Сегодня:
ТОР » Персоны » Михаил АГЕЕВ: Только о деле
Михаил АГЕЕВ: Только о деле
Михаил АГЕЕВ: Только о деле
директор ОСП ООО «СИБУР Тобольск»
Немногим удаётся в течение жизни начать и закончить грандиозное дело протяженностью в 40 лет. От первого колышка до признания в масштабах страны. Тем более в переломные моменты истории, когда никому уже нет дела до грандиозных строек. Михаил Фёдорович АГЕЕВ посвятил строительству Тобольского Нефтехимического комбината времени больше, чем при Петре I служили в солдатах: с 1981 года по нынешнее время. Через «перестройку», через развал экономики, через смену общественного строя и форм собственности.
Дата публикации: 22-08-2019, 09:39
Информация Биография Награды Мнения людей
Михаил Фёдорович, постоянство, упорство в достижении цели, верность делу – качества столь редкие в наше время очень часто обнаруживаются у людей вашего поколения. Что тому причиной?
Мы росли, без преувеличения, в очень тяжелое время. Родился в 1939 году в типичном для ранней индустриальной России промышленном посёлке Айдабул Кокчетавской области, выстроенном вокруг крупного спиртового комбината, настоящая глушь. Война, потом послевоенная откровенная бедность. Область эта, в числе других Российских земель, решением Советского правительства была передана Казахстану, но население её большей частью оставалось русским, хранило привычный казачий уклад и говорило на родном языке. По «Горькой линии», названной так из-за множества солёных озёр, исконно стояли казачьи форпосты, и я с детства помню степенных кряжистых стариков, живших в окрестных станицах. Вот такой вот замес – старые традиции, военные трудности и общественно-прогрессивное идеологичекое воспитание и дали стране поколение трудовых подвигов.

РОДИТЕЛИ АННА СЕМЁНОВНА, ФЁДОР ГРИГОРЬЕВИЧ И СТАРШИЙ БРАТ ВОЛОДЯ. 1941 ГОД

Почему решили продолжить обучение в Тобольске?
Во-первых, потому, что для молодого парнишки дальние дали ближе, чем для старика завалинка. Казахские сопки – места сказочной красоты. В окружении тёмной хвойной зелени, на берегах кристальных озёр о какой еще романтике могли мечтать мы, мальчишки, кроме морских странствий? Так и сманил меня средний брат в тобольскую мореходку.

Не смущало, что от Тобольска до моря почти 2000 вёрст?
Нет, тогда мне дорога до Тобольска казалась сложнее, чем от Тобольска до моря. Из родного поселка надо было добраться до Кокчетава, а потом до Петропавловска, Омска и Тюмени. Ну а из Тюмени до Тобольска вела тогда грунтовка, в конце которой ждала неспешная паромная переправа. В самом лучшем случае путь занял бы сутки, однако для меня всё сложилось иначе Уложил я в вещевой мешок своё главное богатство – боксерские перчатки и пару книг о спорте и о флоте и отправился, в дороге я познакомился с очень интересной женщиной, женой директора тобольского рыбозавода. Узнав, куда и зачем я направляюсь, она взяла надо мною шефство, привезла в представительство, или, как оно тогда называлось, заезжий дом рыбозавода в Тюмени, а на следующий день пригласила вместе отправиться в Тобольск на самолёте.

Наверное, немногим 15-летним парням в то время выпадало совершить такое незабываемое путешествие?
Это точно! Первый мой в жизни полёт проходил на обычной для гидросамолётов По-2 высоте всего 150 метров. Сели в устье Тобола, где дожидался катер рыбозавода, добрались до пристани, а затем подвезли меня в мореходную школу. С поступлением, правда, вышла заминка: хоть я и разузнал, то сюда принимают не закончивших «десятилетку», не учел только, что мне не исполнилось шестнадцати. Приёмная комиссия оказалась в затруднении:
с одной стороны – регламент, с другой – «Не отправлять же его обратно!». В конце концов, решили зачислить в пятый взвод, в только что созданную группу морских судоводителей.

НА ТЕПЛОХОДЕ «МЕХАНИК КАЛАШНИКОВ». 1957 ГОД

Как шло обучение в Тобольске?
В Тобольске проживало столько ссыльной интеллигенции, что за тысячи километров от моря не было недостатка в опытных преподавателях и грамотных специалистах морского дела. Мореходная школа считалась престижной, её курсантов обожал весь город. Вежливые, дисциплинированны, в форме. Мы возглавляли праздничные колонны на парадах, местные болели за нас на соревнованиях, бабушки из соседней церкви угощали сладостями. Учебный корпус располагался на территории Кремля, в здании консистории. Неподалёку, в бывших архиерейских конюшнях, мы своими силами отстроили клуб. Когда в этом клубе устраивались танцы, каждый из нас имел право вручить пригласительный билет одной-единственной девушке. Не удивительно, что многие сверстницы мечтали познакомиться с нами и получить такое приглашение. Не обходилось и без соперничества. Скажу, не совру: из потасовок, которыми нередко заканчивались наши конфликты с ребятами из рыботехникума, мы, как правило, выходили победителями. Физической подготовке будущих моряков, готовящихся работать в суровых Условиях Карского моря, уделялось повышенное внимание. Даже на городских спортивных состязаниях составить конкуренцию нам могли только студенты педагогического института, и то потому, что были старше по возрасту. Коньки и футбол мы считали лучшим отдыхом после занятий, сам я, поскольку не бросал занятий боксом, стал в своём весе чемпионом города.

Теперь Тобольск называют духовной столицей Сибири. А как обстояло дело в те времена?
В середине пятидесятых прошлого века Тобольск был большей частью деревянный, с обветшалым Кремлём. Но был, тем не менее, местом удивительным. Высокий культурный уровень его жителей подтвердит каждый, кто побывал там в то время. Достаточно сказать, что мы, 15-16-летние мальчишки и девчонки на летних площадках танцевали вальс, фокстрот, танго, польку, падеграс. Мы вместе с друзьями в школьном общежитии разучивали основные движения этих танцев. В особых же случаях можно было покорить публику замысловатой матросской пляской, поставленной руководителем художественной самодеятельности, отставным полковником, Павлом Дурневым.
 
В КАБИНЕТЕ МИХАИЛА ФЁДОРОВИЧА АГЕЕВА НА ВИДНОМ МЕСТЕ – ЖИВОПИСНАЯ ПАНОРАМА ТОБОЛЬСКА. ЭТО НЕ УДИВИТЕЛЬНО. ВЕДЬ ОН ЧЛЕН ПРАВЛЕНИЯ СОЗДАННОГО В ОБЛАСТНОМ ЦЕНТРЕ ТОБОЛЬСКОГО ЗЕМЛЯЧЕСТВА. ОСВОИВШИСЬ ЗА ДВАДЦАТЬ ЛЕТ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЕ БЫВШИЙ МОРЕХОД, НАВЕРНОЕ, УЖЕ НЕ СКУЧАЕТ ПО КАПИТАНСКОМУ МОСТИКУ, ДА И НЕБЕСНЫЕ ПРОСТОРЫ, В КОТОРЫЕ КОГДА-ТО ТАК СТРЕМИЛСЯ, ТЕПЕРЬ НЕ ОБЛАДАЮТ ТОЙ ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬЮ. А ВОТ МУЖСКИЕ УВЛЕЧЕНИЯ ПО-ПРЕЖНЕМУ ЗАНИМАЮТ – СПОРТ И ЛЮБИМЫЕ С ЮНОСТИ РЫБАЛКА. НА ОДНОЙ ИЗ ФОТОГРАФИЙ ОН ДЕРЖИТ ВОСЬМИКИЛОГРАММОВУЮ ЩУКУ, ЗУБАСТУЮ, СЛЕГКА ЗАМШЕЛУЮ – НАСТОЯЩИЙ ТРОФЕЙ! ГОВОРИТ, СЛУЧАЛОСЬ ПРИВОЗИТЬ ДОМОЙ ДО ПОЛУ ЦЕНТНЕРА СОБСТВЕННОРУЧНО ВЫЛОВЛЕННОЙ РЫБЫ, НО ЭТО КОГДА ВЫПАДАЕТ ПАРА ДНЕЙ ОТДЫХА.

Рассказывают и иначе, мол «тюремный» был город…
Да, был и другой город – с двумя колониями, тремя тюрьмами, населённый не только ссыльными политическими, но и уголовными преступниками, осевшими в сибирской глубинке после отбытия срока. Из этой смеси противоположностей создавался местный колорит, сложный и неповторимый.
Я видел заключённого, который содержался в тюремном замке с 1939 года. Такие люди считались не редкостью – отвыкнув от свободы, они готовы были на любую выходку, лишь бы получить новый срок. Побеги из замка, как говорили, случались всего дважды за его историю, и один из них был как раз при мне. Несколько человек по крышам выбрались на свободу и спрятались в городе. Все понимали: стоит суровая зима, транспорт не ходит, дороги занесены снегом – значит преступники где-то рядом. Было очень тревожно, но через несколько дней сбежавших обнаружили, и думаете где? На сеновале конюшни прокуратуры (она располагалась на улице Ленина, напротив школы №1). Не знаю уж, то ли не догадывались беглецы, где именно нашли себе пристанище, то ли были уверены, что здесь-то их точно искать не станут.

Долго вы учились в Тобольске?
Два года обучения пролетели как один день. Практика в Салехарде, на рыболовецких судах недавно созданной базы морского промысла запомнилась настолько, что когда нам, краснодипломникам школы, был предоставлен выбор: без экзаменов поступить в профильный вуз или самостоятельно выбрать место будущей работы, я без колебаний отправился на север. В семнадцать лет стал помощником капитана на сейнере «Вега», правда, для этого пришлось подправить дату рождения в документах и приписать себе лишний год.

РУКОВОДИТЕЛИ ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ПРОФСОЮЗОВ. 1986 ГОД

Как вы попали в Тюмень?
Высшее образование я решил получить в Челябинском высшем военном авиационном училище. Потянуло меня ещё дальше – в небо! Но судьба распорядилась иначе: всего через три месяца после поступления вышел указ о сокращении армии. Это был 1959 год. Курс распустили, я приехал в Тюмень и устроился в Иртышское речное пароходство, в северную группу судов. Всё равно решил получить высшее образование
окончил Новосибирский институт инженеров водного транспорта по специальности «инженер-механик». Работал капитаном-механиком на больших судах. И опять судьба: одновременно со мной в Новосибирске учился Владимир Михайлович Томилов, начальник Тобольского порта, и многие другие руководители города. Эти знакомства, видимо, сыграли свою роль.
В 1969 году меня, как сверхэнергичного парня, пригласили на работу в обком партии, где вскоре поднялся до заместителя заведующего отделом. В моём ведении оказались вопросы развития не только водного, но также железнодорожного и автомобильного транспорта, авиации. Это было время, когда в северных городах строились аэропорты, во всех направлениях прокладывались железные дороги. Тобольск готовился к открытию
нового порта с грузооборотом 5 млн. тонн, кроме того началось освоение площадки под строительство нефтехимкомбината, по поводу которого не прекращались дебаты: нужен или нет такой гигант Тюменской области и не угробит ли он на многие километры вокруг первозданную сибирскую природу?
Тоболяки – народ консервативный. Многие искренне переживали, когда решение о строительстве было принято окончательно. Время, впрочем, показало, что грамотно спроектированный и построенный комплекс не нанесет вреда окружающей среде, зато может изменить сам город. Новое рождение Тобольск пережил, когда превратился в крупный транспортный узел с железной дорогой и портом, призванными обеспечивать тюменский нефтяной север всем необходимым. А следующий этап тесно связан со становлением ТНХК – его строительство и запуск потребовали притока огромного количества специалистов из разных регионов страны. В кратчайшие сроки один за другим возводились новые микрорайоны, социальные объекты, создавалась инфраструктура.

В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 80-Х ГОДОВ, КОГДА НАИБОЛЕЕ АКТИВНО ВЕЛОСЬ СООРУЖЕНИЕ БАЗЫ СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ ПЕРВЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ ОБЪЕКТОВ НЕФТЕХИМКОМБИНАТА, Я РАБОТАЛ ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ПРОФСОЮЗОВ.
ЭТОТ ПЕРИОД БЫЛ ЗНАМЕНАТЕЛЕН АКТИВНЫМ УЧАСТИЕМ ВСЕХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РЕШЕНИИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ И ТЕКУЩИХ ВОПРОСОВ ЭТОЙ ВСЕСОЮЗНОЙ УДАРНОЙ СТРОЙКИ.
ОДНОЙ ИЗ БОЛЕЕ УДАЧНЫХ ФОРМ БЫЛО СОЗДАНИЕ В 1981 ГОДУ ПО ИНИЦИАТИВЕ ВЦСПС КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТНХК И ОРГАНИЗАЦИЯ ПОД ЕГО ЭГИДОЙ СОРЕВНОВАНИЯ СМЕЖНИКОВ ПО ПРИНЦИПУ «РАБОЧЕЙ ЭСТАФЕТЫ». ВОЗГЛАВИЛ СОВЕТ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР ТНХК В.А. ДЗИРАЕВ, М.Ф. АГЕЕВ БЫЛ УТВЕРЖДЕН ЕГО ЗАМЕСТИТЕЛЕМ, ОТВЕТСТВЕННЫМ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Здесь и начинается самый важный в вашей трудовой биографии период?
С 1980 года я работал в должности заместителя председателя областного Совета профсоюзов и по прежнему много времени проводил в Тобольске. Мне даже был отведён «штабной номер» в гостинице «Тобол». А в 1983 году моего сына Сергея, выпускника ТГУ, пригласили в качестве переводчика для работы с японскими специалистами, строившими товарно-сырьевую базу нефтехимкомбината. Он получил квартиру, я перебрался к нему и жил так несколько лет. Очень трудно пришлось в 90-е, когда требовалось во что бы, то ни стало сохранить коллектив и дееспособность предприятия. Мы пережили опасный момент. Связанный с тем, что недобросовестный владелец перестал выполнять взятые на себя обязательства: развивать, инвестировать, сохранять профиль комбината. Нависла реальная угроза потерять предприятие и, отрадно, что у руководства области хватило мудрости и мужества расторгнуть тот договор. А потом появился серьёзный инвестор в лице ОАО «АК Сибур». В 1992 году я возглавил представительство комбината в Тюмени, затем стал директором тюменского филиала компании «СибурТюменьГаз», в составе которого было ещё пять газоперерабатывающих заводов – в Нижневартовске, Пыть-Яхе, Ноябрьске, Пурпе, Нягани. Обеспечением интересов всех этих подразделений, в том числе и Тобольской промышленной площадки я и занимался.

СОРАТНИКИ ПО ПАРТИИ

Сколько времени вы, в общей сложности, отдали Тобольскнефтехиму?
С 1981 года по сегодняшний день 38 лет. На сегодня можно смело сказать – комбинат построен. Вышли на уровень 1,5 млн. тонн этилена, 0,5 млн. тонн пропилена, 1,5 млн. тонн полиэтилена и 0,5 млн. тонн полипропилена в год, привлечено и освоено порядка 600 млрд. рублей инвестиций. Крупнейший проект в области переработки углеводородов в истории России. Но дело не только в этих цифрах. Главное – мы прекратили сжигание попутного нефтяного газа. А задачи, связанные со сбором, транспортировкой и утилизацией попутного газа, можно без особого преувеличения назвать стратегическими. Во-первых, для экономики государства – не зря В.В. Путин не без огорчения заметил, что 20 миллиардов кубометров этого сырья, впустую сжигаемого по стране, эквивалентно 20 миллионам тонн нефти. Во-вторых, для Тюменской области, поскольку запуск новых мощностей Тобольского нефтехимического комбината способен вывести его на ведущие мировые позиции. В-третьих, для экологии не только Западной Сибири, но всей нашей планеты.
Все, стоявшие передо мной задачи, сохранить ТНХК, налаживать производственные связи, внедрять новые инвестиционные проекты, участвовать в подготовке соглашений и договоров, а так же программ социального развития между правительством Тюменской области и ПАО «СибурХолдинг» – я по-прежнему решаю.

ТОБОЛЬСКОЕ ЗЕМЛЯЧЕСТВО НА ПРАЗДНОВАНИИ ДНЯ ГОРОДА. ТОБОЛЬСК, 2019 ГОД

В чем вы видите свою миссию сейчас?
Сейчас мы производим из попутного газа пропан. Из пропана полипропилен. Следующий этап – развитие кооперации с производствами конечной продукции. Мы должны создать условия для появления производств из отечественного полипропилена, ведь известно, что большая часть таких изделий сейчас импортируется. Вот когда в отечественных автомобилях будут стоять комплектующие сделанные в России из нашего полипропилена, вот тогда можно будет с полным основанием сказать: создана полная производственная цепочка.

С ЛЮБИМОЙ СУПРУГОЙ ГАЛИНОЙ. 2004 ГОД

В КРУГУ СЕМЬИ. 2008 ГОД

Приоткройте секрет, как вы через годы сохранили работоспособность, избежали профессионального выгорания?
Необходим отдых. Для меня рыбалка, пожалуй, самое любимое занятие для отдыха. Еще мальчишкой мог часами сидеть с удочкой. Говорят время, проведенное на рыбалке, не засчитывается в счёт жизни!
Однако сколько лет работаю, сколько ходил по рыбным тюменским рекам, не помню случая, чтобы во время рейса мы отправились рыбачить или купаться. Сначала работа, потом отдых. Если взял, мыслей о развлечениях у меня уже возникает. Только о деле!

УДАЧНАЯ РЫБАЛКА
Родился 14 сентября 1939 года в пос. Айдабул Кокчктавской области Казахской ССР.
В 1957 году закончил Тобольскую мореходную школу, получив квалификацию судоводителя, а в 1966 году – Новосибирский институт инженеров водного транспорта, став инженером-механиком. 1957-1959 гг. – работа на Салехардской базе морского промысла: помощник капитана, капитан рыбопромысловых судов.
1959-1966 гг. – штурман, помощник механика, механик, капитан на судах транспортного флота Тюменского судоремонтного завода Иртышского речного пароходства.
1966 -1969 гг. – конструктор технического отдела, зав. Лабораторией НОТ, старший плановик-диспетчер планово-производственного отдела Тюменского судоремонтного завода.
1969-1980 гг. – на партийной работе: инструктор, заместитель заведующего промышленно-транспортным отделом Тюменского обкома КПСС.
1980-1992 гг. – на профсоюзной работе: секретарь, заместитель председателя Тюменского облсовпрофа.
С 1992 года – заместитель директора, директор представительства Тобольского нефтехимического комбината в Тюмени.
В последующие годы и по настоящее время руководитель тюменского офиса подразделений компании Сибур.
Награжден орденом «Дружбы народов», медалями «За трудовое отличие», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина», «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», золотой медали «Фонда мира», многочисленных юбилейных наград и почетных грамот. Действительный член Международной академии лидеров в бизнесе и администрировании. В 2005 году награжден дипломом и золотой медалью имени Петра Великого «За выдающийся вклад в развитие и укрепление государства Российского» от Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка.
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда: