Сегодня:
ТОР » Актуальная информация » Городу Надыму 45 лет. Воспоминание ветеранов Надымского землячества.

Городу Надыму 45 лет. Воспоминание ветеранов Надымского землячества.

Городу Надыму 45 лет. Воспоминание ветеранов Надымского землячества.
ПОД НЕБОМ НАДЫМА ДУША ОТДЫХАЕТ
 Надым — это молодой и небольшой город, образовавшийся из небольшого поселения 501 стройки: Салехард — Надым — Игарка. 
Надым — чистейший город в России. Даже весной, когда по определению должно быть всё грязно и ужасно, там чисто и свежо. Летом вы будете видеть только ухоженные улицы и зелёную траву, озаряемую солнцем. Причём, это будет происходить круглые сутки. Да-да. Это не опечатка! Здесь все три месяца лета светит солнце. Нет ни закатов, ни восходов. Зато луна движется, и, когда они с солнцем на одной оси, то выглядит это завораживающе. 
А что на счет зимы, спросите вы? Зима тут суровая, но если вы её не любите, то тут обязательно полюбите. Такой красоты вы не увидите нигде. Чистейший снег, переливающийся под солнцем. А ночью миллионы мерцающих звёзд на небе. В Надыме вы сможете увидеть северное сияние — красивейшее явление природы. 
В Надыме раз в год проходит, так называемый, День Оленевода. На нём можно посмотреть и потрогать оленей, посетить жилище коренных народов чум, где вам расскажут и покажут, как живут и выживают в тундре. Вы сможете наблюдать различные соревнования оленеводов, купить интересные приспособления жителей и просто отлично провести время. 
Надым — это не только красивый город, но и один из главных центров нефтегазодобычи. За сорок пять лет, с начала его существования, Надым превратился в мощнейшую газовую базу страны. Он растёт, хорошеет, динамично развивается и вносит достойный вклад в устойчивое развитие экономики Ямала, Тюменской области и России. И, кстати, здесь проживают самые отзывчивые, приветливые и добрые люди, собранные с разных уголков России. Здесь ты найдешь себе достойного друга, достойную работу и обретёшь любящую семью. Как поется в песне Игоря Корнилова: «Приезжаешь на полгода, остаёшься — навсегда».

МОЙ НАДЫМ

Мы помним былое. Мы помним начало: 
Тогда ещё тундра цвела. И молчала… 
Названия — тоже все были другие. 
Одно лишь бесспорно — Россия, Россия. 
Таёжные тропы. И просто — бураны. 
Снега — необъятные. Холодно. Странно. 
В бочках жили и в балках, умывались снегом. 
Жизнь тяжёлая была, но с большим разбегом. 
Покорились сильным тундра и тайга, 
Отступили вечные белые снега, 
Прошлое исчезло, словно некий дым, 
Город появился с именем «Надым». 
Лесотундра, тундра, кое-где тайга, 
И повсюду — реки, болота, снега. 
Площадь необъятная; нефть, природный газ, 
Трудно и представить то, что есть сейчас.
 
Ведь объём поставок — четверть по России. 
Это ли не подвиг мужества и силы?! 
Климат, — как и прежде — холоден, суров, 
Но совсем другое — корень всех основ: 
Мужество и братство, коллективный труд. 
Победили холод, создали уют. 
Строится дорога «Салехард — Надым», 
Современный город. Дорог нам Надым. 
Столько в него вложено сил людских, ума, 
Стал для нас он символом, — словно жизнь сама… 
Всё, что в жизни пройдено, — память — навсегда… 
Трудными, счастливыми были те года. 
Не забыть, не выбросить сплав любви, труда. 
Молоды и счастливы были мы тогда. 
Отступили трудности, мы ещё бодры, 
Хоть и поседели — памятью мудры, 
Но в любое время — утром, днём, в ночи, 
Гордым именем Надым снова прозвучит! 
Наша юность, молодость не ушли, как дым, 
Самым главным словом в жизни был — «Надым», 
Пусть и дальше здравствует наш Надымский край, 
По сравнению с прошлым, это — просто рай! 
Пусть под ярким солнцем плавятся снега, 
Зеленеют летом тундра и тайга, 
Не забыть нам прошлое, — с нами — навсегда! 
Самыми счастливыми были те года! 
Валентина Фёдорова


Александр ШУЛЬГА

Я прибыл в Надым в мае 1970 года из Сургута в составе участка СУ‑4 треста «Нефтепроводмонтаж» в должности прораба на строительство газопровода «Медвежье — Надым — Центр». Скажу откровенно — приехал, чтобы заработать на квартиру. Жена с сыном в это время проживали в одной комнате 4-комнатной квартиры площадью 15 м² в Тюмени. 

Под руководством опытного специалиста, бригадира Костырева Андрея, был смонтирован стеллаж для поворотной сварки однотрубок диаметром 120 мм в плети из трёх труб. Сейчас это место находится на 107 км под мостом через реку Надым. Плети из труб большого диаметра вывозить на трассу газопровода было практически нечем — не было мощной автотехники. ЗИЛы с плетью тащили тракторами, с трудом одну плеть вез Урал. Потом появились КАМАЗы, ракетовозы и работа пошла веселей. Первый потолочный стык первой нитки газопровода был сварен в конце января 1971 года по распоряжению Министерства на 22 км трассы. Первые два года было немало проблем с питанием, жильём, обеспечением работы необходимым оборудованием и материалами. Хорошо помню дома от 501 стройки на 107 км и в черте поселка Надым, в одном из них проживал некоторое время. Практически в сохранности были все объекты знаменитой «сталинской» стройки — лагеря с колючей проволокой и бараки, что вызывало боль за судьбу тех людей, которые прошли через жестокие испытания. 

Начальник участка СУ-11 треста «Севертрубопроводстрой»

Дорога на 107 км была героически военной: грязь, колея и две глубокие протоки с узкими мостками из труб. Рядом лежали «демидовские» рельсы 501 стройки, изогнутые мощной силой паводка. Досаждали комары и прочий гнус. Большим препятствием для транспорта были тундра, болота, песок. Но несмотря на все бытовые неудобства, проблемы по работе, время для нас было весёлое и стремительное. 
Героическим трудом дружной семьи народов Советского Союза в данной конкретной территории Ямала задание Родины было выполнено, страна получила большой Тюменский газ досрочно, в мае 1972 года. Вместе с нами рос, хорошел и мужал наш Надым. Считаю, что в этой победе есть и частица моего труда, я этим горжусь и рассказываю о Надымской эпопее своим внукам и правнукам.

Геннадий РАЗМАЗИН

Чем памятен мне Надым? В Надым я попал в 1976 году по своей инициативе: окончив Тюменский инженерно-строительный институт, изъявил желание работать на Севере и ректорат — спасибо ему! — мою просьбу учёл. В направлении на работу, полученном мною перед отъездом в Надым, значилось: комсомольско-молодёжное монтажное управление № 4 ордена Трудового Красного Знамени треста «Тюменьгазмонтаж». Звучит гордо, но никакой романтики от будущей работы я, признаться, не ждал. Специальность не романтическая: водоснабжение и канализация, то есть инженер по монтажу сантехнического оборудования. 
Именно мастерством и сноровкой объяснялся тот удивительный факт, что сравнительно небольшой коллектив (300–350 монтажников) справлялся с огромной нагрузкой, работая одновременно на десятках разных объектов и в самом Надыме, и далеко за его пределами (Салехард, Лабытнанги, Харп, Пангоды, Ныда и др.). Ведь именно мы запускали на строящиеся объекты — детсады, школы, жилые дома, газопромыслы, газоперекачивающие станции — тепло, воду, а на Севере это — не просто одно из условий нормального быта, но основа основ самой жизни. 
Понравился мне этот край необычными, сказочными по красоте пейзажами. И таких грибов, ягод, такой рыбалки как там, я не видел больше нигде. Но возможность насладиться всем этим, пообщаться с природой, выпадала крайне редко. 

Работа — вот кто здесь был Царь и Бог! Ни один объект не строился так, чтобы можно было в пять часов снять спецовку и отправиться домой отдыхать. Со временем не считались. Когда поджимали сроки, а случалось это нередко, отказывались и от выходных. На недели, а то и на месяцы отрывали от семьи командировки на дальние объекты. Но, видимо, хорошо человеку не там, где легко, а прежде всего там, где ему интересно, где его ценят, где может он применить свои силы и возможности на благо людям. Вот этим критериям моя надымская жизнь отвечала сполна! Говоря о прошлом Надыма, нельзя ограничиться только тем, что происходило в городе. Главное его значение в том, что он был базой, плацдармом грандиозных строек, имя которым Медвежье, Уренгой, Ямбург, система магистральных газопроводов Надым-Урал. 
Понятно, в таких условиях успех дела во многом зависел от того, кто руководил стройкой. «Генералами» на объектах, как уже говорилось, были генподрядные тресты. Они руководили как своими строителями, так и подразделениями многочисленных субподрядных организаций (в обиходе – «субчиков»). С теплым чувством вспоминаю руководителей «штабистов» «Севергастроя», «Надымгазпромстроя», «Севертрубопроводстроя», «Надымгазжилстроя», с которыми довелось работать. Их дальновидные, чёткие решения по сей день являются для меня эталоном организации строительного производства. Особенно отметил бы таких людей, как Д. С. Беляга, А. Г. Ганиев, Д. С. Катков, В. Г. Завизион, А. Ф. Бондарев, А. В. Сибирев. Каждый из них запомнился не только как прекрасный специалист, но и как личность. Одним из самых сильных руководителей важнейших строек был, на мой взгляд, Валерий Григорьевич Завизион. Как жаль, что он так рано ушёл из жизни. 
Годы, проведенные в Надыме, были для меня школой жизни. Они учили нас: не отступай перед трудностями, работай на совесть, не подводи товарищей, помогай другу в беде. И мы стараемся жить по этим заповедям. Это роднит нас друг с другом. Неслучайно бывшие надымчане, живущие в Тюмени, создали своего рода союз — «Надымское землячество». Общаемся, отмечаем вместе памятные даты, помогаем друг другу в житейских делах. 
Поддерживаю связь и с друзьями, работающими в Надыме. 
Поздравляю всех жителей Надыма с Юбилеем города. Особые слова благодарности и уважения ветеранам за их самоотверженный труд в строительстве города и освоения Медвежьего, Уренгойского и Ямбургского газовых месторождений! 
Светлая память о тех кого нет с нами. 
Доброго здоровья, радости, счастья всем надымчанам! 
С праздником, мой любимый город НАДЫМ!

Валентина ГАВРИЛОВА

В Надымский район приехала по распределению на три года после окончания Тюменского пединститута в 1970 году, а уехала в 1999 году в связи с уходом на пенсию по старости. 
Посёлки Шуга и Ныда, город Надым — три точки на карте района, где прошли годы молодости, здесь родились наши дети, внук, здесь навечно осталось моё сердце. Общий Надымский стаж семьи Гавриловых — 115 лет: мой, мужа, сына, невестки. Именно сердечная привязанность к Надыму и его людям заставляют сегодня нас, уже немолодых людей, каждый раз волноваться перед встречей с городом юности. Мои ученики до сих пор живут и работают в Надыме, узнают меня на улицах, хотя прошло 47 лет со дня моего первого урока литературы в Шугинской школе и 35 лет со дня первого выпуска в школе № 2 г. Надыма. Встречаюсь со своими учениками не только в Надыме, но и в Тюмени. Приятно была удивлена, когда в прошлом году были приглашены на встречу «Спасибо, Учитель!» я и Стоян Зинаида Андреевна. А цветы и тёплые слова поздравления получили от выпускника школы № 2 г. Надыма 1985 года выпуска Якушева Владимира Владимировича, ныне губернатора Тюменской области. Всегда с гордостью вспоминаю коллектив школы № 2, замечательных, талантливых коллег, которые в одной школе создали 4 музея, для детей вели 10 клубов и кружков — и всё бесплатно. У многих педагогов это стало хобби на всю жизнь. 

Комсомольский актив в 80-е годы вела Лариса Якушева, ей помогали Вера Иванова, Ира Руднева, Саша Калиберда, Витя Слива… Такой агитбригады, как во 2-й школе, не было больше в округе. В нашей «Северянке» занималось 60 детей. Только к юбилею — 50-летию ЯНАО, мы провели 35 концертов для школьников и трудовых коллективов. А выпускники 1989 года СШ № 2 стали создателями легендарного музея А. М. Зверева. Провели 25 встреч с его родными и однополчанами. И в этом заслуга Оли Захаровой, Люси Лучко, Павла Попова, Светы Дудченко. Школа, как и весь Надым была многонациональной: молдаване, украинцы, русские, татары, коми, ненцы, узбеки… Всегда жили дружно, весело отдыхали, трудились азартно. Одним словом — СЕВЕРЯНЕ! 
Радость и удовлетворение от работы, верные друзья на всю жизнь, неравнодушные соседи — это всё в памяти навсегда, на всю оставшуюся жизнь.

Александр ШЕСЛЕР 

Когда наш Всесоюзный ударный комсомольский отряд имени ХХVI съезда КПСС из города Перми, командиром которого я был, 28 марта 1981 года приземлился в аэропорту города Надыма, не было никакого сомнения, что мы прибыли на Север, так как мороз был около 30 градусов. Нам сказали, что мы приехали в город, название которого в переводе с ненецкого означает «Город счастья». Так всё и вышло, Надым стал нашим городом счастья. Я так считаю: самые лучшие годы прошли в Надыме. 
В город Надым нас прибыло 3 комсомольских отряда (Пермский, Марийский и Мордовский) на подготовку завода крупно — панельного домостроения к пуску. Меня определили на должность прораба монтажного участка треста «Надымгазжилстрой». 
Работы было очень много, надо было доводить до полного завершения мостовые краны, пропарочные камеры и пролёты. Работать приходилось сутками в три смены. Завод запустили за один год. Пробную продукцию приходилось готовить в очень сложных условиях, много было поломок и неполадок. Но надо было строить жильё и первый 5-этажный дом 112 серии построили досрочно. 
На ЗКПД я отработал 2 года. Мне, инженеру-строителю автомобильных дорог по образованию, работать в цехе, честно сказать, было тесно, и я перешёл работать в Надымское ремонтно-строительное дорожное управление ПО «Надымгазпром» на содержание и ремонт дороги Пангоды — ГП‑9. Там проработал до октября 1990 года, начал с прораба, затем начальник ПТО, главный инженер. Работать было не легко, всё-таки не основное производство. Обеспечение материалами было по остаточному принципу: что осталось, то и получи. Но работу мы свою делали качественно и в срок. 
В октябре 1990 года возглавил я Муниципальное дорожно-транспортное предприятие (МДТП), которое было организовано для наведения порядка, благоустройства в городе Надыме и для транспортного обеспечения муниципальных организаций. В коммунальном хозяйстве в общей сложности отработал 15 лет. Работники предприятия наводили уют и порядок в городе. Приходилось подметать город, делать ямочный ремонт автодорог, садить деревья, строить ограждения вдоль дорог, чистить город зимой от снега, а летом от песка, вывозить мусор и утилизировать его. В 2003 году ДТП и ПРЭП (Производственное ремонтно-эксплуатационное предприятие) соединили, и меня назначили Генеральным директором ПРЭП. 
В 2005 году я переехал в город Тюмень, после выхода на пенсию вступил в «Надымское» землячество, где 7 лет был заместителем Председателя Совета. 
Жена 26 лет отработала в ПТО СУЗР‑2 треста «Севертрубопроводстрой». Сын в Надыме окончил школу. 
Для нашей семьи Надым — родной «ГОРОД СЧАСТЬЯ».

Николай ДОЛГУШИН 

Моя первая встреча с этим прекрасным городом была в 1985 году, куда я был приглашён на работу в Главк «Ямбургнефтегазстрой» начальником подсобного сельского хозяйства. Направлением моей деятельности было развитие сельского подсобного хозяйства, строительство ферм для крупного рогатого скота, свиноводческого комплекса. В предприятиях ОАО «Надымгазпром» проработал с 1992 по 1999 год. С 1994 года — начальником отдела по проблемам коренного населения. Вёл работу по взаимодействию и налаживанию деловых контактов с малочисленными народами, проживающими на территории освоения газовых месторождений. После окончания своей трудовой деятельности и выхода на пенсию я переехал жить в Тюмень, но стараюсь посещать Надым. Ведь только хорошие события напоминают мне о нём, здесь я приобрёл настоящих друзей, хорошую работу и создал счастливую семью.

Клавдия УРЖУНЦЕВА

В город Надым я приехала с двумя детьми к мужу. Он работал там уже в течение года, с 1972 года. Город — один пятиэтажный дом и половина школы № 1, и кругом вагончики — основное жильё того времени. 
Нам выделили полвагончика «бугульминского». Основная моя специальность была фельдшер, поэтому я и обратилась в поликлинику, то есть в медсанчасть. Главным врачом был Швидкий Юрий Никитич. Посмотрев мою трудовую книжку и запись в ней «председатель исполкома с/совета» сказал: «Вам нужно идти в исполком», но я же хотела дальше работать в медицине. Но на работу меня принял. В это же время я училась третий год во Всесоюзном юридическом заочном институте. 
Прошло три недели, пригласили меня в исполком горсовета, предложили организовать городской архив. Отказывалась, не могла представить себя в архиве. В моём сознании архив — это что-то старое, застывшее, отжившее, не очень-то нужное. Но постепенно убедили, что для Надыма это сейчас необходимо и очень нужное. Ведь город строился быстро, шло строительство быстрыми темпами газопровода. Прибывали со всей страны строители, газовики, организовывались всё новые предприятия, строительные организации, реорганизовывались и возникали новые. Хранением документов никто не занимался. А они будут важны для истории этой всесоюзной стройки, для людей, работающих на ней. 

Согласилась. Начала ходить по предприятиям, организациям, убеждать, что нужно организовать ведомственные архивы, сформировать дела временного и постоянного хранения. Отмахивались, не хотели разговаривать, «не до этого нам сейчас». Расстраивалась, отчаивалась, но снова шла и шла, убеждала. Лёд тронулся. Назначили в предприятиях ответственных за хранение документов. Начали с ними работать, создали архивы. Выделили помещение под городской архив в подвале общежития, начали принимать в него документы с предприятий. Так и появился городской архив. Город рос, прибывали люди на стройку, формировалась инфраструктура города. Все нотариальные действия в это время выполняла секретарь исполкома. Возникла необходимость обеспечить население нотариальной службой. Я в это время оканчивала институт по специальности юрист-правовед. Пригласили в областной юридический отдел и предложили организовать работу нотариальной конторы, назначили Государственным нотариусом. Я с удовольствием начала новую службу. Работа была живая, с людьми. 
В феврале 1975 года перевели меня в исполком горсовета. Назначили инструктором по организационно-массовой работе. Началась работа с депутатами, постоянными комиссиями Совета. Как секретарь я курировала работу отдела ЗАГС, отдела социального обеспечения, орготдела охот и рыбинспекции, охраны природы и исполкомов сельских поселковых Советов. Необходимо было организовывать подготовку сессий горсовета и заседаний исполкома с последующим оформлением документов. Службы исполкома обеспечивали условия жизни, решали бытовые вопросы, проблемы строителей газопровода и города, и их семей.

Валентина ДРАННАЯ

Говорят, что Надым, в переводе с ненецкого языка означает — «город счастья». Я-то знаю, что это не так, но для меня он точно стал городом счастья! Моя семья приехала в Надым в 1979 году. Поселились мы в вагончике, или как их называли в народе — в балке. Поступила на работу в отдел архитектуры горисполкома. Коллектив был молодой, все моложе 30 лет. Работа была очень интересная, город строился, благоустраивался, поэтому отдел архитектуры был в эпицентре всех событий. У нас была тесная связь с архитекторами из ЛенЗНИИЭПа. Какие это были творческие люди! 

В 1987 году открыл свои двери Дом природы, и В. А. Годяева, его директор, пригласила меня на должность методиста. Я с удовольствием согласилась, мне всегда нравилось живое общение. Нам выделили автобус, на котором мы проводили экскурсии по городу, в кедровую рощу, на реку Надым, в лес, на сопки. Мне посчастливилось 22 года проработать в Доме природы, из них 12 лет его директором. Деятельность Дома природы к этому времени основывалась на стационарных и постоянно действующих выставках: «Этнография. Народная экология ненцев»; «Животный мир Приполярья»; «501-я стройка»; «Экология северных территорий»; гостевой чум. Были собраны уникальные коллекции: камней и минералов, энтомологическая, палеонтологическая, фотографическая и другие.

Иван ЗАИКА

Моя северная эпопея началась 5 декабря 1971 года с пешего перехода в студеную пору из п. Лабытнанги в аэропорт Салехарда. Картинка была несколько неприятная, так как 100 пограничников в дембельской форме продвигались через р. Обь в лютый мороз с ветром. Самолётами нас перебросили в п. Надым и поселили на 107 км в помещениях бывшего лагеря заключенных, но ненадолго. Переодели в рабочую одежду и вертолетом МИ‑6 перебросили в п. Пангоды, которого практически ещё не было. Подходило к концу строительство овощехранилища для ОРСа № 9, вот туда нас и заселили, а мы ему присвоили название «Отель Пограничник». 

В Надым, непосредственно, я вернулся в 1977 году, когда был избран секретарем комитета комсомола с правами райкома в тресте «Надымгазпромстрой». Это было прекрасное время активной работы. Родилась идея построить памятник Николаю Островскому. В СУ‑34 была сформирована бригада им. Н. Островского. Она занималась непосредственно строительством железной дороги: Ст. Надым — Пангоды — Н. Уренгой. И общими усилиями трёх комитетов комсомола: «Надымгазпромстроя», «Севергазстроя» и «Надымгазжилстроя» мы построили памятник возле школы № 1. Сам лично занимался монтажом и сваркой конструкций памятника, которые отлили комсомольцы треста «Надымгазжилстроя». Много удалось сделать хорошего для молодёжного движения, для города с комсомольским билетом, так как это была настоящая жизнь и работа на благо!

Людмила УЛЬЯНОВА

В Надым с семьей я приехала в 1984 году. Нашу семью поселили в средней девятиэтажке, принадлежащей тресту «Севертрубопроводстрой». После тобольской трёхкомнатной квартиры нужно было привыкать к общежитским условиям и трудностям северного быта, но… здесь царила доброжелательная обстановка и всё происходящее воспринимали довольно легко и непринужденно. Рабочий вопрос решился быстро. Меня взяли во вновь открывавшийся трест «Ямбурггазпромстрой» инженером гражданской обороны. Позднее перешла в трест «Оргтехстрой» в отдел вахтовых перевозок. Вахтовый метод работы тогда только зарождался, и нам пришлось его осваивать путем проб и ошибок. Я отвечала за организацию лекций и бесед среди вахтовиков, работавших на Ямбурге. В этом тресте я возглавляла женсовет, в котором многие женщины занимались в кружках по интересам. 
В 1994 году организовала общественное объединение «Детдомовское братство» по защите прав и интересов бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов, проживавших в Надымском районе. В те годы мне пришлось познакомиться со многими руководителями района, города и предприятий. И многие помогали бывшим детдомовцам с трудоустройством на работу, определить ребёнка в детский сад, помогали с жильём и решением других вопросов. 
В середине девяностых годов впервые участвовала в выборах в городское собрание депутатов, где возглавляла постоянную комиссию по социальной политике, решала те же вопросы, что и в работе с детдомовцами. Принимала всех избирателей, не деля их на «своих и чужих». Затем была избрана в районную Думу, в которой руководила постоянной комиссией по вопросам коренных малочисленных народов Севера. А в городском собрании в это время мне доверили комиссию по жизнеобеспеченнности жилищно-коммунального хозяйства и связи. Выезжая в национальные и трассовые поселки, словом и делом решала проблемы жителей района. Я инициировала и активно проводила депутатские рейды, которые освещались в СМИ.

Валентина ЗАЦЕПИНА

В апреле 1972 года мы с мужем по вызову приехали в Надым и сразу же приступили к работе в строительном управлении № 39 треста «Надымгазпромстрой», я бухгалтером по заработной плате, а муж бригадиром монтажников. Контора находилась в п. Пангоды, в бывшем лагерном бараке, а после был построен блок из шести вагончиков. 
Остро стоял жилищный вопрос: двухэтажные «бамовские» дома заселялись самовольно, да их и не хватало, но так как они ещё не были сданы в эксплуатацию, то судьба жильцов этих домов была непредсказуема. Эту «судьбу» мы испытали с мужем в первый же день, когда на утро все наши пожитки были выброшены в окно рабочими с прорабом. Пришлось поселиться в военной палатке, в которой проживало уже 23 мужчины. Нам отгородили уголок досками, буржуйку топили 24 часа в сутки, но всё равно было холодно. 

Вспоминая то время, хочу сказать, что трудились люди с полной отдачей, понимая важность этой стройки, между людьми царила атмосфера доброты и взаимовыручки. Я работала с людьми, в управлении было более 500 человек, которых знала наизусть. Приходилось выезжать на объекты ГП‑1, ГП‑3, ГП‑5, ГП‑9, выдавать зарплату два раза в месяц (аванс и окончательный расчёт). Так же приходилось выезжать в Надым. В больницу, в банк, в трест, обычно летали на АН‑2, вертолётами, а при нелётной погоде пользоваться зимниками, которые были разбиты трубовозами. Случались и аварии. Летом 1975 года мы летели на ГП‑9, везли пропановские, кислородные баллоны, огромные задвижки, и на высоте 15 метров отказал задний винт, вертолёт стало закручивать спирально, и только чёткие действия командира вертолёта не допустили взрыв. 
В 1976 году контора переехала в Надым, я стала работать заместителем главного бухгалтера в ДСУ‑26 треста «Надымгазпромстрой». После развала треста работала главным бухгалтером в СУ‑10 «Арктикнефтегазстроя». В 1995 году вышла на пенсию и переехала в Тюмень. 
Я благодарна судьбе, которая связала меня с Севером. Надым стал для моей семьи родным городом, здесь выучились мои дочери, которые подарили нам трёх внуков и правнучку.

Александр КУЛЬБАШНЫЙ 

После окончания Тюменского медицинского института в 1971 году я получил распределение в Тюменскую областную больницу в качестве врача-анестезиолога, где проработал до 1976 года. Потом мне предложили работу по специальности в ЦРБ г. Надыма. Приехал в Надым летом. Город понравился: компактный, благоустроенные крупнопанельные дома чередовались с балками. Больничка небольшая, располагалась в приспособленных помещениях, балках. Коллектив дружный. 
Главный врач, Ю.Н. Швидкий — молодой, энергичный, надёжный хозяин больницы, с которым можно было решать любые рабочие вопросы. 
Работа врача-анестезиолога довольно насыщена, а так как штат больницы не позволял иметь две ставки врачаанестезиолога, приходилось работать круглосуточно с небольшими перерывами на сон и отдых: обезболивание операций (проведение наркозов), противошоковые и реанимационные мероприятия, экстренные санзадания в поселки района, ведение больных. Кроме этого, помимо основной работы мне необходимо было заниматься службой крови: агитация донорства среди населения, забор крови для нужд больницы. 
Постепенно город расстраивался, население увеличивалось, и больница уже не отвечала требованиям времени. В 1985 году вступила в строй новая замечательная больница с большими светлыми палатами, плановыми и экстренными операционными и перевязочными, оснащённая новейшим оборудованием. Открылось реанимационное отделение на 12 коек, а штат врачей-анестезиологов насчитывал уже 16 человек. Работа продолжалась, но уже в более комфортных условиях. Из Надыма я уехал в 2005 году, но мысленно до сих пор там, в своём любимом городе, своей родной больнице.

Клавдия ТРУХИНА

Время прибытия на 107 км — 2 августа 1966 года. Первое, что увидела — ненецкий чум, куда входили дети. Впервые увидели коренных жителей. Встречали они наш теплоход «Ом» доброжелательно. Прибыло сразу 280 человек. Со 107 км вертолётом вывезли в Надым. Что поразило: песок. Дикий ужас!!! Зелени мало. Из цветов: ромашки, иван-чай. Были готовые дома, больше барачного типа, улиц не было. 
Назывался посёлок Новый Надым. За аэропортом была железная дорога, ходила дрезина Надым — Салехард. Ею пользовались местные жители: связист, продавец, метеорологи, всего 8 человек. 
Август был тёплый, хороший месяц. Мы все разделись. Это было удивительно! 

Дико: колючая проволока торчала везде. Посуду привезли всю с собой, даже половые тряпки, так как нас предупредили, что ничего там не купим. Как менялся Надым? Все пустые дома при нас заселили, дали свет. Продукты в магазине съели за неделю (были рассчитаны на местных 8 человек). Пришлось завозить вертолётами и баржами. 
Школу до 7 класса сделали в пустом старом здании. Учеников по 3–5 человек в классе, больше было малышей. Двух педагогов прислали из педучилища. Привлекали специалистов из Полноватской (стала называться Надымской) экспедиции. Детского сада не было. Мамы, если могли, работали, я сидела с детьми дома. 
Осенью собрали богатый урожай морошки, голубики, брусники. В озере Янтарном было огромное количество карасей. Муж поймал великана: длина — 52 см, вес — 3,5 кг. Мужчины увлекались охотой: много было утки. 
Письма писали с обратным адресом: пос. Новый Надым, Трухиной К.А. Разговаривали по телефону, была хорошая связь из радиорубки.
Запомнились тёплые семейные отношения в поселке. Начальник экспедиции Бузулуцкий Пётр Васильевич, участник ВОВ — семейный, душевный человек. Запомнился геолог Иван Кулиш, всегда приветливый, умел убеждать людей. 
Мужчины все работали вахтовым методом на буровых: 7 дней работают, 3 дня выходной.

Под небом Надыма

Делами на выезд работа полна,
И я уезжаю, Надым покидая.
Чужая столица, другая страна
Меня увлекают просторами рая!
А я по Надыму скучаю везде,
И где б ни бывал я, во сне его вижу,
Лечу в небесах и плыву по воде,
Ямал мне, всё-таки, ближе…
Под небом Надыма душа отдыхает,
Здесь климат суровей, но чувства теплей.
На севере часто такое бывает —
Где меньше условий, там люди добрей!
Пройду по аллеям, дарящим уют,
А мысли склоняют к бульвару Стрижева,
Где вместо растений улыбки цветут,
И ценятся теплые дни выходного.
Там редко, но только с любовью дарят
Цветы из Голландии — дальнего края,
И часто с теплом о тепле говорят,
Об отпуске летнем мечтая!..
Под небом Надыма душа отдыхает,
Здесь климат суровей, но чувства теплей.
На севере часто такое бывает —
Где меньше условий, там люди добрей!
Елена Яхницкая

Виктор РУБАН

Не я придумал это выражение, но для меня оно магическое. 26 августа 1972 года я с супругой Тамарой и 3-летней дочерью Светланой ступил на надымскую землю. 
Вывозили людей из Тюмени самолётами АН‑24, АН‑26 до Салехарда, так как там была взлётно-посадочная полоса (ВПП), покрытая металлическими пластинами (военный вариант), что позволяло посадку-взлёт этих типов самолетов. А вот до Надыма из Салехарда уже только на АН‑2 («кукурузник») можно было долететь, ведь в Надыме была только накатанная песчаная ВПП в районе нынешнего города. 
И вот 6 сентября 1972 года я уже прораб СУ‑41 треста «Севергазстрой», 11 января 1973 года на общем собрании представителей строителей газопровода «Медвежье — Надым — Пунга» я был избран заместителем председателя объединённого постройкома строительства при штабе в Надыме, где куратором стройки был заместитель министра В.А. Васильев. Именно здесь я осознал масштабы развернувшихся «сражений» советских людей за природные ресурсы, которыми располагает необъятный Крайний Север Тюменской области. 

Затем, работая в первом трассовом тресте «Надымгазпрострой», созданном в 1971 году, именно для обустройства газовых месторождений — главным диспетчером, председателем профкома и в течение 10 лет заместителем управляющего трестом по кадрам и быту, я всем своим существом осознал и масштабы строительства, и проблемы, которые нужно было решать в условиях трассы, буквально ежедневно, ежечасно, причём в условиях бездорожья и отсутствия необходимых коммуникаций. Наградой для меня была возможность жить и работать рука об руку с выдающимися руководителями этой эпохи: В. В. Стрижовым, В. Д. Чернышовым, Е. Ф. Козловым, Ю. П. Гоциным и десятками других, если не сотнями людей, которых можно было причислить к кагорте «избранных судьбой Надыма». А Юрий Васильевич Неёлов — это ведь руководитель уже новой формации, талантливо соединивший богатую практику времен СССР и совершенно смелые проекты сегодняшнего дня, которые даже десятилетия спустя актуальны и современны.

Анна РЯБОВА

13 сентября 1973 года прилетела в этот приполярный город. Тюменская областная контора «Стройбанка» направила меня в Надым в качестве заместителя управляющего отделением. Никто нас не встретил, сама нашла банк, который располагался по ул. Комсомольской, 1. 
Банк обслуживал дирекции по обустройству и строительству объектов месторождения «Медвежье», по строительству газопроводов, промышленные предприятия города, тресты и другие организации и подразделения трестов. Все банковские операции по счетам производились вручную, и весь большой объём работы выполнял коллектив, состоящий из 12 человек. Работали допоздна, нередко при свечах, зимой мерзли руки. Но надо отдать должное — коллектив терпеливо переносил все эти неудобства. 
В 1977 году я была назначена на должность управляющего отделением. Объём капитальных вложений с 24 млн рублей в 1973 году к 1977 году увеличился до 100 млн, а к 1987 году достиг двух млрд рублей. Численность коллектива к этому времени увеличилась до 100 человек. 
С 1974 по 1987 год я избиралась депутатом городского совета народных депутатов, в первый созыв была утверждена председателем планово-бюджетной комиссии, а в последующие созывы — председателем комиссии по строительству. Совмещение общественных обязанностей с должностью управляющего «Стройбанка» способствовало большому воздействию на руководителей — заказчиков и строителей, помогало добиваться от них своевременного и качественного выполнения работ по вводу объектов жилья и соцкультбыта в городе. Многие объекты, в которых нуждался город, не были включены в планы строительства и, соответственно, не обеспечивались финансово. Надымское отделение «Промстройбанка» брало на себя ответственность, изыскивая с заказчиками — в первую очередь с дирекцией по строительству газопроводов и объединением «Надымгазпром», средства на строительство таких объектов. Так в городе появились спортивный комплекс, музыкальная школа, кирпичный завод, школа в п. Старый Надым и другие объекты.

Здесь не было проспектов

Здесь не было проспектов, 
Оркестров, манифестов,
Лишь лозунги: «Построим и дадим!»
Теперь на этом месте
Мы радуемся вместе,
Ты стал прекрасным городом, Надым!
А годы пролетают,
Как снег весною, тают,
И я с годами становлюсь седым.
Немного жаль, ну что же,
Ты мне еще дороже,
Люблю тебя по-прежнему, Надым.
Надым, ты стал мне другом,
Делю с тобою вьюгу
И прелесть белых северных ночей.
К тебе, как в небо птица,
Душа моя стремится,
Как к озеру Янтарному — ручей.
Ты близок мне и дорог,
Родной любимый город,
Пусть небо будет чистым над тобой.
А я — твоя частица,
И рад тобой гордиться,
Ведь мы с тобою связаны судьбой.
А ты не увядаешь
И с каждым днем мужаешь,
Но все же остаешься молодым.
Тебя я поздравляю
И от души желаю —
Живи, цвети и радуйся, Надым!
Сергей Гудков

Лидия ТАРАБРИНА 

«Мой Надым» не просто слова, — это вся моя жизнь, наполненная глубоким содержанием, высокой результативностью, творческими технологиями. Каждый день, каждый год, каждое дело в моей жизни — это значимые страницы, скромно вписавшиеся в историю Надыма. 
Восьмидесятые годы — это период создания условий для развития системы образования. А это строительство новых школ, капитальный ремонт существующих, это подбор команды, профессионально способной решать сложные задачи. 
Этим я и занималась. Команда была подобрана из числа грамотных управленцев, с высоким профессиональным потенциалом: М. Н. Лавров, Т. А. Цветкова, В. А. Запольская, Л. Г. Зверянская, Г. М. Момотова, Т. Е. Рябцева, Н. Ф. Сенина, Т. А. Якушева. Уже тогда система образования подавала надежды на высокий статус на Ямале. 
Уместно вспомнить руководителей управления образования, на плечи которых выпало становление коллективов школ — новостроек. Это В. П. Колосова, Ю. З. Липин, Г. С. Пономарева, Ж. Я. Пехотная, Р. Н. Гученко, Л. Ф. Ишкина, В. Н. Иванова, А. Н. Рябцева, В. Г. Горняк, Н. П. Плющева, Д. С. Серова, Н. П. Гненная, А. Г. Кузнецов, С. Г. Ситнер. 
Находясь в управлении системой образования более 30 лет, я могу со знанием реальных событий в эти 45 лет говорить: то было счастливое время. Именно в эти годы Надым заявил о себе как очень успешный самостоятельный город. Именно в это время были сформированы лучшие традиции, сплачивающие жителей Надыма вокруг актуальных задач развития города. 
Детское творчество представляет Надым в ГД РФ. Создан Музей образования, установлен памятник Учителю, открыт Центр патриотического воспитания детей, успешным был проект «Школьный инспектор», для детей с ослабленным здоровьем открыл двери Центр медико-социально-педагогической реабилитации. А «Реальная школа» (вечерняя) помогла сотням детей получить среднее образование, которые не смогли по тем или иным причинам учиться в обычных средних. 
Совершенно уникальным на Ямале был проект в Надыме «Центр мониторинга», который готовил детей к ЕГЭ, оказывал помощь, чтобы сориентироваться в профессии, учителя получали объективную картину знаний учащихся. Заработал проект «Сетевой город» на базе качественно созданной информативно-образовательной среды муниципалитета. В каждом образовательном учреждении появились сайты. 
Хорошим стимулом для управления образования была традиция вручать лучшим образовательным учреждениям грант «За значимый вклад в развитие системы образования Надыма». 
Интересен опыт публичных докладов начальника департамента образования перед населением, как форма диалога и получения обратной связи по состоянию дел в системе образования. И вот такой уровень образования стал возможным благодаря сетевому профессиональному взаимодействию. Система образования Надыма в эти годы была признана инновационной площадкой Ямала.

Николай ТАСОВОЙ

С детства я восторгался северной природой, её суровыми пейзажами, полярной ночью и полярным днём, северным сиянием. Восхищался мужественными людьми — покорителями Севера. Меня манила романтика, и я горел желанием принять участие в освоении Севера, строительстве газопроводов. Когда мне предложили поехать на Север, ни минуты не сомневался. В 1981 году, после армии, по комсомольской путевке я оказался на Севере. Так сбылась моя мечта. 
Хорошо помню, как приехал 26 октября 1981 года в Надым. Город встретил меня 30-градусным морозом и красивейшим цветным северным сиянием. Свою трудовую деятельность начал водителем в строительном управлении землеройных работ № 2 (СУЗР‑2), которое входило в состав одного из крупнейших трестов Севера «СеверТрубоПроводСтрой» (СТПС), проложившего более 8 000 км газопровода диаметром трубы 1 420 мм. 
Работать приходилось на многих марках автотранспорта. Вагон-городок располагался на 86 км трассы Уренгой — Помары — Ужгород. За четыре года построили семь газопроводов: Уренгой — Петровск, Уренгой — Челябинск, Уренгой — Новопсковск, Уренгой — Помары — Ужгород, Уренгой — Центр‑1, Уренгой — Центр‑2. В их строительстве я принимал непосредственное участие. 
В 1985–1986 году начали осваивать новое Ямбургское месторождение. Сейчас о нём говорит вся страна. Крупнейшее месторождение, огромные масштабы строительства и удивительные люди — профессионалы своего дела: главный инженер В. А. Юрьев, механики — братья Ф. Ф. Садыков и Ф. Ф. Садыков, А. Е. Темников, Л. К. Смирнова, Н. И. Просветов, Н. К. Малышев. 
Приходилось трудно. По 15 часов добирались мы к объектам по бездорожью. Всё тело ныло от тряски и усталости. Иногда застревали в сугробах. Тогда в ход шла лопата. В вагон-городке не всегда хватало спальных мест. Приходилось ночевать в машине. На Ямбурге удивительная природа. Плоская как блюдце тундра, которая просматривается на десятки километров. После полярного круга, далеко вперед виден чистый горизонт, белая мгла и снег. 

Здесь на Севере я встретил будущую жену. В СУЗР — 2 инженером ОТиЗ работала молодая красивая девушка Светлана Лихачёва. В 1984 году шумно и весело сыграли свадьбу. В 1985 году родился наш первенец сын Евгений. В Надыме успешно закончил школу № 1. Поступил и закончил ТГНГУ. Потом несколько лет в суровых условиях осваивали Заполярное нефтегазовое месторождение. Командировки на Дальний Восток в Де-Кастри, строительство нефтепровода проекта «Сахалин‑1». Работа работой, но была огромная тяга к учебе. Вначале курсы в УКК «АНГС» по профессии механика автотранспортных средств, по профессии инспектор отдела кадров. Затем Оренбургский аграрный техникум по специальности техник-электрик и Тюменский государственный нефтегазовый университет. 

На Севере прожил, честно отработал 36 лет. Свой профессиональный путь начал с водителя, затем механик и главный механик в СМУ‑60, заместитель начальника службы механизации ОАО «СТПС». Эта организация стала для меня поистине родной. Отработал в ней 26 лет. За добросовестный труд награжден почётной грамотой «Минтопэнерго», Министерством энергетики РФ присвоено звание «Почётный строитель» за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса, ветеран труда. 
С уверенностью могу сказать, что на Севере живут самые замечательные люди. С гордостью могу назвать своими лучшими друзьями В. П. Короткевича, В. И. Короткевич, В. Г. Вовк, Л. В. Пьянкову, Л. А. Дубову, А. И. Рубанова, Ю. В. Котова и безвременно ушедшего Э. Б. Ахмедова. Сегодня я счастливый отец двух детей сына и дочери и дедушка двух внуков. Нахожусь на заслуженном отдыхе. С теплом и любовью вспоминаю Север и Надым, как славную страницу своей биографии.

Водителем быть нелегко,
В мозолях руки регулярно.
И ездить надо далеко
Нам в город Ямбург заполярный.
Мотор натужено ревёт,
Машина с грузом и прицепом,
А за окном метель метёт,
Смешав в едино землю с небом.
След в след машины едут точно,
Ведь сделан важный там проект.
Спешат доставить грузы срочно
На грандиозный стройобъект.
Николай Тасовой

Просмотров: 456
Комментарии:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда: