Звезда по имени Юрий КИЛЬДЮШОВ
ветеран треста «Тюменгазмонтаж», бригадир
Звезда Юрия КИЛЬДЮШОВА взошла на строительстве первой блочной кустовой насосной станции по закачке воды в пласт для Усть-Балыкского нефтяного месторождения. В тюменское СУ-19 бригадир слесарей-монтажников прибыл вместе со всей своей бригадой из Салавата и сразу же привлёк к себе внимание силой характера, профессиональной сноровкой. А уже через несколько лет возглавил крупную комплексную бригаду, отличившуюся на многих стройках. Огромный трудовой вклад Юрия Ивановича в освоение севера Тюменской области отмечен высоким званием — Лауреат Государственной премии, который ему торжественно присвоили в Георгиевском зале Большого Кремлёвского дворца.
Дата публикации: 18-11-2016, 12:31
Информация
Мнения людей
ТЕНЬ КАРАВЕЛЛЫ
Свою историческую родину, Куйбышевскую область, Кильдюшовы навсегда покинули после раскулачивания. Попав в эти страшные жернова, сначала оказались на строительстве шахт в Кемеровской области, а в 1932 году получили разрешение перебраться в Башкирию. Там начиналось нефтяное освоение. Главу семейства, Ивана Антоновича, опытного столяра-краснодеревщика, приняли в коллектив автоколонны Ишимбайского промысла. Для нужд предприятия стал изготавливать деревянные кабины и кузова. Своим искусным мастерством и ударным трудом он очень скоро заслужил почёт и уважение.
Супруга Кильдюшова, Аграфена Васильевна, занималась домашним хозяйством. Сын Юрий родился у пары 25 августа 1938 года. Вскоре началась Великая Отечественная война. Ивана Антоновича, рвавшегося на фронт защищать родину, оставили по брони в тылу, где очень нужны были его золотые руки. Несмотря на фактическое присутствие кормильца, как и каждой советской семье, Кильдюшовым пришлось нелегко. Из раннего детства Юрию Ивановичу навсегда запомнилось постоянное чувство голода, а ещё длинные очереди за хлебом, в которых простаивал с ночи до утра.
Он рано научился стоять за себя, ратовал за справедливость, был непоседливым и озорным. Замечательно описал послевоенное поколение ребят, к которым принадлежал Кильдюшов, тюменский писатель Владислав Крапивин. И даже повзрослев, в душе наш герой остался романтиком. Правда, разглядеть его в заматеревшем, суровом бригадире было сложно. Ну, разве, что приоткрывалась эта сторона его души, когда запускал он в небо голубей, которых любил настолько, что парочку красавцев турманов возил с собой с объекта на объект.
Трудовой путь Юрия Кильдюшова начался сразу же после школы, когда пришёл он на Салаватский нефтехимический комплекс столяром. Потом была служба на Северном флоте, которую вспоминает с большой ностальгией и теплотой. Там на Белом и Баренцевом морях, а также в сердце Северного флота городе Северодвинске окончательно сформировался как личность, расширил свой житейский кругозор, узнал, что такое суровая морская дисциплина, которую потом привнёс в жизнь бригады.
Как всякий романтик и на флоте не обошёлся Кильдюшов без приключений. Отсидел пару суток «на губе» за то, что ушёл в самоволку на свидание к девушке, с которой познакомился на танцах. Стоила ли она того? Через год после дембеля сыграли свадьбу. В браке с Валентиной Васильевной наш герой счастливо прожил много лет. Вместе они вырастили троих детей, и стали «основателями» ещё одной кильдюшовской «бригады» — шестерых внуков, среди которых ни одной девчонки!
ОСНОВА ОСНОВ
«Бригада» существует, сколько помнит себя человек. В России подобное объединение людей, занятых на нелёгких физических работах, именовали ещё артелью, ватагой. И сегодня это основная боевая единица любого производства, основа основ, «соль земли». В тресте «Тюменгазмонтаж» в самые напряжённые моменты ставка была сделана на крупные комплексные бригады, имевшие численность до 150 человек, на их возможности как реальные, так и скрытые.
Почему пошли на укрупнение? Уже в СУ-19, которое на первых порах занималось сантехническими работами, и блочность только начиналась, со временем приступило к комплектным делам, стали понимать, что мелкие бригады, отдельные звенья себя изживают. Они не в состоянии были решить те задачи по обустройству жилья, инфраструктуры, которых требовали быстрорастущие промыслы. Если говорить о существенных частностях, возьмем, к примеру, систему вентиляции компрессорной станции, в которой по определению всё жёстко связано воедино. Попробуйте поделить монтаж этой системы между, условно говоря, тремя бригадами, и тут же возникнет масса технологических и организационных неувязок.
Одна бригада работу закончила, другая ещё не приступила, третья занята на заготовительном производстве. Помимо этого, и гадать не надо — потери времени при такой постановке дела обеспечены.
И ещё один существенный момент. Мелкие бригады не позволили бы должным образом наладить вахтовый метод. Там успех зависел от хорошо отлаженной системы. Обычно вахтовалась две трети бригады, треть отдыхала дома. Мелкие бригады в эту систему никак не вписывались. При таком раскладе невозможно было организовать работу так, чтобы она была эффективной.
Практика использования в масштабах освоения крупных комплексных бригад, заложенная в тресте «Тюменгазмонтаж», себя не просто оправдала, она выросла в целое направление. Одним из столпов, на который оперлось предприятие в период максимальной своей загрузки, стала комплексная бригада Кильдюшова, которая насчитывала 180 человек. Кстати, именно она одна из первых стала внедрять экспедиционно-вахтовый метод.
Конечно, это случилось не сразу и не вдруг. Для Юрия Ивановича всё началось с идеи поехать в Тюмень. «Подкинул» её знакомый, трудившийся в Западной Сибири. Он рассказал, что на Севере очень нужны хорошие специалисты, и есть блестящие возможности не просто обменять свою силу на звонкие рубли, но и поработать головой, творчески, проявить себя. Кильдюшов, которому на тот момент было тридцать лет, именно об этом и мечтал.
— В ту пору под моим началом на Салаватском нефтехиме работало 11 человек, всем составом, вооружившись инструментом и комсоргом, который за нами увязался, рванули в СУ-19 к Игорю Александровичу Шаповалову, — смеётся Юрий Иванович. — Новичков на предприятии всегда старались пригреть: прикрепляли к опытным наставникам, не имеющих жилья поселяли в своём вагон-городке в Букино, даже семейных. Потом в разгар строительства завода КМЭЗБУ и развёртывания производства там будет насчитываться около тысячи жильцов! Очень понравилась тёплая встреча прямо на вокзале, как говорится, с распростертыми объятиями. Привезли нас и поселили, разумеется, в вагон-городке. На третий день приехал главный инженер Ю.П. Баталин. Это человек с большой буквы! Увидев нас, он начал расспрашивать, откуда мы, что за специалисты. В итоге порекомендовал руководству в числе первых дать нам квартиру. Так и получилось. Через год приезжаю из очередной командировки, а жена и дети уже покинули вагончик и обустроились в пятиэтажном доме, который построило предприятие для своих сотрудников на улице Одесской!
НАПЕРЕКОР СТИХИЯМ
Начиналась блочность. КМЭЗБУ в ту пору ещё не существовало — был цех СУ-19. Весь цикл блочно-комплектного строительства бригада Кильдюшова освоила с рекордной быстротой. А началась работа с ремонта полублочной кустовой насосной станции. За 25 дней собрали её, отгрузили на север и сами отправились в Нефтеюганск. Начиняли блок-боксы оборудованием, везли на баржах на Усть-Балыкское или Правдинское месторождения.
ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО УСПЕХА — СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ БРИГАДИРОВ, ОНИ САМОСТОЯТЕЛЬНО НАПРАВЛЯЛИ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ТАК, КАК ИМ ПРОФЕССИОНАЛАМ ВИДЕЛОСЬ
Но работы поблочности было совсем мало, на это смотрели не то как на забаву, не то как на очередную прихоть главного инженера. Что делать? Бригада Кильдюшова поехала делать витражи в центральном универмаге Нефтеюганска. Витражи ничего, получились, но Юрий Иванович не чувствовал в себе особого призвания к поделкам такого рода и с превеликим удовольствием укатил после этого с бригадой ставить в Сургуте первую и четвёртую насосные станции. Зима там стояла суровая. Порой приходилось спасать замёрзшую систему отопления. Морозы стояли более 50 градусов. Было очень страшно.
Кильдюшов — инициативный человек. Жаден до нового — так говорили про бригадира его ребята. Своим точным, цепким умом Кильдюшов оценил достоинства нового метода. Эту тягу сразу и разглядел в нём Баталин. Напористый, деловой, ненавидящий расхлябанность и разгильдяйство, он сразу же понравился главному инженеру. Многие сложные работы предприятия стали поручать именно ему. Ездил на устранение аварий, когда взрывались нефте-и газопроводы. А иногда из-за капризов стихии «давали прикурить» и, казалось бы, простые объекты.
Дала «прикурить» Тобольская компрессорная станция, которая сооружалась на нитке газопровода Уренгой–Челябинск. Она стала одним из самых сложных объектов для бригады Кильдюшова. Строительные работы велись на левом берегу Иртыша. В том году Тюменщину захлестнул небывалый паводок, и твёрдая, хорошо промороженная площадка превратилась в болото, без путей, без дорог. Всю весну и почти всё лето вплоть до августа уровень воды снижался с такой медлительностью, что впору волком выть. И было отчего: материалов до паводка успели завезти мало, и работа к иным шла темпам, медленно, люди нервничали, злились.
С октября, наконец, ударили морозы — и началась настоящая работа. До того надоела им эта станция — готовы были вкалывать круглосуточно, лишь бы с нею разделаться. Так и решили. Поставили прожекторы, разделили бригаду на три смены. Кильдюшов, можно сказать, не уходил с объекта.
Вскоре образовался трест «Тюменгазмонтаж», в 1969 году создали КММУ-1. Это управление занималось монтажом установок компрессорной подготовки газа, всех компрессорных станций Тюменской области, плюс ко всему — массой других объектов, типа нефтеперекачек. В него ещё с тремя бригадами и вошла бригада Кильдюшова. На подсобном производстве было занято человек сто. В итоге чуть больше шестисот человек обеспечивали огромный объём работ.
Главный секрет производственного успеха — свобода действий для бригадиров, которых избавили от мелочной опёки, и они самостоятельно направляли строительный процесс так, как им профессионалам виделось. Причём не с бухты-барахты, а с минимальным количеством производственного риска. В состав бригады Кильдюшова входили толковые инженеры. А вот «сверять часы» с коллективом, вырабатывать на основе бригадного опыта производственную стратегию было обычным делом.
Многие коллеги отмечали крутой нрав нашего героя. Именно благодаря этой внутренней «взрывчатке» — интересу к новому, необычному, перспективному, бригада Кильдюшова стала проводником в жизнь многих начинаний: первыми осваивали они экспедиционно-вахтовый метод, первыми начали делать технологические трубопроводы внутри станций. Они отличились на Южном Балыке, Мугене, Демьянке, Увате... Чёткая организация труда, хозяйственный расчёт и внедрение блочного метода позволили бригаде Кильдюшова в течение года монтировать по две-три нефтеперекачивающих станций.
Свою историческую родину, Куйбышевскую область, Кильдюшовы навсегда покинули после раскулачивания. Попав в эти страшные жернова, сначала оказались на строительстве шахт в Кемеровской области, а в 1932 году получили разрешение перебраться в Башкирию. Там начиналось нефтяное освоение. Главу семейства, Ивана Антоновича, опытного столяра-краснодеревщика, приняли в коллектив автоколонны Ишимбайского промысла. Для нужд предприятия стал изготавливать деревянные кабины и кузова. Своим искусным мастерством и ударным трудом он очень скоро заслужил почёт и уважение.
Супруга Кильдюшова, Аграфена Васильевна, занималась домашним хозяйством. Сын Юрий родился у пары 25 августа 1938 года. Вскоре началась Великая Отечественная война. Ивана Антоновича, рвавшегося на фронт защищать родину, оставили по брони в тылу, где очень нужны были его золотые руки. Несмотря на фактическое присутствие кормильца, как и каждой советской семье, Кильдюшовым пришлось нелегко. Из раннего детства Юрию Ивановичу навсегда запомнилось постоянное чувство голода, а ещё длинные очереди за хлебом, в которых простаивал с ночи до утра.
Он рано научился стоять за себя, ратовал за справедливость, был непоседливым и озорным. Замечательно описал послевоенное поколение ребят, к которым принадлежал Кильдюшов, тюменский писатель Владислав Крапивин. И даже повзрослев, в душе наш герой остался романтиком. Правда, разглядеть его в заматеревшем, суровом бригадире было сложно. Ну, разве, что приоткрывалась эта сторона его души, когда запускал он в небо голубей, которых любил настолько, что парочку красавцев турманов возил с собой с объекта на объект.
Трудовой путь Юрия Кильдюшова начался сразу же после школы, когда пришёл он на Салаватский нефтехимический комплекс столяром. Потом была служба на Северном флоте, которую вспоминает с большой ностальгией и теплотой. Там на Белом и Баренцевом морях, а также в сердце Северного флота городе Северодвинске окончательно сформировался как личность, расширил свой житейский кругозор, узнал, что такое суровая морская дисциплина, которую потом привнёс в жизнь бригады.
Как всякий романтик и на флоте не обошёлся Кильдюшов без приключений. Отсидел пару суток «на губе» за то, что ушёл в самоволку на свидание к девушке, с которой познакомился на танцах. Стоила ли она того? Через год после дембеля сыграли свадьбу. В браке с Валентиной Васильевной наш герой счастливо прожил много лет. Вместе они вырастили троих детей, и стали «основателями» ещё одной кильдюшовской «бригады» — шестерых внуков, среди которых ни одной девчонки!
ОСНОВА ОСНОВ
«Бригада» существует, сколько помнит себя человек. В России подобное объединение людей, занятых на нелёгких физических работах, именовали ещё артелью, ватагой. И сегодня это основная боевая единица любого производства, основа основ, «соль земли». В тресте «Тюменгазмонтаж» в самые напряжённые моменты ставка была сделана на крупные комплексные бригады, имевшие численность до 150 человек, на их возможности как реальные, так и скрытые.
ст. Кропачево. Газорезчики
Почему пошли на укрупнение? Уже в СУ-19, которое на первых порах занималось сантехническими работами, и блочность только начиналась, со временем приступило к комплектным делам, стали понимать, что мелкие бригады, отдельные звенья себя изживают. Они не в состоянии были решить те задачи по обустройству жилья, инфраструктуры, которых требовали быстрорастущие промыслы. Если говорить о существенных частностях, возьмем, к примеру, систему вентиляции компрессорной станции, в которой по определению всё жёстко связано воедино. Попробуйте поделить монтаж этой системы между, условно говоря, тремя бригадами, и тут же возникнет масса технологических и организационных неувязок.
Одна бригада работу закончила, другая ещё не приступила, третья занята на заготовительном производстве. Помимо этого, и гадать не надо — потери времени при такой постановке дела обеспечены.
И ещё один существенный момент. Мелкие бригады не позволили бы должным образом наладить вахтовый метод. Там успех зависел от хорошо отлаженной системы. Обычно вахтовалась две трети бригады, треть отдыхала дома. Мелкие бригады в эту систему никак не вписывались. При таком раскладе невозможно было организовать работу так, чтобы она была эффективной.
Практика использования в масштабах освоения крупных комплексных бригад, заложенная в тресте «Тюменгазмонтаж», себя не просто оправдала, она выросла в целое направление. Одним из столпов, на который оперлось предприятие в период максимальной своей загрузки, стала комплексная бригада Кильдюшова, которая насчитывала 180 человек. Кстати, именно она одна из первых стала внедрять экспедиционно-вахтовый метод.
С супругой Валентиной Васильевной, 1975 год
Конечно, это случилось не сразу и не вдруг. Для Юрия Ивановича всё началось с идеи поехать в Тюмень. «Подкинул» её знакомый, трудившийся в Западной Сибири. Он рассказал, что на Севере очень нужны хорошие специалисты, и есть блестящие возможности не просто обменять свою силу на звонкие рубли, но и поработать головой, творчески, проявить себя. Кильдюшов, которому на тот момент было тридцать лет, именно об этом и мечтал.
— В ту пору под моим началом на Салаватском нефтехиме работало 11 человек, всем составом, вооружившись инструментом и комсоргом, который за нами увязался, рванули в СУ-19 к Игорю Александровичу Шаповалову, — смеётся Юрий Иванович. — Новичков на предприятии всегда старались пригреть: прикрепляли к опытным наставникам, не имеющих жилья поселяли в своём вагон-городке в Букино, даже семейных. Потом в разгар строительства завода КМЭЗБУ и развёртывания производства там будет насчитываться около тысячи жильцов! Очень понравилась тёплая встреча прямо на вокзале, как говорится, с распростертыми объятиями. Привезли нас и поселили, разумеется, в вагон-городке. На третий день приехал главный инженер Ю.П. Баталин. Это человек с большой буквы! Увидев нас, он начал расспрашивать, откуда мы, что за специалисты. В итоге порекомендовал руководству в числе первых дать нам квартиру. Так и получилось. Через год приезжаю из очередной командировки, а жена и дети уже покинули вагончик и обустроились в пятиэтажном доме, который построило предприятие для своих сотрудников на улице Одесской!
НАПЕРЕКОР СТИХИЯМ
Начиналась блочность. КМЭЗБУ в ту пору ещё не существовало — был цех СУ-19. Весь цикл блочно-комплектного строительства бригада Кильдюшова освоила с рекордной быстротой. А началась работа с ремонта полублочной кустовой насосной станции. За 25 дней собрали её, отгрузили на север и сами отправились в Нефтеюганск. Начиняли блок-боксы оборудованием, везли на баржах на Усть-Балыкское или Правдинское месторождения.
ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО УСПЕХА — СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ БРИГАДИРОВ, ОНИ САМОСТОЯТЕЛЬНО НАПРАВЛЯЛИ СТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ТАК, КАК ИМ ПРОФЕССИОНАЛАМ ВИДЕЛОСЬ
Но работы поблочности было совсем мало, на это смотрели не то как на забаву, не то как на очередную прихоть главного инженера. Что делать? Бригада Кильдюшова поехала делать витражи в центральном универмаге Нефтеюганска. Витражи ничего, получились, но Юрий Иванович не чувствовал в себе особого призвания к поделкам такого рода и с превеликим удовольствием укатил после этого с бригадой ставить в Сургуте первую и четвёртую насосные станции. Зима там стояла суровая. Порой приходилось спасать замёрзшую систему отопления. Морозы стояли более 50 градусов. Было очень страшно.
Кильдюшов — инициативный человек. Жаден до нового — так говорили про бригадира его ребята. Своим точным, цепким умом Кильдюшов оценил достоинства нового метода. Эту тягу сразу и разглядел в нём Баталин. Напористый, деловой, ненавидящий расхлябанность и разгильдяйство, он сразу же понравился главному инженеру. Многие сложные работы предприятия стали поручать именно ему. Ездил на устранение аварий, когда взрывались нефте-и газопроводы. А иногда из-за капризов стихии «давали прикурить» и, казалось бы, простые объекты.
Дала «прикурить» Тобольская компрессорная станция, которая сооружалась на нитке газопровода Уренгой–Челябинск. Она стала одним из самых сложных объектов для бригады Кильдюшова. Строительные работы велись на левом берегу Иртыша. В том году Тюменщину захлестнул небывалый паводок, и твёрдая, хорошо промороженная площадка превратилась в болото, без путей, без дорог. Всю весну и почти всё лето вплоть до августа уровень воды снижался с такой медлительностью, что впору волком выть. И было отчего: материалов до паводка успели завезти мало, и работа к иным шла темпам, медленно, люди нервничали, злились.
С октября, наконец, ударили морозы — и началась настоящая работа. До того надоела им эта станция — готовы были вкалывать круглосуточно, лишь бы с нею разделаться. Так и решили. Поставили прожекторы, разделили бригаду на три смены. Кильдюшов, можно сказать, не уходил с объекта.
Вскоре образовался трест «Тюменгазмонтаж», в 1969 году создали КММУ-1. Это управление занималось монтажом установок компрессорной подготовки газа, всех компрессорных станций Тюменской области, плюс ко всему — массой других объектов, типа нефтеперекачек. В него ещё с тремя бригадами и вошла бригада Кильдюшова. На подсобном производстве было занято человек сто. В итоге чуть больше шестисот человек обеспечивали огромный объём работ.
Вручение Ленинской премии, ноябрь 1979 года
Главный секрет производственного успеха — свобода действий для бригадиров, которых избавили от мелочной опёки, и они самостоятельно направляли строительный процесс так, как им профессионалам виделось. Причём не с бухты-барахты, а с минимальным количеством производственного риска. В состав бригады Кильдюшова входили толковые инженеры. А вот «сверять часы» с коллективом, вырабатывать на основе бригадного опыта производственную стратегию было обычным делом.
Многие коллеги отмечали крутой нрав нашего героя. Именно благодаря этой внутренней «взрывчатке» — интересу к новому, необычному, перспективному, бригада Кильдюшова стала проводником в жизнь многих начинаний: первыми осваивали они экспедиционно-вахтовый метод, первыми начали делать технологические трубопроводы внутри станций. Они отличились на Южном Балыке, Мугене, Демьянке, Увате... Чёткая организация труда, хозяйственный расчёт и внедрение блочного метода позволили бригаде Кильдюшова в течение года монтировать по две-три нефтеперекачивающих станций.
Актуальное
больше
Актуальная информация
2-10-2023, 12:00
Продается новая Фабрика-кухня «Погребок»
Актуальная информация
15-05-2023, 09:00
II ежегодный общенациональный форум РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 2023 традиционно пройдёт в июне в Карелии 28-29 июня 2023 года
Актуальная информация
1-12-2022, 12:24
35-летие поискового движения Тюменской области
Актуальная информация
25-11-2022, 10:11
Владимир ЧИРСКОВ: «Человек воспитывается трудом»
Популярное
Юрий ШАФРАНИК: «Я ЖЕЛАЮ РОССИИ БЛАГОПОЛУЧИЯ!»
Владимир ЧИРСКОВ: От механика до министра
Виталий АКСЕНОВ: «Мой жизненный путь был предопределен»
Лед и пламень академика МЕЛЬНИКОВА
Борис ЩЕРБИНА: ТИТАН ЭПОХИ. 100 лет со дня рождения
Человек-легенда. ЭПОХА БОГОМЯКОВА: биография трудолюбивого руководителя