Сегодня:
ТОР » Персоны » Сергей КОЧКИН: «Было трудно, но интересно»
Сергей КОЧКИН: «Было трудно, но интересно»
Сергей КОЧКИН: «Было трудно, но интересно»
ветеран Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг.
Отпраздновав 100-летие, Сергей Степанович Кочкин держится молодцом. Живёт один в уютной квартире, но большая семья не даёт соскучиться. Каждый день его навещают дочери, Надежда и Лидия, внуки и правнуки. На стенах развешаны детские рисунки, поздравления с Днём Победы и юбилеем. Светлый и твёрдый взгляд, военная выправка, пиджак с многочисленными медалями и орденами, из которых выделяются боевые, говорят о непростой и интересной судьбе этого человека.
Дата публикации: 5-06-2017, 15:12
Информация Награды Мнения людей
ВОСПИТАН НА ПАТРИОТИЗМЕ

- Сергей Степанович, расскажите о своём детстве, семье.
- Родился я 5 июня 1917 года в селе Благодатное, в Северном Казахстане Целиноградской области. Счастливого детства у меня не было, хотя жили мы, в принципе, неплохо. Помню усталого отца Степана Митрофановича, солдата Первой мировой войны, помню натруженные руки матери Анастасии Илларионовны, руки, не знавшие отдыха. Отец во время Столыпинской реформы переселился с семьёй из Украины в Казахстан в начале XX века. Однако, пришлось вынужденно уехать оттуда в Абакан, потому что его преследовали – он не хотел идти в колхоз. Имели большое хозяйство, пять лошадей, быков, на которых пахали. При этом вся семья работала. Мы считались зажиточными, но, хотя папа это нажил своим трудом, в итоге всё потеряли – в 20-х годах нас раскулачили.
В семье было семеро детей. Все мы, по мере взросления, помогали отцу, который в мирное время был хорошим печником и каменщиком, помогали и матери по хозяйству. Зимой ходили в школу, летом работали в совхозе и дома.
В совхозе пас овец, пахал землю, выращивал хлеб. По принятой тогда моде прибавил себе года, и по комсомольскому призыву был направлен на работу в горнодобывающий рудник Бестобе в Северном Казахстане.
Было трудно, но интересно. Это были годы такого высокого патриотизма и трудового подъёма, что всё осуществлялось с поразительной лёгкостью. Были и дисциплина, и энтузиазм, и желание работать! Помню, как построили клуб на 300 мест. Отработав смену под землёй в шахте, мы шли на строительство клуба. Когда мы его открыли – был настоящий праздник на руднике! А в 1938 году меня призвали отдавать долг Родине.
- Как проходила служба в армии?
- Мы были воспитаны на патриотизме. Все хотели служить, и в Красную Армию я пошёл с удовольствием. Там закончил полковую школу младших командиров. В 1939 году резко осложнилась международная обстановка в связи с нападением Германии на Польшу. Началась вторая мировая война. Первое боевое солдатское крещение я получил на Халхин-Голе. Это было жестокое сражение с японскими самураями на монгольской земле, где многие пали смертью храбрых.
В 1941 году заканчивался трёхгодичный срок армейской службы. Все мысли были о доме. Но побывать у родного очага не довелось – 3 мая 1941 года по боевой тревоге нашу часть погрузили в армейский эшелон в полной боевой готовности, который двигался к западной границе нашей Родины. Весть о нападении фашистской Германии на нашу страну узнали, находясь в эшелоне в районе Семипалатинска.
- Что врезалось в память в военные годы? 
- Это начало войны, когда с боями отступали, оставляя села Белоруссии, Смоленской области. Первый бой с фашистами я принял в июле 1941 года на белорусской земле, прямо с колёс железнодорожных вагонов. Храбро сражались парни – бойцы, которые громили японских самураев на Халхин-Голе. Но силы были не равны. Мы уступали врагу по количеству людей, техники и вооружения. Но герои первых месяцев войны мужественно давали отпор фашистам. 
Хорошо помню ожесточённые бои в районе Смоленска, где я первый раз был ранен и отправлен в госпиталь на операцию. Мне, как пехотинцу, много раз приходилось подниматься в атаку, в наступление. Это очень нелегко – подняться в полный рост под свист пуль. А когда уже идёшь в атаку – ничего не чувствуешь. Страха никакого нет, есть просто осознание, что нужно бежать вперёд. Все бегут, о смерти никто не думает. Так что мы вставали – и шли навстречу огню… Многим из оставшихся в той земле было по 19-20 лет, они едва узнали вкус жизни.
Те суровые месяцы, когда мы в чрезвычайно сложных и трудных условиях теряли в боях своих друзей и товарищей, несли большие потери, остались в памяти навсегда. Будь сегодня с нами мои друзья-однополчане, уверен, они бы радовались победе не меньше, чем я, и гордились тем, что не зря проливали кровь за будущее.
Я мог тоже не вернуться с фронта – за время Великой Отечественной войны трижды был ранен, но снова возвращался в строй после лечения в госпитале. Однажды мне жизнь спасла самая обычная армейская пилотка, точнее, звёздочка на ней, – пуля угодила прямо в неё. С тех пор на голове у меня след от той пули.
В 1943-1944 годах началось наступление наших войск. Я участвовал в освобождении сел и городов Смоленской области: Ельня, Починок, Город- городок. В Белоруссии освобождал города: Орша, Витебск, Минск, Гродно в составе 3-го Белорусского фронта, 307 Краснознамённой, ордена Суворова, Ордена Кутузова стрелковой дивизии. Помню, как в июле-августе 1944 года громили минскую группировку немцев и освободили столицу Белоруссии Минск. Участвовал в освобождении Полыни. Помню труднейшую схватку в районе заболоченной поймы речушки Бебжа, севернее Варшавы, где нам удалось сломить сопротивление гитлеровцев и захватить плацдарм. В этом бою я был легко ранен. 
Там же, в Польше, был случай. В поле, где росла пшеница, выбегает откуда ни возьмись немец, вытаскивает часы на цепочке, мол, я сдаюсь, возьмите у меня всё, что есть. Вот так я взял первого пленного. 
Был я также участником взятия Кёнигсберга. Кёнигсберг – это хорошо укреплённая крепость. Главные укрепительные сооружения были возведены ещё в конце XIII века. Гитлеровцы модернизировали крепость, построили бетонные дзоты, установили бетонные и стальные колпаки на форте. На подступах шли ожесточённые бои. Но мы справились. 
После завершения операции по взятию Кёнигсберга наша часть была переброшена к Берлину. 
На Берлин был обрушен шквал огня. От выстрелов многих тысяч орудий, миномётов и наших легендарных «Катюш» ярко озарялась местность, стоял потрясающий грохот от выстрелов, разрывов снарядов, мин и авиационных бомб, гула бомбардировщиков. Пехотные части стремительно наступали, преодолевая сопротивление. Так мы пришли к Великой Победе. 

С А.В. Артюховым, первым заместителем председателя Тюменской областной Думы

УПОРНО ДВИГАЛИСЬ ВПЕРЁД 

- С женой вы познакомились после войны? 
- Да. Тогда я ещё был на службе в армии, приехал в отпуск в Абакан. Мои и её родители были из одной деревни, они нас и познакомили. Я сразу и женился в 29-летнем возрасте, в 1946 году. Всю жизнь вместе прожили до 1996 года. Мы друг друга толком и не знали, когда регистрировали брак. Я ни секунды не колебался, а вот у жены были сомнения – она же здравый человек. Приехал, женился, поспал и уехал дослуживать ещё на два года, а вдруг пропаду? Но потом я вернулся после демобилизации. 
- За 40 лет работы в строительстве вы прошли путь от инженера до начальника планово-экономического отдела. Как начинали? Многое успели сделать? 
- Приказом Министерства путей сообщения 13 января 1949 года было организовано управление строительства «Абаканстройпуть». С этой даты и начинается моя трудовая деятельность после Великой Отечественной войны. 
До 1965 года в Красноярском крае построены и введены в эксплуатацию восточный участок железной дороги Абакан-Новокузнецк, ж.-д. линия к месторождениям для Ачинского цементного и Красноярского алюминиевого комбинатов, построены автомобильные дороги в Тувинскую автономную республику, электрифицирована Транссибирская магистраль Москва-Байкал. 
В 1965 году наш коллектив закончил строительство и ввёл в эксплуатацию новую железнодорожную линию Абакан-Тайшет, которая явилась заключительным звеном 3000-километровой Южно-Сибирской магистрали. 
После завершения строительства этой линии в 1966 году было принято решение о строительстве ж.-д. линии Тюмень-район Сургута. Управление «Абаканстройпуть» передислоцировалось в город Тюмень, и переименовалось в управление «Тюменьстройпуть». 
Строительные организации развернули работы от Тюмени до Тобольска. В 1967 году сбылась давняя мечта тоболяков, и бывшая столица Сибири была связана железной дорогой с внешним миром. В 1967 году в город на Иртыше пришёл первый поезд. На сигнал тепловоза откликнулись приветственными гудками все заводы города, каждый пароход на Тоболе и Иртыше. На встречу первого поезда вышли жители всего города. Не было для строителей большей благодарности, чем радостные и восторженные лица тоболяков. 
За Тобольском болот прибавилось, зима стала ещё холодней, лето – короче, но строители упорно двигались на Сургут. Линия через Саяны была нелёгкой, но то, что мы встретили на тюменской земле, не шло ни в какое сравнение: непроходимые болота, отсутствие местных материалов и т.д. 
Коллективом транспортных строителей «Тюменьстройпуть» и субподрядчиками в сокращённые сроки были построены и введены в эксплуатацию Тобольский и Сургутский речные порты, ж.-д. вокзалы на станциях Тюмень и Тобольск, открыто рабочее движение поездов от Тюмени до Сургута с двумя уникальными мостами через реки Юганская Обь и Обь. 
5 августа 1975 года встречать первый поезд на Сургут пришёл буквально весь город. Это было самым значительным событием в жизни города. Поезд прошёл по уникальному двухкилометровому мосту через реку Обь, построенному коллективом рабочих и инженеров Мостостроя №11. В небе кружил вертолёт и разбрасывал приветственные листовки. Звучал громкий приветственный голос Бориса Полевого, главного редактора журнала «Юность». Этот журнал курировал нашу стройку, многие известные писатели, поэты, артисты постоянно были гостями строителей. Вся Тюменская область следила за продвижением укладки железнодорожных путей к Сургуту. От этого зависело продвижение грузов для освоения севера Тюменской области. 
В 1976 году было открыто рабочее движение поездов до г. Нижневартовска, к Самотлорскому месторождению. 
В этом же году начато строительство железнодорожной линии Сургут-Уренгой-Ягельная-Ямбург. Выросли и окрепли временные посёлки в Ульт-Ягуне, Когалыме, Ноябрьске. Построены подъездные пути к Тобольскому нефтехимическому комбинату, к Сургутской и Уренгойской ГРЭС, к Тюменской ТЭЦ. 
Вообще, на Тюменской земле построено более 3,5 тыс. км. станционных и подъездных ж.-д. путей, которые позволили быстрыми темпами развиваться нефтегазовой промышленности. Север Тюменской области преобразился. 
Тысячи километров железнодорожных линий связали старые и новые города: Тюмень, Тобольск, Сургут, Нижневартовск, Ноябрьск, Когалым, Уренгой и Ямбург. Дороги прошли через непроходимые болота, малые и большие реки, по местам, где не ступала нога человека. Была решена сложная задача, которая требовала не только обоснованных инженерных решений, но и мужества строителей. 
Строители ж.-д. линий – это первопроходцы. На каждом шагу они преодолевали трудности, вели кочевой образ жизни, переезжая от одной станции к другой, жили во временном жилье, вагончиках, палатках, щитосборных домах, да ещё на Севере. Но все трудности забываются, когда видишь плоды своего труда, видишь, как растут и преображаются вокруг тебя города и посёлки. 

С.С. Кочкин и А.Г. Грязев, председатель Совета "Фонд ветеранов транспортного строительства в Западной Сибири" 

НЕ ПИЛ, НЕ КУРИЛ 

- Кто вспоминается из тружеников, которые участвовали в строительстве железных дорог в Тюменской области? 
- Создал объединение «Тюменьстройпуть» и на протяжении многих лет руководил им Д.И. Коротчаев, Герой социалистического труда, человек с выдающимися организаторскими способностями, профессионал своего дела. 
Строители по праву гордятся своими ветеранами, Героями социалистического труда A.П. Лубягиным, И.С. Мариненковым, В.В. Молозиным, руководителями строительно-монтажных поездов В.Ф. Горченком. В.П. Хлыбовым, И.Н. Шалышкиным, путейцами А.А. Моховым, И.Е. Смирновым и многими другими. 
- Чем-то увлекались, кроме работы? 
- Я был трудолюбивым, всегда думал о работе, отдавал ей всего себя. Она была на первом месте. Мог и вечером поздно задержаться, выйти и в субботу, и в воскресенье, если надо. Отдыхали на юге. Иногда ездил на охоту, на рыбалку. Хотя, если честно, рыбак из меня плохой, я же не пью. 
- Сергей Степанович, в чем секрет вашего долголетия? 
- 30 лет я занимался спортом, бегом. При этом, если температура на улице была выше или ниже 15 градусов, оставался дома. А так бегал четыре километра, в выходной – восемь. Ещё в 90 лет этим занимался. А начал в 60. Потом, когда стало тяжело, начал совершать пешие прогулки. Но не только спорт поспособствовал моему долголетию. 
Я всегда хитрил, поднимал рюмку, но не выпивал на застольях. В армии, на войне давали фронтовые сто граммов, я ни капли не принял. Я служил в пехоте, а пехотинцы алкоголем не злоупотребляют. Начальство все выпивает, бойцам не достаётся. Курить пытался – не понравилось. 
А ещё всю свою жизнь – и когда жил в деревне в Казахстане, и в армии, и когда уже демобилизовался – я ходил в баню. Это же очищение организма, священная традиция, всем рекомендую. А ещё я не ем после шести, спать ложусь по режиму, в десять вечера. 
Вот они, все секреты: не пил, не курил, ходил в баню и бегал.
Награждён тремя орденами Великой Отечественной войны, медалью «За отвагу», «За взятие Кёнигсберга», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в ВОВ 1941 -1945 гг.» и др. медалями. 
Награждён орденом «Трудового Красного Знамени», орденом «Знак почёта», медалью «За Трудовую доблесть», медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири» и др. юбилейными медалями. 
Заслуженный экономист РСФСР, Почётный транспортный строитель.
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда: