Сегодня:
ТОР » Актуальная информация » ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ КАПИТАЛИЗМА?

ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ КАПИТАЛИЗМА?

ЧТО БУДЕТ ПОСЛЕ КАПИТАЛИЗМА?
Капитализм – это один из этапов развития человеческого общества. Левые движения в России, считающие себя прогрессивными, говорят, что после капитализма начнется постиндустриальная эпоха, или социализм. Правые движения, считающиеся консервативными, доказывают, что после социализма будет капитализм – и дальше в светлое прошлое. Есть и такие политики, которые ни о чем не думают. Они живут как в песне, что сегодня – это только миг между прошлым и будущим, в этот миг нужно жить для себя. Таких большинство.

В 1848 году Карл Маркс и Фридрих Энгельс высказали предположение, что после капитализма будет коммунизм – новая история человеческого общества безантагонистического общественного процесса производства, когда все орудия производства будут в руках государства, а вся политическая власть будет принадлежать пролетариату, оформленному в господствующий класс. Это позволит, возможно, более быстро увеличить сумму производительных сил (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 4, с. 446).
В 1875 году К. Маркс уточнил свое понятие о коммунистическом обществе, разделив его на две фазы: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, с. 27). В. Ленин в эти основополагающие предположения о коммунизме внес свою лепту, определив Советы в качестве новой формы господства рабочего класса. Итак, в основу коммунистического общества были положены три основополагающие идеи: безантагонистический процесс производства; орудия производства принадлежат государству; господствующим классом является пролетариат, политической формой правления которого являются Советы.

Карл Маркс и Фридрих Энгельс более ста пятидесяти лет тому назад высказали догадку, что после капитализма наступит коммунизм, а В. Ленин в России в 1917 году внедрил эту гипотезу в жизнь, создав в результате этого общественного эксперимента «советский социализм» как первый этап коммунизма. Реформаторы 1988–1998 годов пришли к мысли, что социализм и тем более коммунизм являются утопией, нужно возвращаться назад к капитализму. При этом заимствовали у коммунистов возможность использования революционных форм преобразования с помощью «демократических» лозунгов, вплоть до использования боевого оружия и отравляющих газов.
Идея, что после капитализма должен наступить новый общественный строй, возникла на основе изучения истории развития человеческого общества. На каждом этапе этой истории возникает новая формация, которая, по определению К. Маркса, является «обществом, находящимся на определенной ступени исторического развития, обществом со своеобразным отличительным характером» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 6, с. 442). «Исторический материализм», основанный на высказываниях К. Маркса и Ф. Энгельса, постулирует, что каждая общественно-экономическая формация характеризуется определенным способом производства, а производственные отношения являются организованной формой управления. Антагонистические противоречия между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями являются основными причинами смены каждой предыдущей формации последующей. Эта смена совершается путем социальной революции. Поскольку формации, по определению К. Маркса, это исторические этапы, то неизбежен и следующий этап после капитализма. «Буржуазные производственные отношения являются последней антагонистической формой общественного процесса производства... Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч., изд. 2, т. 13, с. 7-8).
И хотя эти доказательства будущего общества не содержат строгих научно обоснованных данных, тем не менее они могут рассматриваться как альтернативные другим таким же точкам зрения.
Из всех основных положений, определяющих смену формаций, особого внимания заслуживает тезис, что производственные отношения предыдущей формации сдерживают рост производительных сил последующей формации, которые зарождаются внутри предыдущей. В. Ленин попытался доказать, что монополизм при капитализме и является той новой формой рационального соотношения производительных сил и производственных отношений, которая может создать рост производительности труда и обеспечит постоянно растущее благосостояние общества. И в этом он оказался прав. И. Сталин развил эту идею и создал в России государственную монополию на все и вся. Результат оказался грандиозным. Россия за короткое время была превращена в гигантскую промышленную империю, с производительными силами, которые смогли противостоять почти всей капиталистической Европе во время войны 1941–1945 годов. Это был триумф новой системы, которую вынуждены были признать все ведущие политики мира (кроме Б. Ельцина и его сателлитов). Россия со своей экономической системой прочно заняла место одного из лидеров геоэкономического субъекта мирового сообщества. Но с этим согласились не все, с 1987 года без какой-либо научной основы началось реформирование производственных отношений, приведших к глубокому кризису производительных сил. Похоже, что опять повернули не в ту сторону. И главной ошибкой «новых реформаторов является отказ от монополий как основы роста производительности труда».
Сейчас только глубокий научный анализ советского социализма в рамках всего мирового сообщества позволит дать объективный ответ, является ли семидесятилетний этап и последующие перестройки в жизни России природной закономерностью или это отклонение от естественного хода истории.
Здесь следует указать, что политику развала экономики и уничтожения Родины, в которой родилось более 80 % населения СССР, за рубежом особенно рьяно поддерживали все бывшие и настоящие враги России.
Марксистская классификация общественно-экономических формаций, безусловно, является крупным научным достижением, но параметры, ее определяющие, являются не конкретными, а вернее, они не были сформулированы. Нет параметров, нет и предмета для научного анализа прошлого и прогнозов их изменения в будущем. Будущее, как и прошлое России, оказалось непредсказуемым: то ли после капитализма будем жить при социализме и коммунизме, то ли при феодализме или рабовладельческом строе.

Молодые реформаторы России видят свое будущее в прошлом и в системе рыжей приватизации. Уже идет борьба за частную собственность на землю как основу существования развитого феодализма, а рабство, в современной его форме, процветает в Прибалтике, южных и западных окраинах Российской империи.
В качестве параметров, характеризующих общественно-экономические формации, нужно выбрать конкретные отличительные черты истории развития общества. Главное – это отношение общества к средствам производства; продуктам производства; земле и недрам; человеку. Основным законом развития человеческого общества является отношение его в каждой общественно-экономической формации к вышеприведенным формам собственности. От первобытной формации до феодальной общество на каждом этапе своего развития заменяло один из видов общественной собственности на частную. В первобытной формации все виды собственности были общественными, а в феодальной стали частными. Анализ прошлого дает научную основу развития общества и в будущем. 
Начиная с капиталистической стадии, в каждой последующей формации один из видов частной собственности становится общественной, вплоть до того времени, когда все виды собственности, кроме личной, будут общественными. При этом количество будущих общественно-экономических формаций являются зеркальным отражением прошлого, но с последовательностью наоборот.
График (таблица 1) смены общественно-экономической формации показывает, что капитализм знаменует собой первый этап движения к коммунистическому обществу. Таким образом, каждая формация характеризуется определенным набором видов частной собственности. В таблице 1 каждая формация отличается от предыдущей тем, что в первые этапы истории общества каждая новая формация один вид общественной собственности заменяет на частную, а после феодального строя также последовательно в каждой новой формации один из видов частной собственности заменяется на государственную (общественную). Таким образом, каждая последующая общественно-экономическая формация отличается от предыдущей тем, что один из видов частной собственности становится общественной (государственной). От первобытной к феодальной формации количество видов частной собственности возрастает от нуля до четырех, а затем при капитализме снижается до трех. 
Если смена формации – естественный исторический процесс, то можно предположить, что в каждой последующей формации после феодального строя одним видом частной собственности будет меньше. Тогда между капитализмом и коммунизмом должно быть еще две формации. Конечно, можно объявить, что через формации можно перепрыгивать, но производительные силы от этого не изменятся и коммунизм в этом случае останется голой декларацией. Собственно, так это случилось в России, и ее семидесятилетний опыт строительства «коммунистического» общества показал, что природные законы смены формаций нельзя заменить декларацией, когда к этому не готовы производительные силы. Производительные силы – это не только количество произведенной продукции, приходящейся на одного человека в регионе или стране, а в первую очередь – это благосостояние человека и общества. Если в прямоугольной системе координат по горизонтали отложить число людей, работающих в сфере услуг, а по вертикали – число людей, работающих в сфере материального производства, то получится экспонента, в которой на заре человечества почти все работали в сфере производства, а на последних стадиях развития общества небольшая доля народа должна обеспечивать материальными благами все остальное население страны. 
Обыватель даже в сегодняшней обстановке развала экономики и политики, обнищания народа, благодаря средствам массовой информации, относится к коммунистическим идеалам больше отрицательно, чем положительно. Но дело не в словесном выражении идеологии, а ее материальном и идеологическом воплощении. Если не нравится слово «коммунизм», то можно заменить его на другое, например общество всеобщего благоденствия или христианского благополучия. Более всего коммунистическим идеалам отвечает идеология библейского рая – «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».
Пророчества Библии коснулись и современного горбачевско-ельцинского этапа истории России: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержанны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы» (Библия, изд. Русского библейского общества, США-Швеция, 1991 год. Второе Послание к Тимофею святого апостола Павла, глава 3, с. 271).
Российский эксперимент, начатый в 1917 году, оказался несовершенным, когда вместо экспроприации одного вида частной собственности (на землю и нед-ра) было передано в государственную собственность сразу три вида ее. Сегодня в любой развитой капиталистической стране «социализма» больше, чем в бывших социалистических странах. И этот факт случился потому, что теоретики коммунизма, выявив законы развития человеческого общества в прошлом, не сумели с достаточной достоверностью спрогнозировать его на будущее. Следствием отсутствия теоретической базы появились многочисленные не- обоснованные «законы», которые к естественным природным процессам развития человеческого общества не имеют никакого отношения. 
Одно время очень модной в теории «советского социализма» была идея развития общества по спирали. Следуя этому «спиральному закону», вместо дальнейшего развития, совершенствования и улучшения предыдущей формации «советский социализм» начал механически впитывать в себя некоторые особенности прошлых общественно-экономических систем. От капитализма взяли монополизм; от феодализма – закрепощение человека за местом жительства; от рабовладельческого строя – замену заработка пособием на существование; от первобытной, первобытно-общинной и позднеобщинной систем – натуральный товарообмен и уравниловку. Естественно, появились и характерные черты, свойственные созданному строю. Прежде всего, развили принцип недоверия человека к человеку, что породило беспрецедентный в истории человечества бюрократизм и формализм; производительность труда и качество продукции заменили планом; дефицит продуктов труда сделали всеобщим, что породило государственную и создало условия для частной спекуляции и коррупции. 
В результате «советский социализм» создал условия труда и морали, замедляющие темпы роста благополучия человека. Вместо обеспечения условий постоянного, более быстрого, чем при капитализме, экономического роста создавались трудности, которые затем под многочисленные лозунги с энтузиазмом преодолевались. 
В годы перестроек с 1988 года все, что было отрицательным, осталось, а от всего положительного отказались. В результате экономика переросла в обвальную; криминальная деятельность стала почетной; сотни «сталинских» ГУЛАГов постепенно заменяются одним – всероссийским; главной атрибутикой городов стали тюремные решетки на окнах и металлические двери в квартирных камерах; спекуляция и коррупция переросли в государственный бандитизм; служение Родине заменили воинской повинностью, русский язык постепенно вытесняется иностранным. 
В этой бесконечной чехарде перестроек, беспрецедентного политического цинизма, страха за жизнь и существование постепенно терялись человеческие ценности. 
Но, несмотря на неясность доказанности с научных позиций «законов» развития советского социализма как фазы коммунизма, государство с этим строем экономически развивалось быстрыми темпами. В этой ситуации может возникнуть сомнение относительно существования естественных, природных законов развития человеческого общества, независимо от самого человека. И здесь можно задать несколько вопросов. Существуют ли эти природные законы, управляющие развитием природы и человеческого общества? Если эти законы есть, то как развивается общество, не зная их, и какие формы управления являются рациональными? 
Ответ на первый вопрос можно получить, изучая историю развития природы и роль органической жизни в ней. 
История Земли от начала возникновения явной жизни на ней называется фанерозоем, он начался 675 миллионов лет тому назад в начале вендского периода на границе палеозойской и рифейской геологических эр. С этого времени жизнь была подвержена многим геологическим катастрофам. Каждая из них определяла возникновение новых экологических сообществ растительного и животного мира, взаимосвязанного с окружающей неорганической средой. Сейчас уже становится ясным, что эти катастрофы не случайны и управляются всеобщим законом существования Вселенной, которая периодически возникает и уничтожается через каждые 35,2 миллиарда лет. На определенном этапе этого развития возникла экологическая среда, способствующая появлению человеческого сообщества. По предварительным расчетам, эта среда должна продолжаться 2,6 миллиона лет, а сегодняшний этап находится на конечных стадиях этого времени. 
Всеми процессами на Земле и во Вселенной управляет закон с началом точки отсчета 18,55 миллиарда лет тому назад. Следующая точка отсчета в этой бесконечной повторяемости периодов возникнет через 16,65 миллиарда лет. В этом абсолютном времени определяется рождение планет и звездных систем. От него зависит последовательность смены экологических обстановок и жизни внутри них. Древние и многие современные философы, не зная о физической природе времени, интуитивно предсказывали его существование в виде духа или иных других аналогичных понятий. Идеализированное представление о времени заложено и в религии. И только сравнительно недавно время стало возможным рассматривать как показатель неоднородного физического поля, которое объективно, независимо от человека, определяет ход развития бытия. 
Если через время можно определять бытие и смену экологических сообществ, в том числе и человеческого общества, то нет сомнений и в наличии объективных законов существования самого общества с теми же законами, которые определяли смену и развитие геологических ассоциаций в фанерозойской истории Земли. В истории развития человека можно назвать, по крайней мере, один главный из них – это закон всеобщего благоденствия. Каждый человек и даже государство стремится к тому, чтобы в будущем жить лучше, чем в прошлом. В каждый данный момент или в определенную историческую эпоху существует несколько путей реализации закона, и нужно выбрать наиболее быстрый из них, который ближе всего будет к достижению конкретной конечной цели. Цель эта все время будет богаче и отдаленнее. И чем длительнее на перспективу избранные пути реализации цели соответствуют благоденствию каждого человека в отдельности, тем правильнее выбран этот путь. 

Одним из главных параметров закона всеобщего благоденствия является выбор наиболее оптимальных взаимоотношений человека и общества, которые развиваются неравномерно. Неравномерность развития является объективной и во многом зависит от положения в обществе одаренного меньшинства. Человек и общество развиваются более быстрыми темпами, если созданы условия, когда каждый в отдельности человек имеет возможность проявить свои творческие возможности и инициативу для повышения личного и общественного благосостояния, а общество через систему налогообложения и государственных льгот стремится улучшить общественное благосостояние человека. В примитивном изложении нормально развивающееся общество борется против бедности, а при аномальном развитии – против богатства. 
Стремление познания сущности бытия, особенно общественного, постоянно сдерживается противоречием, заложенным в самой природе человека. Каждый человек индивидуален по своим умственным, физическим и духовным особенностям, выдающееся проявление которых в обществе вызывает зависть и стремление к примитивной уравнительности. Феномен выдающейся способности человека вступает в конфликт с обществом, которое своим большинством стремится принизить или уничтожить его. И только когда активная часть общества достигает уровня понимания феномена, общество признает его и даже начинает его фетишизировать. 
Губительными являются любые противопоставления, когда, например, гуманитарные науки противопоставляются естественным. В конечном счете это приводит к ликвидации самой сущности познания природных законов и является не чем иным, как стремлением затормозить естественный ход истории. При советском социализме провозглашение лозунга более привилегированного положения гуманитариев над естествоиспытателями привело к тому, что в советской политэкономии ни одна формулировка не отвечает требованиям закона, явления или закономерности. Скорее всего, это предположения, доводы, лозунги или умозаключения. Даже «закон» стоимости состоит из перечня качественных характеристик и не доведен до уровня функционального уравнения, поэтому не используется и не может быть использован в практической деятельности. 
Итак, после капитализма следующей формацией является социализм. Во многих развитых странах он уже существует. 
Советский социализм и социальный «капитализм» реформаторов последнего десятилетия далеко отошли от естественного, природного закона всеобщего благоденствия, и теперь требуются новые радикальные реформы, чтобы исправить ошибки прошлого и настоящего. В условиях административно-командной системы это сделать было невозможно. В условиях российской перестройки, начатой в 1988 году, была сделана попытка заменить эту систему общественно-командной, а затем командно-финансовой. Опыт первого десятилетия показывает, что это еще хуже. Когда реальная власть перешла от партийного аппарата к реформистскому, последовал еще один виток в нищету. Власть в том виде, как она есть сейчас, олицетворяет командно-финансовую систему государственного бандитизма. Это прежде всего система коллективной безответственности, роста бюрократизма и игнорирования законности. Складывается впечатление, что молодые реформаторы выполняют чей-то заказ, а не руководствуются национальными интересами народа. Это хорошо видно по результатам главной реформы века – суверенизации. Авторы этой реформы хорошо понимают, что главной причиной раздора, антагонизма и войн являлась территория, территориальные границы. Чтобы разобщить народы и нации, нужно укрепить границы между ними. Чем больше национальной или территориальной автономии в рамках одной страны, тем больше антагонизма сегодня и в будущем будет заложено между различными национальностями и народами этих территорий.
Враги России, чтобы принизить или даже уничтожить ее, в качестве главной задачи всегда ставили укрепление ее национальной и территориальной разобщенности. К примеру, в 1944 году рейхсфюрер СС Гиммлер в качестве одних из главных условий создания русской освободительной армии для борьбы против СССР потребовал от А. А. Власова отказ от Крыма, создание у казаков собственного правительства и предоставление нерусским народам широкой автономии. Спустя сорок пять лет после победы над фашизмом эти требования снова всплыли на поверхность и даже были возведены в ранг государственной политики многих республик.
В безантагонистическом обществе люди любых национальностей и этнических групп должны быть равны между собой и иметь равные права независимо от места жительства. Равные права по всем вопросам, включая национальные, религиозные и др. Для удобства управления государство может разделяться на зоны, которые могут быть названы краями, областями, губерниями, штатами или другими аналогичными названиями. В России удобнее всего такое деление провести по часовым поясам или линиям, параллельным им, от южных до северных границ, независимо от современных республиканских и других границ. Россия должна быть единой и неделимой, равной и равноправной для любого человека, сообщество которых является единомышленниками в рамках единых государственных границ с единым российским гражданством.
Культура, язык и другие исторические ценности являются общенародным достоянием и общедоступными для каждого человека в отдельности.
Все изложенное выше можно рассматривать как попытку теоретического решения проблем развития человека и общества и предложения по разработке новой программы общественного движения не только в России, но и за ее пределами. Как бы ни ругали, вплоть до запрета, коммунистические движения, какие бы партии и союзы ни возникали со своими программами, в конечном итоге общество придет к коммунистическим идеалам. Никакие диктаторы и реформаторы, демократы, охлократы и анархисты не остановят этот природный закон движения к обществу всеобщего благоденствия.

Профессор, доктор наук, член-корреспондент АН СССР, 
лауреат Ленинской премии и Премии Правительства России 
И. И. Нестеров (2001 год)
Просмотров: 637
Комментарии:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда: