Сегодня:
ТОР » Персоны » Николай МЕНЬШИКОВ: «большое видится на расстоянии»
Николай МЕНЬШИКОВ: «большое видится на расстоянии»
Николай МЕНЬШИКОВ: «большое видится на расстоянии»
ведущий фотограф Главтюменнефтегаза
Николая Меньшикова называют персональным фотографом Виктора Муравленко, ведь главные снимки легенды, в том числе знаменитый портрет на зеленом фоне, запечатлел именно меньшиковский объектив. Но это не совсем так, правильнее назвать ведущего фотографа Главтюменнефтегаза летописцем эпохи Муравленко.
Дата публикации: 7-11-2022, 10:26
Информация Биография Награды Мнения людей
В контексте 110-летия нефтяника бесценен не только огромный архив ведущего фотографа главка, но и то, что запечатлела его память. 

Ослепительный север

Июнь 1971 года. В Москве только что закончился VIII Мировой нефтяной конгресс, право на его проведение СССР пришлось долго отстаивать. Но необходимость в развитии торгово-экономических отношений с Западной Европой и США на тот момент была настолько важной, что пришлось сделать все возможное.
Форум получился уникальным и на всю жизнь запомнился его участникам, особенно экскурсиями по знаковым советским месторождениям – азербайджанским, татарским, башкирским…
В том числе американскую делегацию возили в Западную Сибирь. Сначала заморских гостей встречала Тюмень, а затем в сопровождении начальника Главтюменнефтегаза Виктора Ивановича Муравленко группа перебазировалась в Нижневартовск – столицу самого большого в России и одного из крупнейших в мире по запасам Самотлорского месторождения. Оттуда гостей на вертолетах возили на промыслы, а также в молодой город Нефтеюганск. Фотограф Николай Меньшиков был участником исторической поездки.
Это было первое посещение иностранными нефтяниками севера Тюменской области, – рассказывает Николай Николаевич. – У меня сложилось впечатление, что многие из них вообще до этого не верили, что в Западной Сибири есть нефть, во всяком случае, Большая нефть. Когда американцы в иллюминаторы увидели горящие над тайгой факелы, стали возбужденно говорить друг другу, что нефть в Сибири действительно есть. Север «ослепил» их огнями, придавил сверхдержавную спесь масштабами происходящего. Возвратившись в Тюмень, зарубежные гости попросили в доказательство знакомства с промыслами напечатать сделанные во время поездки фотографии.
В итоге каждому был презентован набор цветных фотографий с северными пейзажами. Также получили на память от Главтюменнефтегаза колбочки с нефтью. Черное золото было с разных промыслов, поэтому отличалось по цвету – изумрудно-зеленое, желтое, красноватое, коричневое, в общем, настоящая подземная радуга.
Возможно, и сейчас на книжной полке в доме какого-нибудь американского ветерана-нефтяника стоят снимки нефтяных качалок Самотлора или хантыйского чума авторства Николая Меньшикова.

На фоне судеб

Одним из первых в Тюменской области Николай Меньшиков начал делать цветные снимки. Это стало возможным благодаря В. И. Муравленко, который заботился о том, чтобы техническая вооруженность всех структурных подразделений главка была на передовом уровне. Поэтому предложение Меньшикова о покупке новой аппаратуры всячески поддержал.
Цветную камеру, объективы, пленку и другие материалы пришлось приобретать через Управление внешних сношений Миннефтепрома в Москве за валюту, – вспоминает Николай Николаевич. – Редко какое предприятие имело такую возможность, а вот нефтяной главк – да. В. И. Муравленко подписал официальный документ, и деньги были перечислены. Из столицы я вернулся с суперсовременной фотокамерой, дополнительными объективами, кучей пленки и другими расходными материалами.
А вскоре случился момент, позволивший использовать заграничную технику в деле. Дали задание срочно сфотографировать Виктора Ивановича для какого‑то важного мероприятия.

В одном из кабинетов главка на четвертом этаже Николай Николаевич наладил зеленый нейтральный фон, выставил свет. Пришел Муравленко, расчесал волосы гребешком и сел на стул у зеленого сукна. Меньшиков работал всего несколько минут – понимал, что больше времени нефтяной маршал не даст. Перед объективом он действительно не засиделся. После десятка вылетевших птичек поднялся и, поблагодарив, вернулся в рабочий кабинет.
Из отснятых кадров Николай Николаевич выбрал два – строгий портрет и мягкий с полуулыбкой. После мероприятия, для которого делалась фотосессия, о снимках благополучно забыли. А через два десятилетия после смерти легенды соратники создали фонд его имени. Вот тогда архив Меньшикова ох как пригодился! А портрет у зеленого сукна стал самой растиражированной визитной карточкой Виктора Ивановича Муравленко.
Снимал Николай Николаевич своего главного героя и когда легендарного маршала провожали в последний путь. Его скоропостижный уход был громом среди ясного неба и неподдельным горем для многих тысяч людей.
Сейчас лицо Виктора Ивановича на знаменитом портрете мне видится не на фоне зеленого сукна, а на фоне тысячи лиц – людей, которые с ним работали, людей, в чьей судьбе В. И. Муравленко оставил след, людей, что сегодня живут и трудятся в Тюменской области, для которой он так много сделал.

Дух огня

Благодаря профессии Николаю Меньшикову есть что вспомнить. При содействии областного отделения Союза журналистов в те годы, когда большинство простых смертных об этом и мечтать не могло, выезжал за границу. Куба, Египет, США и Канада, Италия, Испания, Дания, Англия… Лучшие снимки вывешивал в коридорах главка. Нефтяники подолгу стояли у стенда и с любопытством изучали заморские сюжеты, мужчин особенно интересовала техника, автомобили, а женщин – мода.
Конечно, главной всегда была нефтяная тематика. Большая нефть видится на расстоянии. Это Меньшиков понял еще в первую поездку в Нефтеюганск. В месте, где расположились геологоразведчики, нужно было показать панораму будущего города. Пришлось забираться на столб – он оказался самой высокой доступной точкой для съемки.
В дальнейшем Николай Николаевич много снимал Север с большой высоты, чтобы запечатлеть перспективу, мощь. В этом всегда с удовольствием помогали авиаторы. Так, с борта вертолета Ми‑8, который пилотировал легендарный авиатор Юрий Александрович Редькин, командир летного отряда в Нижневартовском объединенном авиаотряде, был сделан самый любимый снимок Самотлорского месторождения, названный фотографом «Буровая на озере Самотлор при закате».

В архиве Николая Меньшикова снимки многих знаковых событий Тюменского ТЭК – юбилейная тонна нефти, открытие Сургутской ГРЭС, приезд председателя Совета Министров СССР Алексея Косыгина на Самотлор, портреты легендарного бригадира Степана Повха и бурового мастера Геннадия Лёвина.
Большая нефть сделала имя фотографа известным на уровне Союза. В 1976 году Николай послал на объявленный Центральным телевидением фотоконкурс «Край мой любимый» серию снимков о покорении Самотлора и строительстве очень важной для развития нефтянки железной дороги Тюмень – Сургут. Фотосъемка была сделана для программы «Время», а точнее, для иллюстрации прогноза погоды от Гидрометцентра, который транслировали в конце передачи.
Накануне объявления победителей конкурса Н. Н. Меньшикову пришла телеграмма из Москвы: смотрите финал такого‑то числа в такое‑то время. В назначенный час фотограф в предвкушении сел у голубого экрана. Знаменитый диктор Центрального телевидения Кириллов начал с длинной прелюдии. Рассказал о географии участников конкурса, потом напомнил о разнообразии нашей прекрасной страны. К победителям подбирался с хвоста – перечислил всевозможные поощрительные премии. Фамилии Меньшикова не прозвучало… Фотограф и его «болельщики» малость приуныли. На последних минутах передачи были названы обладатели третьего и второго мест – опять мимо. В стане тюменцев воцарилось недоумение. И тут прозвучало: «Лучшей признана серия снимков фотохудожника Николая Меньшикова из Тюмени!»
Потом у Николая Николаевича будет еще много разных побед, публикаций в ведущих журналах страны, книгах. Что‑то навсегда осталось в памяти, как та победа на конкурсе Центрального телевидения или экспозиция о достижениях Главтюменнефтегаза, демонстрировавшаяся в историческом музее на Красной площади в конце 70‑х. Там было много меньшиковских снимков, в том числе культовые – с транспарантами «Принимай, Родина, тюменскую нефть» и т. д.
 – Многие спрашивали, как же удалось поймать такие кадры, когда «черным золотом струится нефть сырая из земли, радостью сияют лица: ведь сумели и смогли», – говорит Николай Николаевич. – Я не скрывал, что некоторые кадры были постановочными. Но ведь не это важно, главное, что суровый труд, рабочие подвиги и любовь к своей Родине были неподдельными.

Николай Меньшиков стал снимать в 60‑е, когда он сам, да и большинство жителей области, еще не понимали, что Западно-Сибирская земля больше не медвежий угол, не край ссыльных и каторжных. О нас заговорили по радио, телевидению, о нас запел Высоцкий, мы стали интересны. Началась эра Большой тюменской нефти, и он запечатлел ее в своих работах, которые навсегда останутся в истории, как и его имя.
Николай Николаевич Меньшиков родился в Ишиме. Его отец, также Николай Николаевич, прославился умением разбираться в машинах. Когда в 1944 году образовалась Тюменская область, пригласили в Тюмень заведовать гаражом областного комитета КПСС. Так семья перебралась в областную столицу. В старших классах Николай-младший занимался танцами в ДК «Железнодорожник», в составе ансамбля выступал в том числе и на ВДНХ в Москве. Когда пришла пора определяться с профессией, долго искал себя – пытался поступить в вузы Москвы, Ленинграда и даже Одессы, а в итоге заочно окончил родной Тюменский индустриальный институт.
Пока учился, три года Меньшиков работал карбюраторщиком на пассажирском автотранспортном предприятии, и хотя весьма поднаторел в этом деле, все же понимал, что его путь будет другим…
Профессиональная судьба нашла его через друга Владислава Черемисина, который предложил пойти в фотолабораторию геологоразведочного нефтяного института (ЗапСибНИГНИ) старшим техником картопечатного дела. Николай освоил сложную систему изготовления геологических карт, а также стал фотографировать для нужд геологов объекты нефтедобывающих районов области. Снимки увидели сотрудники треста «Тюменнефтегеофизика» (состоял в структуре Главтюменнефтегаза), Меньшиков стал с ними сотрудничать, и вскоре оказался в штате. Позже подразделение фотографии было переведено в Центральную научно-исследовательскую лабораторию (ЦНИЛ) главка.

За цветной снимок из серии «Строительство железной дороги Тюмень – Сургут» – золотая медаль Всесоюзной фотовыставки (1976 год, Москва), за серию цветных снимков «Будни Самотлора» – золотая медаль «Уралпрессфото» (1980 год, Свердловск). Участник Международной фотовыставки «Интерпрессфото» (1977 год, Москва).
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда: