Сегодня:
ТОР » Персоны » Светлана ЦЫГАНКОВА: МЫ ЗНАЛИ, ЧЕМ УДИВИТЬ!
Светлана ЦЫГАНКОВА: МЫ ЗНАЛИ, ЧЕМ УДИВИТЬ!
Светлана ЦЫГАНКОВА: МЫ ЗНАЛИ, ЧЕМ УДИВИТЬ!
конструктор-модельер
Детство в городе обувщиков не могло не повлиять на выбор будущей профессии Светланы Цыганковой. Первая неосознанная встреча с ней состоялась ещё в начальных классах. Ребятишек, остававшихся в группе продлённого дня, водили на обед в столовую обувной фабрики «Красная звезда». Как-то девочка нашла на её территории красивый лоскут из ярко-зеленой лаковой кожи и смастерила из него шлепанцы.
Дата публикации: 1-11-2017, 09:16
Информация Мнения людей
ГОРОД ОБУВЩИКОВ

Светлана Цыганкова родилась в старинном городе Кимры, который делится на две половины великой русской рекой Волгой. Ещё со времён правления Петра I он получил известность как центр сапожного промысла Российской империи. В советское время в городе находилось два мощных производства.

На левом берегу расположился станкостроительный завод, где работала практически вся мужская часть населения. Обувная фабрика «Красная звезда» располагалась на правом берегу. Там трудилось большинство горожанок. В период своего расцвета предприятие выпускало до 3 миллионов пар обуви в год!

Мама нашей героини, София Алексеевна, была заведующей химической лабораторией на местном предприятии «Водоканал», отец, Владимир Григорьевич – водителем большегрузного лесовоза «Урал». Света росла активной и сознательной. Она запросто верховодила дворовыми мальчишками, направляя их энергию в позитивное русло. Ребята участвовали в Тимуровском движении, занимались переписью участников Великой Отечественной войны, тогда в 1970-е, они ещё не были ветеранами. Письма в форме солдатских треугольников присылались им по почте, как поздравление к 30-й годовщине Победы над фашизмом. Военно-патриотическое движение было в те годы на высоком уровне во всей стране.

Выбор профессии нашей героине помогла сделать профориентация, которая в те годы была сильно развита. Старшеклассников водили на экскурсии по городским предприятиям. Как-то Светлана оказалась в экспериментальной лаборатории обувной фабрики, где увидела, как создаются новые модели.

Модельеры-конструкторы стояли за чертёжными досками, работая над эскизами туфель, ботинок и сапог. Этот процесс настолько её впечатлил, что решила поступить в Кимрский механико-технологический техникум. Подобных учебных заведений в стране на тот момент было всего четыре: в Ереване, Киеве, Шахтах и Кимрах. Конкурс был высокий – шесть человек на место. Чтобы пройти, Света стала посещать курсы.

Подача материала в корне отличались от школьной. Она с улыбкой вспоминает, как педагог по изобразительному искусству поставил перед будущими модельерами скульптуру – гипсовую голову Гудона, которую нужно было рисовать. Поначалу ничего не получалось. Но терпение и труд помогли. Света успешно сдала экзамены и поступила в техникум. Рисунок – один из основных предметов обучения.

СЧАСТЛИВЫЙ БИЛЕТ В СТРАНУ ТЮМЕНИЮ

Учёба давалась легко, новые знания Светлана впитывала, как губка. Самым запоминающимся событием студенческой жизни стала практика, которую проходила в 1980 году на производственном объединении «Нева» в Ленинграде. После успешной защиты диплома, по распределению Светлана Цыганкова приехала в столицу Западной Сибири. Она уверена, что тогда вытянула свой счастливый лотерейный билет.

В Тюменской области шло бурное освоение нефтяных и газовых месторождений. Ежедневно по центральному телевидению транслировали репортажи из «страны Тюмении». Светлане город, куда она отправлялась жить и работать, представлялся каким-то особенным, прогрессивным. Но по приезду молодому модельеру, прошедшему практику в северной столице, Тюмень показалась провинциальной.
Особенно запомнилось, как шли с однокурсницей с железнодорожного вокзала на фабрику. По пути, как на грех, встречались только бабушки, обутые в ичиги. Эта старомодная обувь навеяла тоску. Однако выводы оказались поспешными.

– Фабрика «Восход» была передовым предприятием, – вспоминает Светлана Цыганкова. – Нас как родных встретил главный модельер Михаил Владимирович Шишкин. Сразу же пошли на экскурсию по производству.

Обувь на фабрике выпускалось тысячами пар. К фабрике то и дело подъезжали машины, на которые грузили контейнеры с товаром. Повсюду сновали кладовщики, грузчики – кипела работа. В огромных цехах шумели прессы, раздавались «пулемётные очереди» швейных машин.

В тот же день познакомились с довольно-таки молодым, прогрессивным руководителем предприятия, Виталием Петровичем Кузнецовым. Он сказал, что ждёт от нас новых предложений и идей. Это вдохновило.

На фабрике была развита школа наставничества. Меня взяла под своё крыло Наталья Константиновна Конькова, сильный модельер, приехавший в Тюмень из Подмосковья. То, что рядом были опытные люди, очень помогло. Помню, запускала новую модель. Естественно, жутко волновалась и вдруг услышала, как в цехе рабочие возмущаются тем, что задала им очень трудоёмкую задачу.

Пришла в лабораторию со слезами. Н.К. Конькова и М.В. Шишкин успокоили, посоветовали не вступать в полемику и просто подождать. Ровно через три дня Михаил Владимирович сказал, чтоб шла в цех, апробировать новую модель, которую запустили в серийное производство.

ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МЕЛОДИЯ

Как создается новая модель? Процесс очень творческий. Но главное, чтобы модельер не забыл о комфорте людей, которые будут носить изделие. Перед тем, как появляется эскиз, специалист изучает новые тенденции, перелопачивает кучу специализированных журналов, советуется с обувщиками, взвешивает, насколько всё согласуется с его собственными идеями.

В советский период быть в тренде модельерам помогали художественные советы. На них в Москву, Ленинград или другие крупные города съезжались представители обувных фабрик со всей страны. Специалисты привозили на профессиональный суд новые коллекции обуви, получали оценку своему уровню.

– Комиссия худсоветов всегда высоко оценивала продукцию фабрики «Восход», – говорит Светлана Цыганкова. – Мы знали, чем удивить не только в плане качества! «Потчевали» присутствующих сибирским колоритом. Никого не оставляла равнодушным меховая мозаика на оленьих кисах, легкие опанки из мягкой кожи, дарящие негу и комфорт своим обладателям. В те годы кисы и опанки шили единицы по стране.

На худсоветы мы привозили по 60–70 моделей обуви. Неизменным нашим спутником был Виталий Петрович Кузнецов. Он за нас волновался, поддерживал и даже неподъёмные чемоданы с обувью помогал носить. На худсоветы обязательно брали обувщиков и заготовщиц.

Мы были передовым предприятием не только в плане производства обуви. Общаясь во время поездок с представителями других фабрик, то и дело слышали восторженные комментарии: «А, вы из Тюмени! Так у вас там собственные теплицы, кожевенный завод. Для вас фабрика жилье строит!» Слава о тюменском «Восходе» шла по всей стране.

И мы, действительно, жили очень хорошо. В тепличном хозяйстве выращивали огурцы и помидоры, розы. У предприятия было своё подсобное хозяйство: свинарник, телятник. У нас активно решался жилищный вопрос. Естественно, каждый дорожил своим рабочим местом. Поэтому коллектив на фабрике был сплочённый, ответственный, легко обучающийся.

С теплотой вспоминаю своих коллег – заготовщицу Галину Ивановну Суслову, обувщика Валерия Анатольевича Карпова, которые на худсоветах жадно впитывали новую информацию. У нас и сейчас постоянный поиск нового, железная дисциплина, а девиз такой: «Надо, значит надо!» Вот, к примеру, на отделке готовой продукции работает Ольга Викторовна Репина. Если необходимо, она в два часа ночи может прийти на рабочее место, чтобы рано утром в магазине предприятия был нужный ассортимент обуви.

За годы работы коллектив сроднился. Мы всё делали дружно. Пели, танцевали, организовывали сандружины, ездили в колхозы на уборку урожая. Не могу не вспомнить наш хор. Сильные голоса, кокошники и сарафаны, расшитые бисером и бусами, репетиции в перерывах между работой. Выступали фабричные артисты не хуже хора имени Пятницкого!

Всё это, конечно, заслуга Виталия Петровича как хозяина и руководителя. Когда началось перестроечное лихолетье, и на фабрике стояла пугающая тишина, было очень тревожно, но он смог вывести предприятие из кризиса. И снова зашумели прессы, застрочили машинки. Эти звуки, ранее казавшиеся производственной какофонией, теперь звучат для нас как музыка, наша производственная мелодия! Желаю нашему уважаемому руководителю и дальше оставаться во главе фабрики, не сдаваться! Здоровья и успехов вам, Виталий Петрович!
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда: