«БУДУ ЖИВ, ПОКА ЛЮДИ ПОМНЯТ...» К 100-летию Михаила БАЗОВКИНА
ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., боевой летчик, ветеран Тюменской авиации
«Передвижение осуществляли по глубокому снегу — без лыж. Оставшись без продуктов и без связи с Центром. Из моих унтов пытались сварить еду, но из выделанной собачьей кожи навара не получилось...Подстрелили дятла. Разделили его на пять частей и стали варить кости и кожу. Хлебая воду, приговаривали: «Как вкусно!» Ели и кору деревьев…Голодные и оборванные, мы шли по компасу, цепочкой — друг за другом. Как умудрялись отбиваться от преследующих нас немцев, ума не приложу».
Дата публикации: 26-09-2018, 11:59
Информация
Награды
Мнения людей
Из статьи в газете «Тюменская правда» от 03.03.63г. «Крылья против смерти»:
«Каждый день в отделении санитарной авиации областной больницы раздаются звонки. Сразу в небе тают самолёты. Они несут помощь врача, кровь, доноров, медикаменты. Успеть, не опоздать – единственная задача лётчиков. Единственная, но очень сложная. Погода не считается с их желанием. Да и не выстроил ещё никто аэродромов у каждого стойбища и деревни. Самолёты уходят в небо рано утром и вечером, и в снег, и в ветер. А за штурвалом сидят спокойные люди, мужественные. Валерий Андреевич Баженов, Юрий Александрович Налобин, Александр Коровин. Командиром у них Михаил Сергеевич Базовкин, человек, прошедший школу войны.
Я сижу в штурманской и слушаю рассказы лётчиков, а самолёты уходят на боевое задание. Да, на боевое. Идёт война за жизнь»
ПОД ГОЛУБЫМ НЕБОМ
Это отрывок из книги воспоминаний легендарного лётчика Михаила Сергеевича Базовкина, которая вышла к его 100-летию благодаря поддержке регионального благотворительного фонда «Ветеран Нефтегазстроя», Тюменского центрального агентства воздушных сообщений, Тюменского городского совета ветеранов, независимого профсоюза работников Общества группы «ЮТэйр», Совета ветеранов Тюменского отделения ПАО «Авиакомпании ЮТэйр».
Михаил Сергеевич — уроженец Тульской области. Участник Великой Отечественной войны, один из ветеранов Тюменской авиации.
Во время войны на самолёте По‑2 лётчик выполнял задания, связанные с разведкой, осуществляя фотосъёмку объектов противника, доставлял солдатам вооружение, провизию и медикаменты. Однажды перебрасывал партизанский отряд в тыл противника. Последний человек, которого он доставил к месту десантирования, по неопытности раньше времени раскрыл парашют, куполом накрыло хвостовую часть, лямки зацепились за рычаги управления. В итоге самолёт упал, и Михаил Сергеевич получил тяжёлые травмы.
«Самолёт стал неуправляем и врезался в лесной массив, — вспоминает Михаил Сергеевич. — Жив я остался потому, что упал на деревья. В бессознательном состоянии, всего переломанного и с многочисленными ушибами, меня подобрали партизаны. Когда пришёл в сознание, я сразу подумал: «Где я нахожусь? У своих или у немцев?» Лежал я в сарае, сильно замёрз. Пришли люди, когда они заговорили, я узнал партизан. Хотел встать, но руки и ноги не слушались от контузии. Получил тяжёлое ранение головы, которая была забинтована Раны на подбородке, на щеке, правый глаз не видел. На руках меня вынесли из сарая, посадили на полянке спиной к дереву. А сами стали делать носилки. А надо мной было голубое небо. Такую красоту как будто видел впервые»
Выздоравливал лётчик в лагере у партизан. Переломы довольно быстро срослись. «Немецкие фашисты были в большом долгу перед нашей семьёй — вспоминал лётчик. — Два брата, Иван Сергеевич и Григорий Сергеевич, погибли в первые годы войны. Мне не хотелось умирать, хотелось жить, уничтожать фашистскую нечисть».
ЗА БРАТЬЕВ!
Когда поправился, стал ходить с партизанами на задания. Взрывали мосты, железнодорожные линии. На долю отряда выпало немало испытаний. Однажды окружили немецкие солдаты, закончились боеприпасы и провизия. Через десять голодных дней решили выходить из тыла. Шли по замёрзшему озеру Ильмень. Дул пронизывающий ветер, из-подо льда выступала вода, у всех промокли ноги. Повезло, вышли к своим. Там и узнал, что в близлежащей деревне находится эскадрилья истребителей. Оттуда М. С. Базовкина доставили в его лётный отряд.
Михаилу Сергеевичу довелось сражаться на Волховском и Третьем Белорусском фронтах, Орловско-Курской дуге, участвовать в освобождении Орла, Минска, Калининграда. За время войны прославленный лётчик совершил больше 400 боевых вылетов и ни разу не был подбит!
Демобилизовавшись в 1946 году, капитан (звание майора присвоили позже) отправился в Ленинград, где окончил партийную школу. После был направлен в Тюмень замполитом в 21-й авиаотряд. Он был предупреждён, что «дисциплина среди личного состава плохая, свирепствует пьянка.
НЕ РОБЕЙ!
И в окно квартиры деревянного дома на Советской, куда поселили Базовкиных, летали кирпичи. «Но это действие говорило, что не робей, тебе предстоит большая работа не только с личным составом, но и с их семьями, — вспоминает М. С. Базовкин. — В основном недоброжелательно ко мне относились любители выпить, но зато их жены, которым надоело видеть своих мужей пьяными, относились положительно. Постепенно дисциплина среди личного состава стала налаживаться».
ВЫИГРАЛ БОЙ
В 1955-м Михаил Сергеевич был признан годным к лётной работе — трудился в 246-м отряде пилотом, командиром звена и авиаэскадрильи самолётов Як‑12. «Полёты производили по санитарным заданиям по всей области, в отдельные населённые пункты, где не было аэродромов. Площадку для посадки самолёта приходилось подбирать с воздуха». И не факт, что эта площадка прописалась аккурат поблизости от жилища того, кто срочно нуждался в медпомощи. Об отсутствии посадочных площадок — этой трудности санавиации, а не о том, что в сильные морозы лётчиков не спасали меховые шубы, унты и тёплые маски, сшитые жёнами, Базовкин написал в обком партии. «Надо было выиграть этот бой». И он его выиграл: «были подобраны и организованы посадочные площадки, на которые не может сваливаться мусор, где не пасётся скот, где нет техники. Лётчики от радости подпрыгнули».
26 февраля 1965 года в лётной книжке капитана гражданской авиации Михаила Сергеевича Базовкина появилась последняя запись о налёте на самолётах По‑2, Як‑12: «общий налёт — 7541 час 2 мин., 975677 км, в том числе ночью — 608 час. 7 мин.» По состоянию здоровья он был отстранён от полётов. В 1965 году возглавил Центральное агентство воздушных сообщений. Выйдя на пенсию, продолжил трудиться в отделе грузовых перевозок управления гражданской авиации.
В мирное время Михаил Сергеевич награждён за свой труд орденом «Знак Почёта», более чем 50 медалями, памятными знаками и почётными грамотами. Михаил Сергеевич воспитал двоих детей, у него четыре внука и семь правнуков.
«Каждый день в отделении санитарной авиации областной больницы раздаются звонки. Сразу в небе тают самолёты. Они несут помощь врача, кровь, доноров, медикаменты. Успеть, не опоздать – единственная задача лётчиков. Единственная, но очень сложная. Погода не считается с их желанием. Да и не выстроил ещё никто аэродромов у каждого стойбища и деревни. Самолёты уходят в небо рано утром и вечером, и в снег, и в ветер. А за штурвалом сидят спокойные люди, мужественные. Валерий Андреевич Баженов, Юрий Александрович Налобин, Александр Коровин. Командиром у них Михаил Сергеевич Базовкин, человек, прошедший школу войны.
Я сижу в штурманской и слушаю рассказы лётчиков, а самолёты уходят на боевое задание. Да, на боевое. Идёт война за жизнь»
ПОД ГОЛУБЫМ НЕБОМ
Это отрывок из книги воспоминаний легендарного лётчика Михаила Сергеевича Базовкина, которая вышла к его 100-летию благодаря поддержке регионального благотворительного фонда «Ветеран Нефтегазстроя», Тюменского центрального агентства воздушных сообщений, Тюменского городского совета ветеранов, независимого профсоюза работников Общества группы «ЮТэйр», Совета ветеранов Тюменского отделения ПАО «Авиакомпании ЮТэйр».
Михаил Сергеевич — уроженец Тульской области. Участник Великой Отечественной войны, один из ветеранов Тюменской авиации.
Во время войны на самолёте По‑2 лётчик выполнял задания, связанные с разведкой, осуществляя фотосъёмку объектов противника, доставлял солдатам вооружение, провизию и медикаменты. Однажды перебрасывал партизанский отряд в тыл противника. Последний человек, которого он доставил к месту десантирования, по неопытности раньше времени раскрыл парашют, куполом накрыло хвостовую часть, лямки зацепились за рычаги управления. В итоге самолёт упал, и Михаил Сергеевич получил тяжёлые травмы.
«Самолёт стал неуправляем и врезался в лесной массив, — вспоминает Михаил Сергеевич. — Жив я остался потому, что упал на деревья. В бессознательном состоянии, всего переломанного и с многочисленными ушибами, меня подобрали партизаны. Когда пришёл в сознание, я сразу подумал: «Где я нахожусь? У своих или у немцев?» Лежал я в сарае, сильно замёрз. Пришли люди, когда они заговорили, я узнал партизан. Хотел встать, но руки и ноги не слушались от контузии. Получил тяжёлое ранение головы, которая была забинтована Раны на подбородке, на щеке, правый глаз не видел. На руках меня вынесли из сарая, посадили на полянке спиной к дереву. А сами стали делать носилки. А надо мной было голубое небо. Такую красоту как будто видел впервые»
Выздоравливал лётчик в лагере у партизан. Переломы довольно быстро срослись. «Немецкие фашисты были в большом долгу перед нашей семьёй — вспоминал лётчик. — Два брата, Иван Сергеевич и Григорий Сергеевич, погибли в первые годы войны. Мне не хотелось умирать, хотелось жить, уничтожать фашистскую нечисть».
ЗА БРАТЬЕВ!
Когда поправился, стал ходить с партизанами на задания. Взрывали мосты, железнодорожные линии. На долю отряда выпало немало испытаний. Однажды окружили немецкие солдаты, закончились боеприпасы и провизия. Через десять голодных дней решили выходить из тыла. Шли по замёрзшему озеру Ильмень. Дул пронизывающий ветер, из-подо льда выступала вода, у всех промокли ноги. Повезло, вышли к своим. Там и узнал, что в близлежащей деревне находится эскадрилья истребителей. Оттуда М. С. Базовкина доставили в его лётный отряд.
Михаилу Сергеевичу довелось сражаться на Волховском и Третьем Белорусском фронтах, Орловско-Курской дуге, участвовать в освобождении Орла, Минска, Калининграда. За время войны прославленный лётчик совершил больше 400 боевых вылетов и ни разу не был подбит!
Демобилизовавшись в 1946 году, капитан (звание майора присвоили позже) отправился в Ленинград, где окончил партийную школу. После был направлен в Тюмень замполитом в 21-й авиаотряд. Он был предупреждён, что «дисциплина среди личного состава плохая, свирепствует пьянка.
НЕ РОБЕЙ!
И в окно квартиры деревянного дома на Советской, куда поселили Базовкиных, летали кирпичи. «Но это действие говорило, что не робей, тебе предстоит большая работа не только с личным составом, но и с их семьями, — вспоминает М. С. Базовкин. — В основном недоброжелательно ко мне относились любители выпить, но зато их жены, которым надоело видеть своих мужей пьяными, относились положительно. Постепенно дисциплина среди личного состава стала налаживаться».
НАГРАЖДЁН ОРДЕНАМИ И МЕДАЛЯМИ: КРАСНОГО ЗНАМЕНИ, КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ, ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ I СТЕПЕНИ, «ЗА ОБОРОНУ ЛЕНИНГРАДА», «ЗА ВЗЯТИЕ КЁНИГСБЕРГА», «ЗА ПОБЕДУ НАД ГЕРМАНИЕЙ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1941–1945 ГГ».
1945 год - 2009 год
ВЫИГРАЛ БОЙ
В 1955-м Михаил Сергеевич был признан годным к лётной работе — трудился в 246-м отряде пилотом, командиром звена и авиаэскадрильи самолётов Як‑12. «Полёты производили по санитарным заданиям по всей области, в отдельные населённые пункты, где не было аэродромов. Площадку для посадки самолёта приходилось подбирать с воздуха». И не факт, что эта площадка прописалась аккурат поблизости от жилища того, кто срочно нуждался в медпомощи. Об отсутствии посадочных площадок — этой трудности санавиации, а не о том, что в сильные морозы лётчиков не спасали меховые шубы, унты и тёплые маски, сшитые жёнами, Базовкин написал в обком партии. «Надо было выиграть этот бой». И он его выиграл: «были подобраны и организованы посадочные площадки, на которые не может сваливаться мусор, где не пасётся скот, где нет техники. Лётчики от радости подпрыгнули».
26 февраля 1965 года в лётной книжке капитана гражданской авиации Михаила Сергеевича Базовкина появилась последняя запись о налёте на самолётах По‑2, Як‑12: «общий налёт — 7541 час 2 мин., 975677 км, в том числе ночью — 608 час. 7 мин.» По состоянию здоровья он был отстранён от полётов. В 1965 году возглавил Центральное агентство воздушных сообщений. Выйдя на пенсию, продолжил трудиться в отделе грузовых перевозок управления гражданской авиации.
В мирное время Михаил Сергеевич награждён за свой труд орденом «Знак Почёта», более чем 50 медалями, памятными знаками и почётными грамотами. Михаил Сергеевич воспитал двоих детей, у него четыре внука и семь правнуков.
Внуки М.С. Базовкина на презентации книги
КНИГУ, В КОТОРОЙ ПРЕДСТАВЛЕНЫ АРХИВНЫЕ ФОТОГРАФИИ И КАЖДЫЙ ФАКТ ПОДТВЕРЖДЕН ДОКУМЕНТАЛЬНО, СОСТАВИЛА ДОЧЬ ВЕТЕРАНА ЛАРИСА ГИАЦИНТОВА. НА ЭТУ РАБОТУ У НЕЁ УШЛО ДВА ГОДА. «ОН МЕЧТАЛ ДОЖИТЬ ДО 100 ЛЕТ, А УШЁЛ В 96… ПОЛУЧИЛОСЬ, ЧТО МЕЧТА ОСУЩЕСТВИЛАСЬ, ВЕДЬ ПОКА ЧИТАЮТ ЭТУ КНИГУ «ВОСПОМИНАНИЯ МИХАИЛА СЕРГЕЕВИЧА БАЗОВКИНА», БУДУТ ВСПОМИНАТЬ И О МОЕМ ОТЦЕ», — сказала Лариса Михайловна.
Л.М. Гиацинтова
Орден Красной Звезды (21.09.1943), орден Отечественной войны I степени (20.04.1945), орден Красного Знамени (30.05.1945), Орден Отечественной войны I степени (06.04.1985), медали «За оборону Ленинграда», «За взятие Кенигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941 – 1945 гг», орденом «Знак почёта», более чем 50 медалями, памятными знаками и почетными грамотами.
Актуальное
больше
Актуальная информация
2-10-2023, 12:00
Продается новая Фабрика-кухня «Погребок»
Актуальная информация
15-05-2023, 09:00
II ежегодный общенациональный форум РЕГИОНАЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ 2023 традиционно пройдёт в июне в Карелии 28-29 июня 2023 года
Актуальная информация
1-12-2022, 12:24
35-летие поискового движения Тюменской области
Актуальная информация
25-11-2022, 10:11
Владимир ЧИРСКОВ: «Человек воспитывается трудом»
Популярное
Виталий АКСЕНОВ: «Мой жизненный путь был предопределен»
Человек-легенда. ЭПОХА БОГОМЯКОВА: биография трудолюбивого руководителя
Юрий ШАФРАНИК: «Я ЖЕЛАЮ РОССИИ БЛАГОПОЛУЧИЯ!»
Лед и пламень академика МЕЛЬНИКОВА
Борис ЩЕРБИНА: ТИТАН ЭПОХИ. 100 лет со дня рождения
Владимир ЧИРСКОВ: От механика до министра