Сегодня:
ТОР » Персоны » Две клятвы верности Николая КУЗЬМИНА
Две клятвы верности Николая КУЗЬМИНА
Две клятвы верности Николая КУЗЬМИНА
ветеран треста «Тюменгазмонтаж»
«Душу — Богу, сердце — женщине, долг — Отечеству, честь — никому» — жизненное кредо настоящего мужчины, коллеги, товарища, мужа и отца Николая Никитича КУЗЬМИНА. Пройдя все трудности и испытания, которые уготовила судьба, он остался верным избранному «курсу» и сегодня, благодаря ему, смело смотрит людям в глаза и утверждает, что обрел своё тихое человеческое счастье.
Дата публикации: 18-11-2016, 13:52
Информация Мнения людей
МУЖИЧОК С НОГОТОК 

Николай Никитич Кузьмин родился 14 января 1935 года в большой крестьянской семье. У родителей, Никиты Фёдоровича и Веры Ивановны, было десять ребятишек. Но увидеть, как встанут они на крыло и продолжат славный род Никитиных, главе семейства было не суждено. В ноябре 1939 года его призвали на советско-финскую войну. 
Вернувшись, солдат не успел отдохнуть от грохота снарядов, как уже вновь пора было собираться на поле брани – грянула Великая Отечественная война. А в 1942 году Никита Фёдорович погиб в страшной мясорубке под Сталинградом. Сказать, что осиротевшая семья бедствовала – ничего не сказать. Голодное и босоногое детство нашего героя рано сменилось столь же голодной и босоногой юностью. Уже после третьего класса, как некрасовский мужичок с ноготок, он каждое лето трудился от зари до заката в колхозе помощником конюха. Пас лошадей, убирал конюшни, работал на конных граблях, сенокосилках. И в любом деле старался быть не хуже взрослых. 
В 1951 году Коля Кузьмин окончил семилетнюю школу. Нужно было определяться с профессией, куда-то поступать. У Веры Ивановны средств на содержание его «студенчества» не было, поэтому выбрал речное училище, где курсантам обеспечивали полный пансион (питание, одежду, общежитие). 
Дисциплина в учебном заведении была близка к военной. За четыре года учёбы по специальности будущий судовой механик Николай Кузьмин несколько раз проходил военно-морскую подготовку на настоящих военных кораблях во Владивостоке. Там на острове Русский дал клятву защищать свою Родину до последней капли крови, быть ей таким же верным защитником, как погибший под Сталинградом отец и миллионы других защитников Отечества. 

КОМПРЕССОРНАЯ ЗА КОМПРЕССОРНОЙ 

— Было мне 19 лет, когда понял, что с флотской жизнью нужно завязывать, — улыбаясь вспоминает Николай Никитич. – Молодой, горячий, по девкам хотелось бегать, а тут как на привязи сидишь всю навигацию на пароходе. Хоть на луну вой. Руководство вошло в положение и списало меня на берег по собственному желанию. В трудовой на этот счёт есть историческая запись — «негоден в плавсостав по состоянию здоровья». 

Семья. Слева направо: Иван, Анатолий, Валентин, Катина свекровь,
Степан, Катя, Валентин, Вера Ивановна, Владимир. 1957 год

Практически сразу я «пришвартовался» на ТЭЦ-1 кочегаром-слесарем в энергопоезд. Отапливал здание администрации, столовую, пропарочные камеры (в них доводили до кондиции железобетон, который обычно набирает свою крепость за 28 суток, а тут, методом пропаривания, «поспевал» за трое суток). 
Следующим местом работы нашего героя стало СУ-8 Татнефтепроводстроя, которое в 1963 году было привлечено в Тюмень из Татарии для обустройства нефтяных и газовых месторождений. Первым начальником управления в Тюмени стал В.И. Долгушев. Потом организацию переименовали в СУ-15. Возглавлял предприятие знаменитый Бухбиндер. Коллектив занимался решением сантехнических вопросов в социальной сфере: устанавливал радиаторы, обустраивал водопроводы и канализацию для детских садов и школ. В 1965 году перекинулись на объекты для ТЭК: устанавливали всю сантехническую «начинку» в здании созданного научно-исследовательского и проектного института Гипротюменнефтегаз. Далее последовали и другие проектные организации, связанные с нефтью и газом. Позже СУ-15 было переименовано в СУ-19.
— В 1965 году начальником назначили Игоря Александровича Шаповалова, с его приходом у предприятия словно открылось «второе дыхание», оно пополнилось новой техникой, оборудованием, стало непосредственно работать на нефтяников и газовиков, — вспоминает Николай Никитич. — Первым нашим объектом для нефтяников была нефтеперекачивающая станция на нефтепроводе «Шаим–Тюмень» в посёлке Антипино. Я в ту пору уже работал мастером. Потом начались бесконечные мои командировки. Лонг-Юган, Сорум, Белый Яр, Пелым, Игрим, Комсомольский, Богандинка, Ивдель — где только не был! 
Случались и приключения. Белоярская и Пелымская нефтеперекачивающие станции сдавались одновременно. На Белоярской всё шло как по маслу. Кузьмину нужно было перебраться на Пелымскую. Поезд со станции Серьгино ходил два раза в неделю. Герой наш на него опоздал. А следующий был только через двое суток. Пришлось топать в Пелым пешком по шпалам и рельсам. 
Перед самым запуском в эксплуатацию Уватской нефтеперекачивающей станции вентиляционники не выставили дефлектора по вине генподрядчиков. Дело было накануне Нового года. 29 декабря поднялся шум. В итоге Валерий Александрович Аронов дал ребятам свой только полученный служебный УАЗ и отправил на объект. 

Е.С. Сурятов, В.И. Никитин, Н.Н. Кузьмин, Г.С. Воронина

— На трассе мороз был ниже сорока градусов, — вспоминает Кузьмин. — Едем. За рулём Анатолий Гетман, я рядом, на заднем сиденье три вентиляционника. В итоге из-за мороза накрывается рулевое и мы переворачиваемся. Вытекает весь тосол. Зима, холодина, а мы в чистом поле. Слава Богу, с собой была паяльная лампа! Растопили в ведре снег, залили воду. Кое-как на разбитой машине, без лобового стекла, доехали до Увата. Я был тепло одет, а вот ребята – молодые, что называется, одеты в стиле «форс мороза не боится». 
Приехали, кое-как отогрелись и установили дефлектора. Потом я их на АН-2 посадил (они в ту пору летали из Увата до тюменского Плеханово). А самому места не хватило. Что делать? На календаре уже 31 декабря, скоро люди за праздничные столы сядут, а я в Увате. И тут попался экипаж вертолёта Ми-6. Они после долгих уговоров на свой страх и риск посадили меня. 
Но случались и трагедии. Никогда не забуду, как взорвалась Приполярная компрессорная станция, которую только построили. Ребята вентиляционники только накануне уехали. На станции штукатурили что-то и подмазывали, в общем, наводили марафет. В итоге шесть человек погибло, в том числе женщины-маляры. Светлая всем память! 

МНЕ ВЕЗЁТ НА ХОРОШИХ ЛЮДЕЙ 

— Ответственность при монтаже была огромная, ведь все объекты были взрывоопасные, — подчёркивает Николай Никитич. — Но с такими ребятами, как были в наших бригадах, работать можно было! Особенно запомнились ребята вентиляционники, которых набрали из дембелей-комсомольцев Забайкальского пограничного военного округа. Курировали их комсорг треста Н.И. Мартышкин и В.А. Аронов. 
В 1969 году был организован трест «Тюменгазмонтаж». СУ-19 переименовали в КММУ-2. Возглавил его Альберт Александрович Гердт. Потом он ушёл в другое подразделение треста — СУ-21, занимающееся прокладкой труб в гидрофобной изоляции на керамзитно-битумной основе. КММУ-2 возглавил Валерий Александрович Аронов. Его сменил Ю.П. Деменьшин. На тот момент я уже стал главным инженером. Потом пришёл мой черёд становиться у руля КММУ-2. А в 1993 году мне пришлось уйти на заслуженный отдых. После небольшой передышки до 2000 года работал в сантехучастке, воглавляемом А.А. Куколевым. Но это уже совсем другая история. 

Благодаря работе в тресте «Тюменгазмонтаж» посчастливилось профессионально общаться и набираться опыта у таких замечательных руководителей, как В.Г. Чирсков, Ю.П. Баталин, В.П. Курамин, А.А. Гердт, В.А. Аронов, И.А. Шаповалов! Это были специалисты и управленцы от Бога. 
Не могу не вспомнить добрым словом рабочих, мастеров, бригадиров. Каждое го), собирал ещё раньше — в семь утра. И никто не роптал! Если нужно было устранять аварию, бригады могли выйти на линию в ночь-полночь. Особенно запомнилась сознательность бригадира Николая Ивонина. 
Когда сдавали в эксплуатацию гостиницу «Турист», запуск тепла по незапланированным обстоятельствам перетек на праздник 7 ноября. Бригада Аркадия Марьянова прошла в колонне праздничной демонстрации, а потом отправилась на объект, запустила его и осталась на дежурство. С теплотой я вспоминаю Елистратова, Лещёва, Морковкина, Кругликова, Зайкова. Отличные ребята. Десять лет в тресте работала болгарская строительная группа (бригады Коларова, Велева, Чаушева), которую курировал наш коллега Юрий Лисионков. Кстати, меня за болгарских товарищей наградили Орденом Дружбы народов. 

СУДЬБОНОСНАЯ ВСТРЕЧА 

Отдельная не менее важная и полная ярких событий страница жизни Николая Никитича его семья. Со своей супругой Валентиной Иосифовной Головановой он познакомился во время работы на строительстве ТЭЦ-1. Красивая, молодая девушка сразу бросилась в глаза вчерашнему речнику. 
Познакомились. Оказалось, что в Тэцстрое работает целая трудовая династия Головановых — отец, братья. Семья простая, уважаемая коллективом. Валентина и сама была очень целеустремлённой, умной, поэтому являясь разнорабочей, успевала учиться в учебно-консультационном пункте Уральского политехнического института. 
Влюблённый Кузьмин решил не отставать от предмета своего обожания — пошёл в вечернюю школу, которую окончил на круглые пятёрки. Потом тоже поступил в учебно-консультационный пункт УПИ. А в 1964 году в столице Западной Сибири открыли Тюменский индустриальный институт и всех студентов учебно-консультационного пункта УПИ перевели в новый вуз. 
— Заявление в ЗАГС подали, а через неделю уже расписали, — вспоминает Николай Никитич. — Тогда особо не тянули с этим. Купили две бутылки «беленькой», пришли к Валиным родителям и братьям. Посидели, отметили немножко. Вот и вся свадьба. Прожили вместе душа в душу целых 45 лет. К сожалению, супруги моей сегодня уже нет рядом. Но она живет в моих дочерях Ирине и Елене, внуках – Саше, Коле, Оксане и Алёне, а также правнуках Александре и Артёмке. В общем, мне грех жаловаться — я счастливый человек. Кстати, именно своей Валентине я и дал вторую в жизни клятву – никто, кроме неё не будет хозяйкой в моём доме. 

С супругой Валентиной Иосифовной, 1985 год

Первую клятву верности, как вы помните, Николай Никитин дал Отчизне на острове Русский.
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда: