Сегодня:
ТОР » Персоны » Юрий КНЯЗЕВ: «нужно крепко стоять на земле»
Юрий КНЯЗЕВ: «нужно крепко стоять на земле»
Юрий КНЯЗЕВ: «нужно крепко стоять на земле»
президент Тюменского областного общественного Фонда им. В. И. Муравленко
Мне было пять лет, когда дед впервые дал в руки ружье. К забору подошел медведь. Мы вышли на крыльцо. Я не раз видел, как дед стреляет, так что приладил поудобнее приклад к плечу, как мог прицелился и нажал на спусковой крючок… Отдачей меня чуть не выкинуло с крыльца, да дед поймал за воротник. Сквозь облако пахнущего серой порохового дыма увидел, как медведь улепетывает в лес. «Никогда больше стрелять не буду», – сказал я деду. «Ну-ну, – усмехнулся он. – Юрка, ты запомни этот день: когда стреляешь, ножки‑то расставь и крепче стой… Всегда нужно крепко стоять на ногах». Я это запомнил…
Дата публикации: 12-12-2022, 12:10
Информация Награды Мнения людей
Перед охотой на медведя. Слева – Яков Гаврилович Назин. 1936 год
 
Главный наставник

Родился я в сибирской глубинке Томской области в большой крепкой семье. Глава семьи – мой дед Яков Гаврилович. Бабушка была матерью-героиней. Семья была дружная, у мамы было четыре сестры и десять братьев. До конца жизни они помогали и поддерживали друг друга.
Время было сложное, родители много времени уделяли работе, поэтому воспитывали меня все понемногу, но в основном моим воспитанием занимался дед. С малых лет приучал меня к труду и учил отвечать за свои поступки и дела. Хозяйство было большое: держали скот, лошадей и мелких животных. Особо гулять с детворой было некогда.

Детство в Назино

«СЕМЬЯ БЫЛА БОЛЬШАЯ И ДРУЖНАЯ, У МАМЫ БЫЛО ЧЕТЫРЕ СЕСТРЫ И ДЕСЯТЬ БРАТЬЕВ. ДО КОНЦА ЖИЗНИ ОНИ ПОМОГАЛИ И ПОДДЕРЖИВАЛИ ДРУГ ДРУГА»

Дедушка Яков в молодости

Дед мой Яков Гаврилович – легендарная личность. Он был профессиональным охотником. Во время войны четыре раза пытался попасть на фронт, но его не пропустили. Такие люди, как мой дед, были более важны на трудовом фронте. За год он сдавал по 100 тонн рыбы и по 1,5 тысячи шкурок пушных зверей, это огромный вклад в победу. После войны был награжден медалью «За трудовую доблесть», которая хранится в нашей семье. Образ деда я пронес через всю жизнь. Многие качества воспитал в себе, желая быть похожим на него.
Уже, будучи взрослым, я пролетал на вертолете над его охотничьими избушками. Сердце щемило: без заботы они покосились, ушли в землю, а некоторые, те, что стояли возле воды и затоплялись по весне, совсем сгнили… Не раз ходил в те места и пешком знакомыми с детства тропками. Всегда останавливался возле векового кедра, где когда-то отдыхали во время перехода. Прикладывал ладонь к шершавой коре: «Здравствуй». Сидел у мощного ствола, пил чай по дедовской традиции, вспоминал. Казалось, что в этом месте он может слышать меня, что мы становимся ближе. Потом отправлялся дальше. «Прощай, дед, может, свидимся еще…»
 Дедушка Яков и бабушка

Наша жизнь – череда преодолений. Если бы меня спросили, какой день я хочу пережить еще раз, ответил бы так.
1998–2003 годы – сложный период для страны, для компаний. Зачетно-бартерные схемы закончились. Денег нет. Нужно было найти проект, который бы начал приносить доход в виде денежной массы, для выплаты зарплат сотрудникам. На тот момент у нефтяников появился запрос на производство отечественного оборудования. Условия были жесткими: изготовить качественное оборудование, удобное в эксплуатации, и реально снизить цену. И вот наступил этот день, когда инженерная мысль воплотилась в жизнь. Со стороны заказчика был подписан акт специалистами «Быстринскнефть»
ПАО «Сургутнефтегаз» об испытании превентора в зимнее время 2003 года. Главным специалистом по КРС и ПРС Ю. Н. Масловым была дана положительная оценка испытаниям. Превентор после полугодичного испытания берут в эксплуатацию. Ноу-хау! Это победа! Мое детище… Сколько было препятствий, но все позади. Простота и надежность, уникальность и доступная стоимость – подобной конструкции не было и нет до сих пор не только в России, но и за рубежом. Это говорю не я, это говорят те, кто работает на скважине. Ради этого стоило жить…

На пути к профессии

В школе многое зависит от личности учителя, помимо тяги к определенным предметам. Например, я редко ходил на химию. А историю любил – Нина Ивановна Хватова преподавала так, что этот предмет до сих пор хорошо знаю. Она объясняла, зачем нужно знать свои корни, много рассказывала о Великой Отечественной войне.
В школе были педагоги, которые прошли войну, они были какими-то особенными, учили интересно. Иногда даже не по предмету могли нам что-то рассказывать или читать книги.
В 1975 году в Ханты-Мансийске я окончил ДОСААФ, полгода изучал двигатель, шасси, все эти автомобильные дела. И был там один преподаватель – фронтовик, много знаний нам дал. Вспоминается в связи с ним интересный случай. Он отобрал на «Захарку», ЗИЛ‑157, несколько ребят, меня в том числе: «Ты и ты – едете со мной. Будете отрабатывать практическое задание по бездорожью. Задача такая: приезжаем в лес на деляну, вы набираете чурки, грузите их, привозим сюда, вы их колете и складываете». В итоге мы и дело полезное сделали, и по бездорожью научились ездить. И это в дальнейшем пригодилось – несколько месяцев я работал в Мегионе в такелажной конторе при нефтяниках, возил там запчасти на «Захаре».

***
Тяжелый труд мамы

Когда уходил в армию после школы, матери сказал, что не вернусь в поселок, буду дальше учиться. На втором году службы уже знал, куда поступать: если не получится на летчика, то стану инженером-механиком. Выбор определялся тягой к технике и летающим аппаратам в частности. Хотя в авиационные кружки я не ходил, разве что воздушных змеев запускал. Мне нравилось чувствовать сопротивление, которое им нужно преодолеть, чтобы взлететь.
После армии устроился на аэродром Плеханово, мотористом на вертолет Ми‑8. Мне выдали форму, унты и прочее, забрасывали вместе с экипажем на точки, в северные города – Тарко-Сале, Советский, Ноябрьск, Урай. Моей задачей была заправка машины маслом и топливом.Затем прошел курсы механика и начал работать уже по этой специальности.
В 1978 году я попытался поступить в Кременчугское летное училище. Училище было, в общем-то, элитное, для детей летчиков, и конкурс до пятнадцати человек на место, поэтому меня отсеяли быстро. Было мне тогда двадцать лет. Отправился я от предприятия на учебу в Киевский институт инженеров гражданской авиации. Здесь было проще, у меня были льготы, потому что служил в армии.
Стипендия, конечно, была невелика – что‑то около двенадцати рублей, если не меньше. Но я не унывал, подрабатывал в ночную смену на мясокомбинате, где получал иной раз до шестидесяти руб­лей в месяц. И учился хорошо, так как уже успел после армии поработать мотористом и механиком, знал специфику профессии.

Красноярская ГЭС. 1977 год

С первого курса меня выбрали профоргом группы, потому что я был старше и у меня уже был профессиональный опыт. Была у нас и военная кафедра, которую проходили в Черниговском высшем летном училище.Так вот и вышло, что был лидером. Из армии пришел старшиной, в институте был профоргом сначала группы, потом факультета, в стройотряде тоже не был в тени.
Во время учебы в Киевском институте инженеров гражданской авиации в 1979 году работал мастером, в 1980‑м – командиром строительного отряда «Эдельвейс» в СМУ‑11 на благоустройстве одного из микрорайонов города Мегиона, трубной базе, где внедрил рацпредложение, позволившее автоматизировать производственный процесс и увеличить производительность труда в два раза. Отряд тогда среди зональных строительных отрядов занял первое место. С 1980 по 1983 год возглавлял Штаб трудовых дел института.
На практику я попал в конструкторское бюро легендарного Антонова в числе десятка самых активных студентов с потока. Здесь мне было очень интересно, приходилось размышлять, почему так или иначе сконструирован тот или иной элемент. Мы видели, как конструировали тяжелый транспортный самолет «Руслан», изучали его хвостовое оперение. Спорили между собой, как же он при таком весе может взлететь. Однажды спросили самого Олега Константиновича. «Не знаю как! – ответил он. – Думайте сами, не буду объяснять!» Он вообще любил ставить перед нами задачки. Приходилось устраивать мозговые штурмы, записывать все подряд, что в голову приходит, а Антонов смотрел, выбирал что‑то и говорил иногда: «В этом что‑то есть, эту мысль надо дальше развивать». Так он приучал нас думать быстро и самостоятельно.
 
От Варьёгана до Эквадора

В 1984 году я окончил Киевский институт инженеров гражданской авиации, это престижный в то время вуз. Меня распределили в Сургутский авиаотряд. Так я очутился в одной, можно сказать, упряжке с добытчиками нефти. В 1985 году руководство переводит меня в город Тюмень, в аэропорт Плеханово сменным инженером, затем начальником цеха оперативного ремонта вертолетов Ми‑8. 
1991 год выдался особым. Когда тихо, почти без крови, но в душевных муках миллионов людей умирала Великая страна. Нас, авиационных специалистов, на четырех бортах Ми‑8 отправили по контракту в Югославию. Это была первая моя загранкомандировка, причем по линии ООН. Там я узнал, что такое война между братскими народами.

Курсант КАИ. 1978 год

С детства знал, что такое нефть, как тяжело ее добывают. В болоте и вечной мерзлоте Сибири, потом увидел и болота Южной Америки…
Всегда говорил себе: ни за что не свяжусь с нефтянкой. Но от судьбы не уйдешь, и в авиации все равно работал на нефтяников.Ведь на Тюменском Севере вертолеты в основном работали на Главтюменьгеологию, дорог‑то не было. Например, на третьем Варьёгане мы помогали обустраивать дороги, мосты, ЛЭП, зимники.

Немного позже нас послали работать в Папуа – Новую Гвинею, потом в Колумбию. События 1993 года, когда в Москве танки били по Дому Советов, я случайно увидел по телевизору в Эквадоре…
 
Фонд имени В.И.Муравленко

В 2001 году, работая в компании «Сибинтел», я познакомился с С. Д. Великопольским. Пообщавшись с ним в кабинете Владимира Степановича Шевчика, мы нашли много точек соприкосновения. Узнав, что я работал в Плеханово, Сергей Дмитриевич сразу вспомнил Героя Социалистического Труда Ю. А. Редькина. Конечно, я знал этого легендарного вертолетчика. Вспомнили и про Мегион, где в нефтеразведочной экспедиции трудились многие члены моей большой семьи. В гостях у нас часто бывали первопроходцы и открыватели месторождений нефти – начальник экспедиции Владимир Абазаров, бригадир Григорий Норкин и другие.
Меня заинтересовала работа Фонда, я был глубоко впечатлен эрудицией Сергея Дмитриевича, его увлеченностью делом. Затем не раз убеждался в его способности организовывать вокруг себя инициативных людей. Он стал для меня не только наставником, но и учителем по жизни. Я начал принимать активное участие в работе Фонда и был избран вице-президентом. А через некоторое время вошел в состав Правления.

Хотелось бы отметить, что Фонд под руководством С. Д. Великопольского проделал колоссальную работу по изучению наследия В. И. Муравленко, сохранения памяти о нем и его соратниках.
В 2022 году по рекомендации С. Д. Великопольского я был избран президентом Фонда имени Виктора Ивановича Муравленко. Главным органом Фонда является Правление, в состав которого входят руководители крупных нефтяных компаний, профессора и ученые нефтяных вузов, заслуженные люди нашей области. Опираясь на такой мощный потенциал и получая поддержку со стороны правительства и областной Думы, мы выстраиваем план развития нашего Фонда.
Одним из главных приоритетов является повышение статуса профессии буровика, нефтяника. В составе членов Фонда большое количество ветеранов. Им уделяется особое внимание. Отрадно, что ведущие нефтяные компании поддерживают своих ветеранов и оказывают им материальную помощь. Они ведь обладают бесценным опытом и знаниями, в Фонде мы очень дорожим этим. Создана специальная просветительская программа, в которой принимают участие ветераны и молодые специалисты, студенты и учащиеся старших классов школ.
Во всех крупных северных городах нашей области есть отделения нашего Фонда. Они работают на местах, имея связь с производством. Ежегодно происходят награждения передовиков производства и молодых инженеров-конструкторов. Большое внимание уделяется молодежи, студентам нефтяных вузов и молодым специалистам. Создана волонтерская группа, проводятся экскурсии в кабинете-музее В. И. Муравленко, где ветераны рассказывают историю Главтюменнефтегаза. Регулярно проводятся встречи ветеранов с молодежью, ведь они – наше будущее и им принимать вызовы времени. И мы это понимаем!

награжден благодарностью президента РФ, почетными грамотами администраций Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Томской области, благодарностью губернатора ЯНАО, знаком МООО «Российские студенческие отряды» (РСО) «Ветеран ссо» и другими наградами.
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда: