Сегодня:
ТОР » Мнения » Сергей ШАТОХИН: Большая Тюмень требует неординарных решений

Сергей ШАТОХИН: Большая Тюмень требует неординарных решений

Сергей ШАТОХИН: Большая Тюмень требует неординарных решений
Несомненно, что политика второй индустриализации области и не ослабевающее внимание к поддержке развития регионального аграрного сектора, заявленные и модерируемые губернатором, дали весьма заметные экономические результаты. Наш валовой региональный продукт (ВРП) за последнее десятилетие резко вырос, темпы его повышения и сейчас в разы превышают темпы роста ВРП подавляющего большинства субъектов РФ и консолидированного валового внутреннего продукта (ВВП) Российской Федерации. 
К сожалению, не все важнейшие сегменты экономической деятельности попали в поле зрения региональных властей, а потому в них накапливаются проблемы, которые в скором времени могут стать достаточно заметными и начнут реально тормозить дальнейший рост инвестиционной привлекательности нашего региона. Да и механизмы организации инвестиционной активности на территории устаревают, их конкурентный потенциал во времени явно падает.
А ведь Большая Тюмень – это необычная территориальная конгломерация. Здесь живут люди со всего Советского Союза, которые с нуля возвели мирового значения Западно-Сибирский нефтегазодобывающий комплекс. Они ехали сюда не только «за длинным рублем», но и за подвигом, за романтикой, «за туманом и за запахом тайги». Это упорные по характеру люди, да еще с последующей сибирской огранкой, а потому с таким населением можно идти на новый «прорыв».
Юг области всегда был надёжным тылом этого стремительного наступления на северную тайгу и болота, здесь был собран не только первый эшелон «прорыва» на северные просторы, но на юге можно было передохнуть и восстановиться после напряжённейшего таёжного жития-бытия. Поэтому когда С.С. Собянин начал целеустремлённо инвестировать областные и северные деньги в дороги, бульвары, городские дворы, учреждения культуры, объекты здравоохранения, создал благоприятные условия для развёртывания в Тюмени торговых сетей, строительства торгово-развлекательных центров и «оседания» в них известных зарубежных потребительских франшиз, то эта активность логично продолжала укреплять статус Тюмени, как места современного отдыха, здравоохранения и развлечений, приобретения достаточного качества потребительских вещей – в общем, места комфортной и содержательной жизни. Образовательные возможности города притягивали к нему молодёжь с автономных округов, которые приобретали жильё и другие элементы комфорта, поэтому жилищное строительство и элементы рекреационной инфраструктуры города бурно развивались. За десятилетие облик и возможности города резко изменились и стали привлекательны для многих амбициозных и креативных людей, особенно среди молодёжи. Эти кадры давали возможности решать любые новые задачи на нашей территории. 

В этот же период, как показали экономические исследования нашей компании, началась быстрая переориентация местной промышленности, прежде всего, тюменского машиностроения, на исполнение заказов базового сектора экономики большой Тюменской области. Политика правительства региона позволила адсорбировать на юге области новые производственные мощности ведущих нефтегазосервисных компаний мира, что фактически дало начало созданию в южной части области кластера нефтегазосервисных услуг. Но далее работа по развитию этого кластера практически не велась. Наши предложения по этой части, которые мы в 2008-2009 гг. изложили в «Стратегии инвестиционного развития Тюменского машиностроительного комплекса до 2020 года», были областным правительством тогда не восприняты. Поразительно, но в период мирового кризиса, что, например, китайцы расшифровывают как некий шанс к новой жизни, наши органы власти и федеральные структуры тратили деньги не на обновление производства и его номенклатуры, а на то, чтобы слесари-лекальщики(!) красили заборы и убирали цеха из-за боязни призрака безработицы… 
Мировая практика подтверждает экономическую эффективность кластерного развития территорий. И концентратором внимания к достройке и полноценной активации кластера, наряду, конечно, с отраслевым объединением предприятий, должна быть региональная власть. Понятно, здесь нужны специалисты высокого профессионального уровня, способные конкретно говорить с промышленниками о кооперации и интеграции производств, о формировании инжиниринговых структур для актуальных тем промышленного развития. То есть нужны менеджеры, способные осуществить значительно более масштабные мобилизационные программы с привлечением использования федеральных и даже международных источников и механизмов инвестирования развития территорий, нацеленных на конкретный сегмент отраслевой кластеризации. 
Я уверен, что даже несмотря на достижения интернета и современные возможности отдаленного доступа к большим массивам актуальной информации, её гиперскоростной обработке и оценке с помощью искусственных интеллектуальных систем, то есть использования механизмов так называемой «цифровой» промышленности, это не понизит значимость организации кластерного развития территорий. Именно этот механизм может дать и нашей области тот синергетический эффект, который строится кластером как апелляция к территориально соседствующим инженерным и научным «мозгам», к инновационному потенциалу очно соревнующихся людей, к поиску партнёров, готовых найти решения для пограничных непрофильных проблем «скелетных» промышленных структур кластера. 
Да, это необычная для российских чиновников работа, но она очень нужна нашей экономике, нашим руководителям промышленных предприятий, нашему населению, ведь именно это может позволить нам конкурировать и побеждать в глобальном экономическом соревновании. 
Просмотров: 359
Комментарии:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда: