Сегодня:
ТОР » Персоны » Николай РАСПОПОВ: Энергия таланта
Николай РАСПОПОВ: Энергия таланта
Николай РАСПОПОВ: Энергия таланта
заслуженный художник России
Заслуженный художник России скульптор Николай Распопов принадлежит к поколению, заявившему о себе в искусстве в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Этих художников объединяет причастность к особому времени: детство прошло через войну, сформировав гуманистическое мировоззрение, высокие нравственно-этические идеалы.
Дата публикации: 21-08-2019, 15:30
Информация Биография Награды Мнения людей

Терпение!
Не рассчитывайте на вдохновение.
Его не существует.
Единственно необходимые художнику качества –
это мудрость, внимание, искренность, воля.
Выполняйте свою работу как честные труженики.
Огюст Роден.
 Заслуженный художник России скульптор Николай Распопов принадлежит к поколению, заявившему о себе в искусстве в конце 1950-х – начале 1960-х годов. Этих художников объединяет причастность к особому времени: детство прошло через войну, сформировав гуманистическое мировоззрение, высокие нравственно-этические идеалы.
Для них характерно глубокое, серьезное отношение к правде жизни, любовь и уважение к сильным, мощным, ярким народным типам.
Судьба и творчество Николая Распопова тесно связаны с Сибирью. С деревней Якимовкой, расположенной в живописных окрестностях Тобольска: здесь прошло детство, отрочество, юность будущего художника. С Тобольском, где родилась мечта стать художником и складывалась в течение двух десятилетий его творческая биография. С Тюменью, куда уже сложившимся мастером в 1977 году он переехал, где живет и работает сейчас.
Индивидуальность Николая Распопова определилась ярко и самобытно в начале творческого пути. В это время художник обнаруживает особый интерес к жанру портрета.
Среди первых самостоятельных работ, созданных в эти годы, самым значительным произведением является скульптурный портрет «Дед Федор» (1958-1960, дерево, резьба). Молодому скульптору удалось через внешний, очень колоритный облик тобольского старожила передать все его неповторимое
«я» – сильный, могучий сибирский характер, образ чувств его и мыслей, жизненный уклад, создать поистине «драматизированную биографию модели».

В этой скульптуре со всей силой и обнаженностью проявилось характерное качество его таланта – чувство материала, внутреннее, глубокое понимание его пластической красоты, его особенностей и свойств.

В МАСТЕРСКОЙ

С середины 1960-х годов для художника наступает период творческой зрелости, его почерк приобретает большую самобытность. Этому способствуют частые поездки на творческие дачи в Переславль-Залесский, Москву, Ярославль (1963, 1965, 1967). Здесь он шлифует свое профессиональное мастерство: совершенствуется в скульптурных портретах, в пластике малых форм, осваивает и постигает выразительные возможности новых для себя материалов: камня, металла, кости. Общение с крупными мастерами, изучение классического наследия в столичных музеях, посещение мастерских ведущих московских скульпторов, в первую очередь С. Коненкова, А. Голубкиной, В. Ватагина, помогли молодому художнику обрести уверенность в себе, утвердиться в правильности избранного пути, дали мощный импульс в осуществлении многих творческих замыслов.
Портрет продолжает оставаться главным жанром в творчестве Николая Распопова. Увлеченность, влюбленность в натуру ощущается в портретах: скульпторов Ф. Глебова и Г. Распопова (обе – 1963, гипс тон.); мастеров косторезного дела В. Синицких (1965, гипс тон.) и Г. Хазова (1966, гипс тон.); тобольского краеведа Ф. Тарунина (1960, гипс тон.) и старейшего живописца и графика Тюмени В.П. Барашева (1964, гипс тон.).

СЕМЬЯ

Раскованность, обретенное мастерство исполнения позволили художнику создать одно из этапных произведений этого десятилетия – портрет «Казах» (1963, чугун), в котором скульптор, сохраняя портретное сходство с оригиналом, сумел выявить своеобразие национального восточного типа, передать гордый, сильный характер своего героя.
При создании женских образов Николай Распопов вдумчив и проникновенен. Один на один со своей моделью, он внимательно и сосредоточенно всматривается в нее, выбирает в чертах лица то, что ему представляется главным, отражающим сущность человека, и отраженное делает лейтмотивом образа, композиции и пластики. При всей жизненной убедительности, индивидуального своеобразия облика, прелести живой натуры в лучших своих портретах этих лет, таких как «Сибирячка» (1963, гипс), «Девушка манси» (1969, дерево), скульптору удалось выйти за пределы конкретного, однозначного и создать более широкий, типизированный образ.
Творчество Николая Распопова в 70-е годы, в основном, питает современность. В это десятилетие художник много, интенсивно работает над портретной галереей современников. Своих героев он находит на колхозных полях и фермах, заводах и стройках Притоболья. Это люди труда, близкие земле, природе: трактористы, доярки, комбайнеры, сварщики, хлеборобы… Художник стремится выявить в портретируемых то, что в них скрыто под маской повседневности, отбрасывает будничное, преходящее и подчеркивает глубинное, наиболее существенное, характерное. На основе натурных впечатлений были созданы портреты «Тракториста Сереги» (1977, гипс), «Комбайнера Ишимцева» (1979, металл), «Бортмеханика Зимина» (1975, гипс) и многие другие.
 РАБОТА НАД ДЕДОМ ФЕДОРОМ

Надо отметить, что в портретах этих лет все отчетливее проявляется стремление художника к монументально-обобщенной трактовке образа. Несомненно, в этом сказались черты «сурового стиля», характерного для того времени художественного направления.
В одной из лучших, этапных скульптурных композиций 70-х годов – «Реквием мужеству» (1975, медь) Распопову удалось наиболее органично соединить специфические черты станкового портретного жанра и черты монументальности. В этом произведении психологическим, эмоциональным и образно-пластическим стержнем стала слитность трех жизней, трех трагических судеб героев-пожарников, погибших во время спасения детей в Тобольске.
В середине 70-х годов художник обращается к созданию камерных по характеру женских образов: в них он подчеркивает лиричность, трепетность юности («Тобольчанка», 1978), озорную непосредственность отрочества («Неудержимая Юлька», 1978), таинственно-загадочную мудрую зрелость («Из глубины веков», 1982). Для воплощения своих замыслов художник обращается к различным материалам. Но, пожалуй, особенно любит дерево, глубоко чувствуя его пластичность, умело используя красоту цвета и фактуры. В дереве выполнены такие известные его произведения, как «Торс» (1982), «Северяночка» (1981), «Тобольчанка» (1978), Ожидание (1982).
В 1975 году Николай Распопов в соавторстве с архитектором С. Заварихиным работает над созданием мемориального комплекса памяти павших тоболяков в Великой Отечественной войне. Это был первый и удачный опыт обращения художника к монументальной скульптуре.
В этот значительный, творчески очень насыщенный период Николай Распопов работает над произведениями достаточно разноплановыми, что позволяет говорить о многообразии его интересов и возможностей. Художник поистине одержим страстью к работе, переполнен художественными замыслами. В это десятилетие он продолжает обращаться к современным темам и образам, но главным в его творчестве становится жанр исторического портрета. Художника притягивают личности яркие, мощные, эпические.
В 1982 году Н. Распопов завершает многолетнюю работу над образами своих прославленных земляков – первого сибирского архитектора, художника, картографа С.У. Ремезова (1970-1982, дерево), тобольского поэта-сказочника П.П. Ершова (19721982, медь, чеканка, латунь), легендарного сына земли русской Ермака Тимофеевича (1982, медь, дерево), «сибирского соловья», композитора А.А. Алябьева (1983, алюминий), выдающегося ученого и философа Д.И. Менделеева (1980, бронза; 1985, олово; 1988, металл). Это не только избранники судьбы, это люди близкие ему по духу, носители высоких идей. Художник со страстью, одержимостью работал над их образами. Не случайно мы видим в них отображение личности самого автора. Недаром существует мнение, что каждый портрет, написанный с чувством, несет в себе черты, характер создавшего его художника.

ПЕРВЕНЕЦ. МОДЕЛЬ ПАМЯТНИКА. 2013, ГИПС, 175Х80Х112

В трактовке образов исторических героев Николай Распопов проявил себя как глубокий мастер, продолжатель традиций русского реалистического портрета второй половины XIX – начала XX в.: С. Коненкова, А. Голубкиной, М. Антокольского, П. Трубецкого.
Особая веха в творческой биографии художника 1980-х годов – обращение к монументальной и декоративной скульптуре. В этот период он создает въездной знак по Ялуторовскому (ранее – Сибирскому) тракту «Тюмень летящая». С 1988 по 1989 годы, в течение двух лет, с полной отдачей работает над созданием памятника «Прощание», посвященного ушедшим и не вернувшимся с войны десятиклассникам: участвует в конкурсе, разрабатывает несколько десятков эскизных проектов. В 1991 году памятник украсил небольшую историческую площадь города Тюмени. «Прощание» – это одна из самых выдающихся работ скульптора, широко известная и любимая тюменцами.
Доминантой творчества Николая Распопова последних десятилетий стала монументальная пластика. В этот период он работает над несколькими проектами одновременно: рельефным фризом (триптихом) «Река времени» для фасада Запсибкомбанка (1991), памятниками врачу и ученому Е.Я. Яковлеву и воинам-афганцам, создает многочисленные эскизы, макеты, модели многих памятников. Среди реализованных проектов – памятник первопроходцам Уренгоя «Земля Тюменская», над которым скульптор работал в течение двадцати лет, начиная с 1975 года, барельефы прославленным сибирякам – великому ученому Д. Менделееву и артисту, певцу Ю. Гуляеву (2002), украсившие фасады общественных зданий Тюмени, скульптурный бюст Б. Щербины (Тюмень). В 2008 и 2009 гг. были установлены памятники первооткрывателям нефти в Западной Сибири Ю. Эрвье в городе Нижневартовске и Ф. Салманову в Салехарде. В 2016 году в Тобольске состоялось открытие памятника журналисту А. Ефремову (бронза, гранит).

ПОРТРЕТ НАРОДНОГО АРТИСТА СССР Ю. ГУЛЯЕВА В ФОЙЕ ТЮМЕНСКОЙ ФИЛАРМОНИИ. БЮСТ. 2002 ГОД. МРАМОР, 80Х80Х53

В последние годы Николай Распопов продолжает работать с неослабевающей энергией. Сохраняя верность своей творческой линии, в его искусстве появляются некоторые новые интонации, образно-пластические, композиционные особенности.
На страницах  журнала Вы увидите лучшие произведения художника, в которых, отразились вехи в его творческом пути на протяжении шестидесяти лет.
 ПАМЯТНИК Б. Е. ЩЕРБИНЕ В ТЮМЕНИ. 2004. БРОНЗА, ЛИТЬЕ, ГРАНИТ

ПАМЯТНИК ФОТОКОРРЕСПОНДЕНТУ АЛЕКСАНДРУ ЕФРЕМОВУ. ТОБОЛЬСК.
2016. БРОНЗА, ЛИТЬЕ, ГРАНИТ

ПАМЯТНИК «ПРОЩАНИЕ», ПОСВЯЩЕННОГО УШЕДШИМ И НЕ ВЕРНУВШИМСЯ С ВОЙНЫ ДЕСЯТИКЛАССНИКАМ.
ТЮМЕНЬ. 1988 – 1991МЕДЬ, ЧЕКАНКА, МРАМОР

ПОРТРЕТ Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА. 1996

Автор текста Наталья Сезева,
доктор искусствоведения,
член Союза художников РФ
Один из старейших художников тюменского региона. Скульптор. Работает в станковой, монументальной, декоративной скульптуре, а также в формах мелкой пластики. Родился 19 декабря 1932 года в деревне Усалка Ярковского района Тюменской области.
С 1948 по 1952 годы посещал художественную студию при Тобольском рыбопромышленном техникуме, где получил первые профессиональные навыки у П.Н. Лазутятского.
С 1954 по 1977 годы работал в Тобольских художественно-производственных мастерских Тюменского отделения художественного фонда РСФСР, совершенствовался как скульптор в Домах творчества Союза художников, творческих командировках.
С 1955 года – участник городских, областных, зональных, республиканских, всесоюзных выставок. Произведения художника находятся во многих российских музеях и частных собраниях.
С 1956 по 1957 преподавал в художественной студии при Доме пионеров в Тобольске.
В 1962 году принят в Союз художников СССР. 
С 1977 года живет в Тюмени.
Заслуженный художник России. Почетный гражданин города Тюмени.
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда: