелся богатый опыт. Работать стал на строящейся трассе Шаим–Тюмень.
Журналисты называли её трассой мужества. Морозы стояли более сорока градусов, но их не замечали, напряжение было очень сильное — нужно было досрочно сдать объект! Самый трудный участок достался под конец. Ждать, когда замёрзнут болота было некогда, поэтому вертолёты МИ-6 сутками кружили над тайгой, доставляя стальные плети.
Часть труб привозили трактора, остальная техника здесь не проходила. В ноябре 1965 года у местечка Усть-Лаут бригады строителей, шагавшие навстречу друг другу всё это время, сошлись. Темп работ нарастал. Калёнова и Беляева перебросили дальше в тайгу, поселили в избушке лесника, рядом с трассой, чтобы не тратить время на дорогу. День работали, вечером что-нибудь перекусывали и валились спать. А утром снова был нефтепровод.
Бригада В.Ф. Калёнова (второй слева)
На последний стык все собрались. Вертолётом прилетел первый секретарь Тюменского обкома партии Борис Щербина. Он посмотрел как работали сварщики. В болотных сапогах, грязь-то была выше колена, того и гляди оступишься, захлебнешься, да ещё и холод. Но никто не жаловался. Закончили почти ночью. Собрались у костра, даже шампанское пили. Как говорится, на следующее утро Калёнов и Беляев проснулись знаменитыми. Практически сразу герой наш был переброшен на новый объект — нефтепровод Усть–Балык–Омск.
Потом были ещё и ещё объекты, один город сменялся другим, завершающаяся трасса новой. Порой за смену с напарником он выдавал по 85–90 стыков! Как и многие нефтегазостроители Калёнов побывал за рубежом, а именно на строительстве Трансиранского газопровода. Впечатления остались приятные. К примеру, именно там наш герой открыл у себя способности к языкам, увлёкся изучением арабского.
Много тёплых воспоминаний связано у ветерана с трестом «Тюменгазмонтаж», в подразделениях которого трудился на севере Тюменской области, был бригадиром, в подчинении находилось 75 человек. Работа в тресте обязала и к некой общественной деятельности. Как член партии и передовик, Калёнов часто бывал в Москве, в том числе выступал на ВДНХ, где делился приёмами профессионального мастерства. А однажды «выбил» на коллегии Министерства нефтегазовой промышленности технику, отрапортовав об угрозе срыва строительства Аганского перехода.
Тогда сам Б.Е. Щербина сказал: «Товарищ Калёнов, по прибытию в Сургут, приступайте к сварке. Техникой обеспечим». И технику действительно дали, в том числе четыре вахтовки.
Бригада Валерия Калёнова (Вахтовка, подарок Б.Е. Щербины)
— Рабочий есть рабочий, — вспоминает с улыбкой Валерий Фёдорович. — Естественно, выступая перед «старшими товарищами» в столице, да и Тюмени, я страшно волновался. Помню, очень поддерживал меня в этом плане Г.П. Богомяков. Благодарен я судьбе и за то, что свела с Игорем Александровичем Шаповаловым, который и сегодня для многих ветеранов остаётся примером оптимизма, силы духа и молодости.
Вручение Лауреата государственной премии. Москва, 1978 год
Не побоюсь присоединиться к уже высказанной мысли о том, что таких руководителей, да и специалистов, какими были нефтегазостроители легендарной эпохи, уже не будет.
Актуальное
больше
Актуальная информация
2-10-2023, 12:00
Продается новая Фабрика-кухня «Погребок»
Актуальная информация
15-05-2023, 09:00
II ежегодный общенациональный форум РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 2023 традиционно пройдёт в июне в Карелии 28-29 июня 2023 года
Актуальная информация
1-12-2022, 12:24
35-летие поискового движения Тюменской области
Актуальная информация
25-11-2022, 10:11
Владимир ЧИРСКОВ: «Человек воспитывается трудом»
Популярное
Человек-легенда. ЭПОХА БОГОМЯКОВА: биография трудолюбивого руководителя
Виталий АКСЕНОВ: «Мой жизненный путь был предопределен»
Лед и пламень академика МЕЛЬНИКОВА
Борис ЩЕРБИНА: ТИТАН ЭПОХИ. 100 лет со дня рождения
Юрий ШАФРАНИК: «Я ЖЕЛАЮ РОССИИ БЛАГОПОЛУЧИЯ!»
Владимир ЧИРСКОВ: От механика до министра