К судьбе претензий не имею!
В 2018 году Игорь Александрович Спиридонов отпраздновал два юбилея — шестидесятилетие работы в строительной отрасли, где прошёл путь от бригадира до президента одного из наиболее авторитетных региональных Союзов строителей в России и 80-летие со дня рождения. Предлагаем вашему вниманию интервью, которое Игорь Александрович дал федеральному изданию «ТОР».
В поисках «мандрышек»
— Игорь Александрович, расскажите о своём детстве, родителях.
— Родился я в Омске 7 мая 1938 года. Был младшим ребёнком, которого родители очень любили, но не баловали. Только став взрослым, понимаешь мудрость подобного воспитания.
В военные годы жили тяжело, впрочем, как и все. Отец, Александр Васильевич, ушёл на фронт. Было голодно. Хлеб давали по карточкам. Весной вместе с бабушкой, Антониной Михайловной, ходил на поля искать прошлогоднюю картошку, которая осталась после зимы. Называли её «мандрышками». В поисках проходил весь световой день, а в итоге домой приносили маленькое ведёрко, ведь найти прошлогодние клубни было непросто. Потом стал ходить один. Как-то ребята постарше, увидев беззащитного мальчишку с почти полным ведром, угрожая расправой, его отобрали. За «мандрышками» с тех пор бабушка одного не отпускала.
Война закончилась, когда мне было семь лет. День Победы в деталях не помню. Единственное, что осталось в памяти — ощущение всеобщей радости, которое воцарилось в городе.
В 1946 году я должен был пойти во второй класс средней школы № 18 города Омска. Перед первым сентября отправился узнать, когда начнутся занятия. Мне сказали: «Надо было раньше записываться, ты у нас не числишься. И почему без родителей пришёл?» Тогда чуть было не разревелся, и стал объяснять, что отца после окончания Великой Отечественной войны оставили в Берлине на службе. И мама уехала туда по его вызову. А я думал, раз уже окончил первый класс в этой школе, то автоматически должен быть зачислен во второй. В итоге всё же убедил принять меня. И окончил десять классов.
Родители в Германии.1946 год.
Мама, Екатерина Алексеевна, вернулась из Германии в 1946 году. Рассказывала, что квартировала у немки по имени Зельма в городе Потсдаме. По приезду туда тяжело заболела туберкулёзом. И эта женщина за ней ухаживала. Она кормила её бульоном из собачьего мяса. Маме он нравился. После выздоровления мамы, Зельма призналась ей из какого мяса варился этот целебный бульон.
Работала Екатерина Алексеевна в технических мастерских производственного объединения молочной промышленности. После выхода на пенсию там же продолжала трудиться инструментальщицей. У неё была одна запись в трудовой книжке: принята и уволена, имелась масса поощрений.
Осенью 1946 года получили телеграмму от отца, где он сообщил время приезда. Но в указанный день он не приехал. И мама стала каждый день ходить на железнодорожный вокзал — всё пыталась узнать, когда он приедет. Информацию о движении литерных поездов, перевозивших военных, не давали. А путь на вокзал неблизкий — около десяти километров. Автобус был не всегда, порой приходилось преодолевать это расстояние пешком. Мама часто брала меня с собой.
Однажды, по дороге на вокзал, встретили группу военных. Среди них был отец. Он взял меня на руки и нёс до самого дома, километров шесть. Ещё запомнилось, что из Германии он привёз альбомы с фотографиями и штук шесть губных гармошек, которые я раздарил друзьям.
Школьные друзья, 1953 год.
После демобилизации отец начал работать на табачной фабрике заместителем главного бухгалтера, а затем стал главным бухгалтером.
В 1946 году Советом Министров СССР было создано строительное Управление «Омскстрой» для строительства нефтеперерабатывающего завода в городе Омске.
Управление имело развитые базы строительной индустрии и строймеханизации, предприятия автомобильного и железнодорожного транспорта. Производство было стратегически важное. Работали на стройке в основном заключённые, а руководили процессом опытные инженеры. С 1951 года и до выхода на пенсию отец работал в этом управлении.
Жизненные университеты
— Почему решили стать строителем?
— Совершенно случайно, хотя теперь понимаю, что это была судьба! В 1955 году я получил аттестат зрелости и хотел поступать в военно-морское училище имени адмирала С. О. Макарова. С детства мечтал стать моряком. Дом наш стоял на берегу Иртыша у самого затона. По гудку мог различить, что за судно идёт по реке. К тому же в родне моей было много речников.
Но при прохождении комиссии в областном военкомате меня «забраковали» из-за зрения, которое испортил, насмотревшись на ручную сварку в затоне (я и другие парнишки часто наблюдали, как ремонтируют стоявшие на зимовке суда). В итоге не допустили до сдачи вступительных экзаменов… Это был тяжёлый удар для меня.
Тогда решил поступить в Омское речное училище на штурманское отделение. Прошёл медкомиссию. Успешно сдал все экзамены, и был зачислен на первый курс. Но при вторичной комиссии меня всё же отчислили по зрению и предложили поехать в Якутское речное училище на отделение механиков. Я очень обрадовался, но мама не отпустила.
Учиться хотелось, а всё не мог определиться, куда поступать. Сильно переживал, ведь учебный год был «на носу». И тут в газете «Омская правда» увидел объявление о приёме в мукомольно-элеваторный техникум. В приёмной комиссии техникума на столе случайно заметил листочек, в котором сообщалось, что проводится дополнительный набор в строительный техникум Министерства транспортного строительства. Я отправился туда. В последний день перед началом занятий меня сразу без экзаменов зачислили на отделение «Строительство и эксплуатация путевого хозяйства железнодорожного транспорта». Тогда было принято закончивших десятилетку в техникум принимать сразу без экзаменов.
— Какие-то интересные случаи из студенческой жизни можете вспомнить?
— Основное время, конечно, занимала учёба. К тому же был секретарём комсомольской организации группы. Но молодость всё же брала своё. В свободное время бегали на танцы. Брюки гладили необычным способом. Утюгов электрических тогда не видывали, а утюги «на углях» по технике безопасности не положено было держать. Вот с вечера аккуратно раскладывали брюки под матрацами, и утром они были словно отутюженные.
Сокурсники по техникуму, 1957 год.
Перед выпускными экзаменами однокурсник меня жестоко разыграл. Из-за него с преподавателем отношения испортил. Вскоре шутника направили на преддипломную практику в Сочи. Я через деканат узнал адрес и послал ему посылку. В неё положил два трепельных кирпича. А время-то было голодное. Потом он рассказывал, как кучка студентов, потирая руки, столпилась вокруг посылки в надежде, что там продукты. Когда открыли — расстроились, но потом долго вспоминали этот случай и смеялись.
Посадка деревьев с однокурсниками, 1956 год.
— Какие сложности встретил на своём пути молодой специалист Игорь Спиридонов?
— В 1958 году я получил диплом по специальности «техник-путеец». Трудовую деятельность начал в должности бригадира, а затем мастером в мехколонне № 76 треста «Строймеханизация» в Алтайском крае, где мы строили железную дорогу Барнаул — Камень-на Оби.
В первый месяц работы мой водитель скрепера свалил столб, через который проходила правительственная связь Москвы с Владивостоком, о которой никто не знал. Были неприятности, но всё обошлось.
В 1960 году поступил в Сибирский автомобильно-дорожный институт им.
В. В. Куйбышева на факультет «Промышленное и гражданское строительство». И был избран секретарем ВЛКСМ факультета. В 1965 году закончил институт, получил диплом по специальности «Инженер-строитель», и мне предложили выбрать место будущей работы из предложенных заявок на выпускников. Тогда было принято направлять с предоставлением жилья окончивших высшие и средне-технические учебные заведения в различные министерства и ведомства, где они должны были отработать в обязательном порядке три года.
Так как я интересовался строительством на севере на вечномёрзлых грунтах, выбрал Салехардский объединённый авиаотряд Министерства гражданской авиации. Прибыл на пассажирском теплоходе «Ленинский комсомол» в город Салехард. На речном вокзале сразу увидел знак, означающий, что Салехард — единственный город в мире, расположенный на широте Северного полярного круга. Я сразу повеселел.
Но командир объединённого авиаотряда П. М. Ерохин сообщил, что мне по специальности работы здесь нет, а вот строители нужны в аэропорту Тазовск. Я спросил, где это, оказалось на 600 километров севернее. Отправили меня на самолёте пассажирским рейсом.
Аэропорт Тазовск в то время имел акваторию на реке Таз в летнее время и зимний ледовый аэродром. Авиаторы вывозили рыбу с факторий на Тазовский рыбозавод и выполняли услуги для геологов.
Работы по специальности и здесь не было. Мне надоело болтаться, настойчиво попросил отправить меня назад в Салехард. Наконец, мне разрешили вылететь, но у меня ни копейки денег не было на авиабилет. Тогда мне предложили сделать проект туалета. Задание я выполнил, за работу получил 25 рублей и сумел выбраться в Салехард.
Надо отдать должное, в Салехарде меня не держали, отправили сразу в распоряжение Тюменской авиагруппы Уральского управления гражданской авиации. После встречи с ее командиром К. Х. Лужецким, меня наконец-то определили в первый Тюменский объединённый авиаотряд, где командиром был
Г. В. Тарелкин. Отряд находился на территории аэропорта Плеханово. Меня определили в дирекцию № 41, которая была создана для строительства будущего аэропорта «Рощино».
Тюмень — моя судьба
— Какое впечатление произвёл город?
— Удручающее. По сравнению с Омском, который на тот момент был самым благоустроенным в стране, Тюмень казалась деревней. Кругом грязь и бурьян, деревянные тротуары.
Работал последовательно в разных по профилю Министерствах: гражданской авиации, промышленного строительства, авиационной промышленности, нефтяной и газовой промышленности, а также на партийной работе. Строил общежития, гостиницы для летного состава, котельные, металлические взлетно-посадочные полосы (военная технология) в аэропортах Салехарда, Тобольска, Березово, Урая.
Также в те годы я работал на возведении производственных корпусов моторного завода, объектов соцкультбыта, домостроительном комбинате Главзапсибжилстроя, объектов мясомолочной и пищевой промышленности, занимался строительством автодорог и искусственных сооружений, 2-й городской больницы, кинотеатра «Юбилейный».
— Многие важные объекты в городе построены с вашим участием, расскажите об этой работе подробнее. Что запомнилось?
— В 1975 году вышло Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о строительстве объектов мясомолочной, пищевой и лёгкой промышленности. В то время я работал начальником передвижной механизированной колонны № 23 треста «Тюменьгорстрой», которая занималась строительством таких объектов в городе Тюмени. Выход этого Постановления был обусловлен тем, что в ближайшие годы стране грозил голод, поэтому в самый короткий период нужно было в Тюмени построить хладокомбинат на 250 тонн мясных продуктов в смену, гормолзавод цельномолочной продукции на 160 тонн в смену, хлебозавод на 140 тонн хлеба в сутки, булочно-кондитерский комбинат и реконструировать мясожировой корпус мясокомбината на 34 тонны мяса и 15 тонн колбасных изделий в смену.
Спрос был очень жёсткий, а на дворе — пора глобального дефицита: ни техники, ни людей, ни стройматериалов. В арсенале — только огромное желание выполнить порученное. Даже машины служебной у меня не было, мотался с участка на участок, с базы на базу на «перекладных».
— Как удавалось справляться?
— Курировал строительство моих объектов член ЦК КПСС, депутат Верховного Совета СССР С. Ф. Антонов — министр мясной и молочной промышленности СССР. Он был уроженцем города Ялуторовск. Раз в месяц министр приезжал в Тюмень и ко мне на стройку и интересовался ходом работ. Обычно С. Ф. Антонова сопровождал первый секретарь Тюменского обкома КПСС Б. Е. Щербина. Я тогда против этих гигантов, их статуса, опыта был просто безусым мальчишкой. Но надо отдать должное, относились они ко мне лояльно.
Вспоминается такой курьёзный случай. Я должен был впервые докладывать о ходе строительства на оперативке как генеральный подрядчик. На стройплощадке гормолзавода не было специального места для проведения подобных совещаний. Собирались прямо в будущем цехе. На сколоченных из досок лавочках сидели рядом и простые строители, и партийное начальство. И вот на первом моём докладе присутствовали С. Ф. Антонов, Б. Е. Щербина и начальник Главтюменьпромстроя Г. И. Голтвянский. Я поднялся, представил всех руководителей субподрядных организаций и начал докладывать. Но Г. И. Голтвянский меня остановил и предложил сначала всем субподрядчикам доложить, что им мешает, чтобы ускорить работы. А их было человек 8-10. Причём, когда они пытались вставать, он просил их говорить сидя.
В конце совещания Голтвянский попросил выступить меня. Я решил не вставать, раз все выступают с мест. Начинаю докладывать, а Григорий Иванович мне: «Вы почему сидите? Перед вами — член Правительства, депутат Верховного Совета!». Мне захотелось сквозь землю провалиться от стыда. Но, взяв себя в руки, начал объяснять, что подумал, раз всех просят с места не вставать, мне нужно поступить также. На что мне начальник главка сказал: «Но вы же — генподрядчик!»
На одной из оперативок в присутствии министра я доложил о текущих проблемах на стройке, в том числе, что нуждаюсь в служебном автомобиле для поездок в поисках стройматериалов и решения прочих дел.
Потом, когда пошли смотреть строительную площадку и я, понимая, что с помощью главка вопрос вряд ли решить, спросил у Г. И. Голтвянского разрешения обратиться с подобной просьбой к министру. После минутного раздумья он кивнул. Я озвучил свою просьбу С. Ф. Антонову. И через две недели машину прислали. Но узнал я об этом спустя шесть месяцев.
В главке машину «замылил» начальник автобазы В. А. Баженов. Узнав об этом, Г. И. Голтвянский распорядился выделить другой автомобиль. Так я стал ездить на вишнёвом Газ-24 «Волга». Это была единственная «Волга» в тресте, где я работал. Все ездили на УАЗиках.
Чтобы достать для строительства что-то, приходилось крутиться, как тогда говорили. Мне повезло, в Москве познакомился с начальником Главмоспромстройматериалы А. П. Осиповым. Это был самый крупный главк в стране. Его строительные материалы и изделия использовалась при создании целого ряда архитектурных доминант Москвы, среди которых объекты ВДНХ, Дом Правительства РФ, аэропорты, объекты Олимпиады-80 и т. д. Благодаря этому знакомству мне удавалось доставать кирпич, железобетон, паркет, облицовочную плитку.
Секретарь парткома треста «Тюменьгражданпроект» И.А. Спиридонов выступает на телевидении с делегатами XXV Съезда КПСС В.Г. Скориковым и Н.М. Мухамедшиным.
Поручение обкома партии о выполнении Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР было выполнено, все вышеперечисленные объекты были построены. О них я рассказывал по центральному телевидению и всесоюзному радио. Когда я их строил, часто ночевал прямо на объектах. Помню 1976 год, поступило распоряжение наладить линию по производству сливочного мороженого на гормолзаводе. Когда она заработала отпустили в отпуск. Пошли всего вторые сутки моего пребывания в сочинском санатории, как пригласил к себе главврач и сказал, что меня просили перезвонить в Тюменский горком партии. «Взорвался компрессор, производство встало, срочно вылетайте в Тюмень», — сообщили на том конце провода. Такие вот дела…
Но, несмотря на все трудности, у меня в трудовой книжке нет ни единой записи об увольнении по собственному желанию. Меня переводили с должности на должность только по решению партийных и советских органов.
-Вы трудились в Тюменском горисполкоме 25 лет. Кроме учёта и распределения жилой площади города руководили департаментом градостроительства, были заместителем Главы Администрации. Что входило в ваши должностные обязанности?
— По-моему, я единственный из руководителей, кто проработал четверть века в исполнительном органе власти. Пришлось трудиться с шестерыми руководителями города: Е. А. Залесовым, А. Ф. Горбуновым, В. А. Токарем, Л. С. Ларионовым, Г. И. Райковым, С. М. Киричуком. Из 25 лет 11 отвечал за учет и распределение жилья, остальные 14 лет — за работу строительного комплекса города. В начале 90-х годов было принято решение трех субъектов РФ в Тюменской области реконструировать действующий аэровокзал со строительством международного аэропорта.
При тюменском авиатранспортном предприятии в аэропорту «Рощино» было создано АООТ «Терминал-Рощино». Основной его задачей являлась реконструкция аэровокзала. Директором был В. В. Сивков. Администрация города Тюмени выступала соучредителем АООТ «Терминал-Рощино». В. В. Сивков взаимодействовал с подрядчиком фирмой «БЕМА» ГМВК-Германия, как в области финансирования, так и по вопросам, связанным с дополнением к контракту от 20 октября 1992 года на реконструкцию здания аэропорта «Рощино» в г. Тюмени. Заказчиком же являлась Администрация г. Тюмени. По распоряжению заместителя главы Администрации Тюменской области Ю. Б. Куталова меня в 1994 году обязали отвечать за все строительные работы и возглавить штаб по реконструкции и достройки здания аэропорта «Рощино». Контракт на его строительство был подписан в 1993 году. Г. И. Райковым и директором фирмы «БЕМА» на сумму около 10 500 000 долларов США. Я каждую неделю проводил штаб по реконструкции аэропорта в качестве заместителя главы Администрации города. В июне 1997 года аэропорт был открыт для международных полетов.
В связи с этим вспоминается такой необыкновенный случай. За время очередной работы штаба выяснилось, что сорван график монтажа технологического оборудования, так как не были сделаны под него фундаменты. Все работы проводились строителями из Югославии. Я попросил их начальника М. Калинича объяснить причину срыва. Он сказал, что сделать это было невозможно, так как там вода. Я не поверил — откуда там взяться воде, если грунтовые воды залегают на 30 метров глубже. Но М. Калинич продолжал настаивать. После окончания штаба мы пришли на место. Там мне объяснили: в кирпичной перегородке пробили вход, а за ней — какое-то помещение, где и находится вода. И там действительно оказалась вода, а точнее, бассейн, наполненный кристально чистой голубой водой. И тут я вспомнил, что 30 лет назад в 1967 году, когда работал в авиаотряде начальником ремстройучастка, мне мое руководство предложило построить сауну с бассейном в цокольном этаже аэровокзала. Сделал. Бассейн наполнили водой для испытания, а после мне предложили выполненные работы закрыть кирпичной перегородкой и пока не трогать. В 1970 году строительный отдел обкома КПСС направил меня работать в трест «Тюменьгорстрой». И так все и осталось. И вот ровно через 30 лет такой пассаж!
В рамках закона
— Многие ваши коллеги отмечают, что, ведая распределением жилья в Тюмени, вы на такой «хлебной» должности не отошли от принципов честного ведения дел, не запятнали репутацию. Как вам это удалось?
— Предположим, приезжает в Тюмень на повышение из другой области новый руководитель. Его нужно обеспечить жильём в короткое время. А как это сделать? Он же должен, как и все остальные, встать в очередь. Но ведь специалиста специально пригласили в город трудиться. Обеспечить его жильём было сложно, но всё же удавалось сделать это, не выходя за рамки законодательства.
Чтобы попасть ко мне на приём в те годы, записывались и простые граждане, и высокое начальство, потому что я один отвечал за распределение жилья. Работников было мало, в помещениях духота, вентиляции нет. А шёл и стар, и млад. И не всегда они были настроены позитивно.
Как-то мне позвонил председатель Тюменского горисполкома А. Ф. Горбунов и попросил принять заслуженную артистку России Е. Ф. Шаврину для рассмотрения возможности заменить квартиру её отцу, участнику Великой Отечественной войны, ветерану ЖД, с верхнего девятого этажа на второй этаж. Перед моим кабинетом, где всегда было очень многолюдно, артистка не смогла протиснуться сквозь толпу, пришлось выходить и буквально за руку проводить её в свой кабинет.
Некоторые пытались решить свой вопрос с помощью взятки, кто-то пробовал отблагодарить за законное получение жилья. Запомнился такой случай. Одна пожилая работница швейного объединения должна была в скором времени переехать в гостинку, так как подошла её очередь. Она уже была уведомлена о том, что в ближайшее время справит новоселье. И тут моя помощница сообщает, что сегодня она придёт на приём. Я удивился, ведь её вопрос решён.
Когда женщина вошла, она попросила показать документы на выделение жилплощади. Документы её я достал из нижнего ящика стола. А когда поднял голову и стал ей их показывать, она неожиданно встала, сказав, что уже не надо, и ушла.
В это время ко мне заходил на приём заместитель начальника УВД Тюменской области Г. М. Дмитриев по рабочему вопросу. Я в папках, которые лежали на столе с той стороны, где сидела предыдущая визитёрша, стал искать нужные письма и обнаружил конверт. Меня бросило в жар. Сразу понял, что это. Но всё же попросил Г. М. Дмитриева посмотреть содержимое. Там были деньги. Видимо, когда я наклонил голову к нижнему ящику стола, женщина его и положила. На мой вопрос, что делать, тот ответил, что нужно составлять акт. Я у него тогда спросил: «А вы свидетелем будете?» — «Да», — говорит. В итоге был суд. Бабушка сказала, что решила отблагодарить меня. Дали ей год условно. А меня отпустили прямо из зала суда во время заседания.
С 1983 по 1994 год мною было заселено 69824 семьи, по 6350 в год, конечно, без моих помощников, я не смог бы этого сделать.
Продиктовано временем
— Игорь Александрович, расскажите о своей работе в Союзе строителей Тюменской области. Как всё начиналось?
— Необходимость создания Союза была продиктована временем. Отрасль подверглась реформированию и приватизации. Приход частного капитала изменил её структуру, а с распадом административно-командной системы управления была утрачена и основа взаимодействия всего строительного комплекса. В этих условиях и возникла идея создания независимой общественной организации, которая не на словах, а на деле помогала бы жить и развиваться участникам строительного рынка Тюменской области.
Большую роль в создании Союза сыграл первый съезд строителей области. В работе участвовали руководители строительных организаций как юга области, так и Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных округов. Именно тогда в 1999 году было принято решение о создании Союза.
В 2002 году я был избран президентом Союза строителей, а в 2004 году — членом Совета Российского Союза строителей. Основными задачами Союза на начальном этапе были: разработка нормативных документов по дальнейшему развитию строительного комплекса региона и привлечению инвестиций в строительство; совершенствование нормативно-правовой базы по выработке и внедрению новых технических решений. Кроме того, необходимо было решать в региональных и государственных органах исполнительной и законодательной власти вопросы, связанные со строительным производством, а также множество других вопросов.
Выступление в г. Москве на 15-летии Российского Союза строителей, ноябрь 2005 год.
Вручение председателю РСС В.Н. Забелину картины в честь 15-летия Союза строителей, ноябрь 2005 год.
Свою лепту в повышение имиджа тюменского строителя вносят областной конкурс «На лучшее достижение в строительной отрасли Тюменской области» и конкурсы профессионального мастерства среди рабочих. В 2014 году регион присоединился к международному движению WorldSkills Russia, и в Тюмени проведён первый открытый чемпионат профессионального мастерства среди молодёжи по строительным специальностям.
Все эти мероприятия выявляют лучших среди достойных, а как известно, всем хочется быть первыми. Поэтому конкурсы в какой-то степени стимулируют организации.
Союз строителей не оставался в стороне при решении важных для отрасли проблем, так мы провели настойчивую работу по снижению стоимости подключения при технологическом присоединении объектов капитального строительства к системам инженерно-технологического обеспечения и за прозрачные условия по подключению. Первым шагом стало создание совместно с Тюменской областной Думой и Правительством Тюменской области рабочей группы по рассмотрению вопросов формирования тарифов на тепловую и электрическую энергию, платы за подключение к источникам электроснабжения и теплоснабжения. По результатам её работы было достигнуто: ресурсоснабжающие организации разместили на своих сайтах и сайте Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского-Югры и Ямало-Ненецкого автономных округов административные регламенты по технологическому подсоединению к сетям; ресурсоснабжающие организации, обеспечивающие население. И хозяйствующие субъекты электрической и тепловой энергией, природным газом, водой и предоставляющие услуги водоотведения, ежегодно стали информировать население Тюменской области через СМИ о тарифах и обоснованности их роста; в 2011 году подписан меморандум между Правительством Тюменской области и Тюменской областной Думой и ресурсоснабжающими организациями об объединении усилий по обеспечению доступности технического присоединения к сетям и источникам электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, которые преследуют цель снизить необоснованно высокие тарифы на подключение, отпугивающие инвесторов, упростить сам процесс присоединения.
Кроме того, государственные полномочия по установлению размера платы за подключение в сфере электроснабжения и теплоснабжения были переданы региональной энергетической комиссии, которая приняла решение кратно уменьшить плату за подключение к инженерным сетям. Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской области стал контролировать нишу водоснабжения и водоотведения. Он же осуществляет консультационную и методическую помощь по вопросам технологического присоединения.
Эта работа Союза строителей была отмечена в отчётном докладе президента Российского союза строителей В. А. Яковлева на IX съезде Союза строителей в 2012 году в Москве, который сказал, что опыт региона и эту практику необходимо поддерживать и тиражировать.
Похожая ситуация сложилась и в 2015 году, когда в феврале департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области была установлена новая плата ООО «Тюменьводоканал» за подключение объектов капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения в Тюмени, что вызвало возмущение застройщиков. Союз строителей и здесь не остался в стороне. Был установлен диалог с Правительством Тюменской области, которое организовало ряд встреч с представителями строительной отрасли по решению возникшей проблемы. В конце июля 2015 года были внесены изменения в распоряжение департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области.
Кроме того, с целью решения в будущем дальнейших проблем и возможного сокращения платы за подключения губернатором Тюменской области В. В. Якушевым была создана постоянно действующая рабочая группа.
Союз строителей регулярно участвует в работе круглых столов, где обсуждаются новинки в законодательстве, которые появляются ежегодно и создают немало проблем участникам строительного рынка. Последний круглый стол, организованный Союзом строителей, был посвящён изменениям в местные нормативы градостроительного проектирования, особенно это касалось показателей по парковочным местам.
Союз строителей представляет строительную отрасль региона в Совете по регулированию малого и среднего предпринимательства при губернаторе Тюменской области, Общественном Совете по защите малого и среднего бизнеса при Прокуратуре Тюменской области, общественно-консультативном Совете при Управлении Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области, Общественной палате Тюменской области, Общественном Совете при Главном управлении строительства Тюменской области, Межотраслевом Совете потребителей по вопросам деятельности субъектов естественных монополий при губернаторе Тюменской области. В работе этих Советов Союз строителей не только участвует в обсуждении проблемных вопросов строительной отрасли, но и даёт предложения по их решению.
Традиционной формой диалога власти и строительного бизнес-сообщества стало участие Союза строителей в работе областной трёхсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений, в подготовке и реализации мероприятий отраслевого тарифного соглашения.
Так, Союз строителей и отраслевой профсоюз совместно выступили с предложением об установлении размера минимальной заработной платы в отрасли на уровне прожиточного минимума. Работа в этой комиссии ведётся со дня её основания, и это сотрудничество весьма полезно.
В течение последних десяти лет Союз строителей подписывает отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов Тюменской области с Правительством Тюменской области и областной организацией профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов, предметом которого является регулирование социально-трудовых отношений и определения общих условий труда, гарантий, компенсаций, льгот работникам строительной отрасли.
Мы стремимся к 100% охвату коллективным договорным процессом организаций, не заключивших коллективные договоры. Проводим работу по пролонгации коллективных договоров, обеспечиваем их своевременное направление на уведомительную регистрацию и ежегодное проведение сверки данных о заключённых коллективных договорах и соглашениях.
В 2013 году с целью активизации предпринимательского сообщества в противодействии коррупции и выработки норм честного и неподкупного ведения бизнеса Союз строителей подписал Антикоррупционную хартию российского бизнеса и Дорожную карту по её реализации в Тюменской областной Думе. Этот документ был инициирован и реализован Российским Союзом промышленников и предпринимателей и другими бизнес-объединениями в рамках утверждённого Указом Президента РФ национального противодействия коррупции на 2014–2015 годы.
Принятие и внедрение в организациях — членах Союза строителей Тюменской области необходимых мер по предупреждению коррупции стало важным фактором эффективного корпоративного управления в компаниях и серьёзным репутационным фактором.
Российский Союз строителей совместно с ООО «Интергрупп» и издательством «Феория» выпустили в 2016 году Атлас «История зарождения и развития строительного комплекса государства Российского». Это издание представляет собой красочное энциклопедическое и научно-популярное картографическое издание, выполненное на уровне лучших мировых образцов издательско-полиграфической продукции.
Атлас истории зарождения строительного комплекса государства Российского.
Атлас стал своеобразным паспортом, праздничным портретом всей отрасли, итогом её развития и планом на будущее. Союз строителей совместно с Правительством Тюменской области приняли активное участие в издании этого проекта.
Союз строителей представляет законные интересы и защищает права своих членов во взаимоотношениях с органами государственной и региональной власти, органами местного самоуправления.
В феврале 2018 года Союз строителей обратился к главе администрации города с предложением ввести новую градацию для расчета количества машиномест в местные нормы градостроительного проектирования города Тюмени: для жилья эконом-класса — с коэффициентом 0.6. Эта просьба была вызвана появлением в городе нового типа квартир, наиболее востребованных на рынке недвижимости. Данный тип жилья привлекателен для молодёжи и пожилого поколения, поскольку имеет минимальную стоимость.
Союзом строителей подписаны Соглашения о сотрудничестве со всеми региональными Союзами строителей, находящимися в УрФО, а также Союзом строителей Омской области, Санкт-Петербургским союзом строительных компаний и Союзом строителей Республики Беларусь. В 2012 году Министерством юстиции РФ была зарегистрирована символика ССТО в чёрно-белом и цветном исполнении. Вся текущая работа освещается на сайте Союза строителей.
— Расскажите о сегодняшних задачах Союза.
— Сегодняшний день рисует новые горизонты для работы, направляя инновационные процессы в строительство. Союз строителей активно участвует в мероприятиях регионального Правительства, Тюменской областной Думы, в заседаниях советов по защите малого и среднего предпринимательства при прокуратуре Тюменской области и Федеральной антимонопольной службе.
На повестке — формирование специалиста новой формации, слияние науки с производством для выпуска эффективных стройматериалов и создания комфортных условий жизнедеятельности
— Игорь Александрович, когда-то вы грезили о карьере моряка, но в итоге стали профессиональным строителем. Не пожалели об этом?
— Не пожалел. Профессия строителя традиционно авторитетна и уважаема в нашем регионе, во многом это призвание, талант, судьба. Заниматься этим непростым, а иногда и небезопасным делом могут лишь люди особой закалки, способные и в экстремальных условиях продолжать свой созидательный труд.
Встреча ветеранов строительной отрасли Тюменской области, июль 2015 год.
Профессиональный праздник Строители России в 2018 году отметят в конце второй декады августа — в шестьдесят второй раз, а сама профессия существует тысячелетия. В нашей жизни есть много ценностей, но крыша над головой — одна из самых важных. Строительство относится к числу ключевых отраслей, определяющих решение социальных и экономических задач развития Тюменской области. По количеству рабочих мест, по объёму капитальных вложений эта отрасль — в числе лидеров. И, конечно, это один из локомотивов российской экономики.
Ориентир для регионов России
— Вас устраивают темпы развития строительной отрасли региона?
— Города и посёлки Тюменской области с каждым годом хорошеют и благоустраиваются. Это не может не радовать. За последние 10 лет объем ввода жилья в Тюменской области вырос в 2,8 раза — до 1420 тыс. кв. м в 2017 году. Объем строительных работ составил 188,6 миллиарда рублей. В регионе достигнут показатель строительства — один метр на человека в год.
В марте 2018 года предшественник В. В. Якушева на посту министра строительства и ЖКХ М. А. Мень назвал этот показатель ориентиром для всех регионов России.
— И всё же, большинство наших граждан не имеют возможности приобрести жилье. Им это просто не по карману. Когда всё же «лёд тронется»?
— Сейчас более 80% российских граждан не имеют реальной возможности приобрести собственное жильё. При этом более 60% граждан нуждаются в улучшении жилищных условий. Согласно Указу президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» ставится задача увеличить объём жилищного строительства до 120 миллионов кв. метров в год к 2024 году. Это позволило бы достичь цели по улучшению жилищных условий пяти миллионов человек ежегодно.
Задача не из простых, она требует не только изменения в земельном законодательстве, но и улучшения условий кредитования и снижения коррупционной нагрузки на бизнес. Не последнюю роль играют и новые технологии, а также выбор материалов, что может значительно сократить сроки и стоимость строительства жилья.
Тюменская область уже давно работает в данном направлении. Последние десять лет в области сдаётся более миллиона квадратных метров жилья. Доля индивидуального и малоэтажного строительства, показывающая снижение в 2014 году, неожиданно пошла в рост, и составила 120%. Частниками в общей сложности в прошлом году было сдано 665 тыс. кв. м, что составило 46% от общего построенного жилья.
Ввод жилья в регионе в ближайшие три года запланирован на основании результатов анализа выданных разрешений на строительство в объёме 4190 тыс. кв. м. Поддерживать большие объёмы ввода жилых домов позволяет реализация жилищных программ, сокращение административных барьеров в строительстве, вовлечение в оборот новых земельных участков, улучшение условий ипотечного кредитования, а также программы «Сотрудничество», которая продолжит работу по переселению жителей Ямала в Тюмень. В этом году в областной центр могут переехать жить около 400 северян. В условия покупки квартир внесены изменения. Раньше квартиру нужно было приобретать в долевом строительстве или на вторичном рынке, сейчас — только готовое жильё от застройщика: в черновом варианте или «под ключ».
Главным инструментом решения жилищных проблем останется доступная ипотека (средневзвешенная ставка по ипотечным продуктам в марте 2018 года опустилась до рекордных 9,64%), платёжная дисциплина заёмщиков на выходе.
Кроме того, уровень зарплат в 2017 году вырос на 7,2%, тогда как средние цены на первичном рынке жилья повысились лишь на процент, что также будет способствовать улучшению жилищных условий семей.
Ранее Правительство РФ утвердило «дорожную карту» по замещению долевого строительства банковским кредитованием и использованию счетов эскроу. Этот механизм предполагает, что денежные средства дольщиков переводятся застройщику только после того, как он выполнит определённые обязательства, предусмотренные в договоре. Переход на новую схему планируется с июля 2018 года, когда вступит в силу очередной пакет поправок к 214-ФЗ, и завершится к концу 2020. С ним сопряжён риск возможного роста цен на жильё из-за дополнительных процентных расходов застройщиков. Но здесь Правительству РФ и Центробанку предстоит решить, по какой ставке банки будут предоставлять средства застройщикам.
Первым банком, который профинансировал проект с использованием счетов эскроу, не дожидаясь июля, стал Сбербанк. Он открыл кредитную линию общим объёмом 12 млрд. рублей девелоперской компании «Брусника». Средства должны пойти на строительство жилого квартала «Новин» в Тюмени.
Доля расходов банка в такой структуре финансирования проекта составит 85%, а ставка по кредиту для компаний в рамках первого пилотного проекта может составить 5-7% годовых в зависимости от объёма продаж квартир с использованием счетов эскроу.
Сами всё предложат!
— Какова, по-вашему, одна из самых болевых точек отечественной отрасли строительства?
— Неотрегулированность производства и рынка строительных материалов, остающаяся ещё зависимость от иностранных поставщиков. Однако, несмотря на непростую экономическую ситуацию, строительство в стране, в том числе в Тюменской области, продолжает набирать обороты. Ситуация начинает меняться и на рынке строительных материалов.
И как тут не вспомнить Ф. М. Достоевского? Он умел поразить и заставить задуматься: например, тема сегодняшних санкций и контрсанкций. Извольте: «Как увидят, что мы даже дефицитов и банкротств не боимся, а прямо к своей точке ломим, то сами же придут к нам денег предлагать».
Отечественная строительная отрасль ещё пять лет назад в значительной степени зависела от поставок зарубежных партнёров. По данным Федеральной таможенной службы и Росстата, Россия ввозила 35% керамической плитки и 22% керамических санитарных изделий, 19% линолеума, большие объёмы листового стекла, цемента. Сейчас, в том числе благодаря государственным и отраслевым программам по импортозамещению, российские материалы успешно заменяют импортные. Вновь начинает формироваться государственный заказ на производство строительных материалов, берётся под контроль техническое регулирование отрасли.
С 1 января 2017 вступил в силу федеральный закон ФЗ № 44, обязывающий вовлекать в бизнес-процессы малые и средние предприятия, в том числе и в строительной отрасли. Этот закон позволит предприятиям малого и среднего бизнеса прекратить членство в саморегулируемых организациях. Складывается такая ситуация, когда предложенная модель способна закрыть небольшим компаниям доступ к участию в крупных проектах или нанести вред крупным застройщикам. Строительные компании за время своего существования выстроили вертикально интегрированную модель бизнеса. Данная структура предполагает участие малого и среднего бизнеса лишь на небольших объёмах работы.
В то же время новый закон требует вовлекать малые предприятия в бизнес-процессы. Затруднения крупного бизнеса можно понять — заказчик отвечает за выполнение всех работ своей репутацией и деньгами. В такой ситуации крупные застройщики вынуждены минимизировать риски. И за это их нельзя винить.
— Какой выход из сложившейся ситуации вы видите?
— Чтобы помочь исправить ситуацию, можно создать систему рекомендаций или сертификатов надёжности, выдаваемых общественными объединениями. Выход из сложившейся ситуации я вижу в создании аналога советской системы. У крупных застройщиков существует своя база проверенных подрядчиков. Эти компании участвуют в тендерах заказчика. Главным критерием для выбора победителя остаются сроки и стоимость работ. Поиск новых подрядчиков компании специально не ведут. Если и появляются новые партнёры, то они приходят сами. И им приходится всеми путями доказывать свою самостоятельность.
У крупных застройщиков имеется негативный опыт смены подрядчиков. Учитывать рекомендации в компаниях готовы, но это не становится основополагающим аргументом при выборе подрядчика. Но все же проблемы выбора подрядчика существуют, поскольку компании активно привлекают сторонние организации, создав свой многоступенчатый механизм, который начинается с общего ознакомления с претендентами и заканчивается их проверкой службой безопасности. Вообще, опыт участия средних и малых подрядчиков в строительстве даже крупных объектов в Тюмени существует. Но руководители малых компаний часто приходят на личный приём и жалуются на невозможность получить работу у крупных застройщиков по ряду причин.
— Вы можете назвать эти причины?
— Во-первых, в Тюмени отсутствует информационное обеспечение потребности строительного комплекса в рабочих, строительных материалах и механизмах.
Во-вторых, крайне разрозненна информация по строительным мощностям и возможным объёмам работ субподрядных организаций. Строительному комплексу Тюменской области необходимо создать информационную базу данных о потребностях компаний крупного бизнеса, субподрядных работах и сформировать реестр надёжных субподрядных организаций, а также базы данных о строительных мощностях и возможных объёмах работ субподрядных организаций и поставщиков строительных материалов.
Для этого надо разработать и организовать специальную интернет-площадку о потребностях и возможностях строительного комплекса в целях обеспечения оперативного информационного взаимодействия между компаниями крупного и малого бизнеса. А также создать единые критерии предквалификации подрядных компаний. Такую площадку могли бы сформировать ГУС и Союз строителей, конечно, если ГУС поддержит эту инициативу.
— Как вы считаете, у нас в городе есть внятная архитектурная политика?
— Когда в 1955-м году было принято постановление о борьбе с излишествами, с тех пор об архитектуре забыли на долгие годы. И по сей день ни власти, ни население не знают этого слова и не понимают, чем архитекторы занимаются. Зачем проектировать, если пришёл строитель — и построил. Архитектура всегда вызывала споры, особенно современная. Кому-то нравится, кому-то нет. У нас почему-то считается, что, если нет колонны или ротондочек, либо ещё каких-либо украшений, это уже не архитектура.
Назрела необходимость вывода архитекторов на новый уровень и придание им нового статуса. В разных регионах по-разному осуществляется их влияние на застройку города.
Есть регионы, где архитекторы имеют достаточный вес: Московская область, Рязанская область и др. Главы этих субъектов федерации понимают их роль в формировании облика городов. Но так происходит не везде. Есть регионы, где архитектор является в то же время руководителем, курирующим строительство, что не совсем правильно. Надо найти приемлемое решение проблемы в сотрудничестве с профессиональным сообществом.
Архитектор должен работать в интересах общества, а сегодня ему приходится обслуживать застройщика, его направленность на мгновенную сверхприбыль, бездумное отношение к природе. А ведь основная обязанность главного архитектора — формирование качества жизнедеятельности региона. Вторая — увязать между собой отраслевые вопросы, которые решают разные ведомства, при этом не обижая конкретного архитектора, и это очень сложно. Поэтому главный архитектор, на мой взгляд, должен подчиняться или губернатору региона, или его заместителю по строительной отрасли.
Жизнь вносит изменения в градостроительнй кодекс, а также в градостроительные нормативы. В этих процессах должны участвовать архитекторы. Профессиональные стандарты не должны рассматриваться без их участия. Сегодня же архитекторы отстранены от решения вопросов градорегулирования и формирования города, которые напрямую являются их компетенцией. Необходимо повысить общественный и профессиональный статус архитектора в вопросах градостроительства. Власти и бизнес видят в нём не партнёра, а исполнителя. Прямым результатом этого является подмена эффективного физического планирования всех уровней и системной организации жизнедеятельности дизайном фасадов и городских пустот.
Это привело к тому, что в роли архитекторов сегодня выступают люди, готовые на всё. Инструменты регулирования среды обитания, чёткие и ясные правила сегодня отсутствуют. Отсутствует и градостроительная дисциплина. Градостроительный кодекс отстаивает прежде всего интересы подрядчиков, куда в меньшей степени — интересы общества, перед которым ответственность несёт архитектор.
— Что, по-вашему, нужно сделать для развития отраслевой науки?
Отраслевая наука должна продвигаться вперёд. Необходимо развивать, как традиционные направления, так и новые, по разработке конструкционных материалов, более прочных и долговечных.
Нужен запрос от практиков, от главного управления строительства на подобные исследования. Надо постараться добиться приемлемых результатов, помочь партнёрам повысить качество выполняемых строительных работ, снизить затраты, улучшить экономику отрасли.
Все разработки кафедр Тюменского индустриального университета необходимо доводить до практического внедрения. Нужно наладить производственное сотрудничество практически со всеми предприятиями строительной отрасли Тюменской области, а результаты исследований использовать при строительстве объектов.
Чтобы повысить роль региональной науки в экономике, необходимо, опираться на задачи, которые интересны производству. Между наукой и производством есть фильтр — нормативные документы. И прежде, чем выйти на внедрение, нужно их апробировать и отработать в тесном сотрудничестве со строителями-практиками.
-Как вы считаете, целесообразно ли введение в оборот пустующих сегодня земель?
— Для введения в экономический оборот земельных участков нужна программа мониторинга земель. Надо знать, где и какие площади засажены, какие удобрения вносятся. Тогда можно будет рассмотреть необработанные участки земли, и, если они перспективные, оперативно вложить туда госбюджет.
Нужно найти всех собственников этих участков. У каждого их выкупить, сделать межевание, возможно, пройти через суды, поставить на кадастровый учёт, выкорчевать деревья. Эта земля становится золотой. Получается, что пусть лучше земля пропадает, чем работает.
О звёздном небе и моральных нормах
— Игорь Александрович, назовите свои главные жизненные принципы.
— Я всегда был верен своим «за» и своим «против», старался не поступаться моральными убеждениями и нормами и всегда помню изречение одного великого немца, произнесённые двести с лишним лет назад в тогдашнем Кёнигсберге. Оно поражает меня тем сильнее, чем больше открывается его смысл. Вот это довольно известное изречение Иммануила Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, — это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне».
— Игорь Александрович, какие мысли чаще всего посещают вас в юбилейный год?
— В моём возрасте человек неизбежно оглядывается назад: верно ли шёл, где оступился. В этом взгляде на прожитое, к судьбе претензий у меня нет. Есть благодарность за жизнь, за то, что ел честно заработанный хлеб, за то, что труд был в радость, что люблю и любим, за то, что чувствую себя частью народа и сыном своей страны.
— Что вы думаете о назначении Владимира Владимировича Якушева министром строительства и ЖКХ РФ?
— Это удачное назначение. Владимир Якушев проработал 13 лет губернатором, очень контактный и знающий. За годы руководства Тюменской областью он успешно вывел регион на новый уровень практически по всем показателям социально-экономического развития. Это руководитель современной фармации. Он всегда внимательно следил за происходящим в строительной сфере Тюменской области. Строительство и ЖКХ являются наиболее сложными и ответственными участками работы, очень многие проблемы на протяжении долгих лет здесь просто не находили решения.
В. В. Якушеву предстоит управлять Министерством строительства и ЖКХ РФ, перед которым стоит целый комплекс сложных и важных задач в области жилищного строительства, ценообразования, реформирования ЖКХ, формирования комфортной городской среды. По этим направлениям у него имеется опыт работы. Теперь его нужно осуществлять не в одном субъекте РФ, а в целом по стране.
Открывая 29 мая в городе Москве съезд СРО в области строительства, глава Минстроя России В. В. Якушев призвал собравшихся активно высказывать свои предложения по развитию отрасли. «Включитесь в процесс, излагайте свою профессиональную позицию. В противном случае никаких изменений не произойдёт. Давайте работать в режиме компромисса и решать все задачи сообща. Давайте вместе сделаем нашу строительную отрасль настоящим драйвером развития. Я хочу, чтоб это были не просто декларации и призывы, а мы вместе поработаем над этим».
От нас, Союза строителей Тюменской области, пожелания новому министру — защищать свою отрасль, выполнять поручения президента РФ и более чётко обозначить конкретные задачи и вопросы, которые ставит перед нами государство.
Пользуясь случаем, в день Вашего юбилея, уважаемый Владимир Владимирович, примите самые искренние поздравления от Союза строителей Тюменской области. Вы сочетаете в себе такие качества, как глубокая порядочность, подлинная интеллигентность, высочайший профессионализм, талант руководителя и непреклонная воля в достижении поставленных целей. Поэтому закономерным является тот факт, что ваша трудовая биография стала цепочкой трудовых побед. За последние 10 лет объём жилищного строительства в РФ выросли в 1,8 раза, а в Тюменской области — в 2,8 раза. В регионе достигнут объём строительства — квадратный метр на душу населения, который остался недосягаемым для многих территорий РФ. Задача, поставленная руководством страны по достижению к 2020 году в России уровня 1 кв. м. на одного человека, Тюменской областью выполнено досрочно. Вы умеете смотреть в будущее, чётко улавливать конъюнктуру рынка. Со своей стороны Союз строителей Тюменской области заверяет вас, что проектировщики ,строители и дорожники, предприятия стройиндустрии и производства строительных материалов будут работать, не снижая набранных темпов, развивать дорожную сеть, строить красивые здания, создавать для каждого трудящегося уютную среду обитания.
Желаем Вам здоровья, благополучия, свершения всех надежд, реализации всех планов, и пусть удача всегда сопутствует Вам в Вашем благородном и полезном труде.
В 1965—1970 гг. — мастер, прораб, начальник ремстройуправления управления гражданской авиации (г. Тюмень) Министерства гражданского флота; в 1970—1978 гг. — главный инженер, начальник ПМК-23 треста «Тюменьгорстрой», секретарь парткома треста «Тюменьжилстрой» Министерства промышленного строительства; в 1978—1982 гг. — заместитель директора моторного завода им. 50-летия СССР (г. Тюмень) Министерства авиационной промышленности; в 1982—1983 гг. — начальник ДСК Главзапсибжилстроя (г. Тюмень) Министерства нефтегазового строительства; в 1983—2005 гг. — начальник отдела по учету и распределению жилой площади, начальник комитета по жилью, начальник департамента по градостроительству Тюменского горисполкома, заместитель Главы администрации, советник Главы г. Тюмени; в 2000—2002 гг. — исполнительный директор Союза строителей Тюменской области; с 2002 г. — президент Союза строителей Тюменской области.
Принимал участие в строительстве вторых путей железной дороги Барнаул-Омск (Алтайский край), обустройстве аэропортов в гг. Тобольске, Салехарде и Урае Тюменской области. В г. Тюмени руководил строительством международного аэропорта, объектов мясо-молочной и пищевой промышленности, объектов жилья и соцкультбыта, строительством автодорог, искусственных сооружений. Был инициатором проектирования и строительства набережной в г. Тюмени, участвовал в разработке концепции генерального плана развития г. Тюмени на 2010—2040 гг.
Игорь Александрович из когорты тех уникальных людей, которые генерируют идеи и умеют претворять их в жизнь. Он живёт интересами строительного комплекса и продвигает их на уровне Тюменской области и всей России, продуктивно общается с представителями власти всех уровней. Является связующим звеном между Правительством области, Союзом строителей России и руководителями различных организаций, с которыми И. А. Спиридонов поддерживает тесную связь.
Спиридонов Игорь Александрович – достойный представитель нашего трудового содружества, настойчивый защитник интересов строителей и наш идейный вдохновитель. Его прекрасные профессиональные и человеческие качества помогают найти подход к каждому из народных избранников, сплотить их для решения общих задач, направленных на улучшение качества жизни наших граждан.
Знаю Игоря Александровича Спиридонова с 1972 года, когда он сменил на посту секретаря партийной организации треста «Тюменьгорстрой». Я был инструктором Ленинского райкома партии, молодой ещё мальчишка. С того времени наши дорожки то расходились, то снова пересекались. Его выдвинули на хозяйственную работу, на строительство Тюменского моторного завода, затем — в Тюменский горисполком, где он прошёл нелёгкий путь — занимался вопросами учёта и распределения жилья.
За годы профессиональной деятельности он проявил себя, как замечательный строитель, грамотный инженер, человек слова. Он многое сделал для города, региона, и думаю, сделает ещё немало. Большое количество сил и энергии вложил И.А. Спиридонов в развитие строительной отрасли и страны. Звание Заслуженного строителя Российской Федерации – свидетельство признания, авторитета и уважения.
Под непосредственным кураторством И.А. Спиридонова были реконструированы мосты по ул. Челюскинцев и Профсоюзной, возведён новый путепровод по ул. Мельникайте.
Игорю Александровичу одному из немногих руководителей региональных Союзов строителей удалось, невзирая на политические течения, косые взгляды и прочие проблемы, заинтересовать строительные организации и предприятия большой Тюменской области в объединении и скоординировать их совместную работу.
Благодаря планомерной упорной работе вам удалось действительно сплотить отрасль, оказать строительным организациям и предприятиям всестороннюю поддержку, решить многие жизненно важные для строителей вопросы. Занимаясь многогранной общественной деятельностью, успешно возглавляя Союз строителей Тюменской области, вам удалось привести его к тем значительным результатам, которыми вы можете по праву гордиться. Организация стала одной из ведущих региональных Союзов в Российском Союзе строителей, реальной опорой строительного комплекса, заработала стабильный авторитет среди компаний на строительном рынке.
И. А. Спиридонов является связующим звеном между нами и другими регионами России, внимательно отслеживает опыт решения актуальных для строителей вопросов в разных регионах страны, транслирует лучшее из него. На основании этого Тюменская область находится на высоком уровне по сравнению с другими регионами.
Благодаря активности Игоря Александровича представители региональной строительной отрасли не замкнуты сами в себе, а находятся в постоянном непрекращающемся диалоге благодаря множеству отраслевых мероприятий, которые организует Игорь Александрович.
С Игорем Александровичем знаком более 30 лет, с того времени, как он пришёл работать в Администрацию города Тюмени начальником отдела по учёту и распределению жилой площади.
В то время каждая строительная организация передавала в жилой фонд Тюменского горисполкома определённую часть строящегося жилья, которая распределялась именно через его отдел. Было понятно, что Спиридонов пришёл на своё место: он досконально понимал все задачи в своей зоне ответственности и умел действовать. Показал себя порядочным и надёжным товарищем.
Он оставил добрый след на Тюменской земле, сделал немало для развития нашей области.
Его деятельность отмечена многими медалями, званием Заслуженный строитель Российской Федерации, он — кавалер Почётного знака «Строительная слава». И сейчас он остаётся активным, участвует в различных мероприятиях.
Человек он достойный и в нашем обществе уважаемый, любящий конкретные действия, ответственный. Обладает феноменальной памятью — никогда ничего не забывает, хорошо помнит, как строилась и развивалась Тюмень, какие сложные задачи решались, и какие люди в этом участвовали. В дальнейшем вносил в это развитие свой вклад, находясь на должности заместителя Главы города по строительству.
Игорь Александрович - старой закалки человек, воспитанный во времена, когда работали на страну, на родину, на партию. Никогда и ничего не просил, очень порядочный, каких мало. Себе ничего не нажил - ни машины, ни загородного дома. При этом был и остаётся очень чутким человеком. Вспоминаю показательный пример, как он на протяжении нескольких лет возил с дачи нашим медведям на туристическую базу «Южное» яблочки, подкармливал.
Когда Игорь Александрович Спиридонов возглавил Союз строителей Тюменской области, я был выпускником ТюмГАСУ, аспирантом, поэтому знал его лишь понаслышке. Лично познакомился уже в 2013 году, будучи ректором Тюменского государственного архитектурно-строительного университета — по должности обязан представлять учебное заведение в Союзе. Плотно общаемся с Игорем Александровичем и по сей день. Часто видимся в качестве членов правления Союза и членов общественного совета при главном управлении строительства.
Очень серьезной заслугой И. А. Спиридонова в то время считаю организацию процесса координации органов власти, строителей, застройщиков и компаний-монополистов, предоставляющих услуги по энергоснабжению, теплоснабжению, канализации, по вопросам подключения к инженерным сетям. До этого процесс был непонятен — отсутствовали чёткие тарифы и зоны ответственности. Но, благодаря рабочей группе на площадке Союза, начали появляться правила игры на этом рынке.
На посту президента Союза строителей Тюменской области тратит очень много времени, сил и средств. Многие крупные строители признают лидерство Игоря Александровича в этом общественном деле, его ценят, любят, уважают.
Он по-отечески относится к молодому поколению строителей, делает всё, чтобы в Тюменской области был достойный выбор молодых управленцев.
С Игорем Александровичем Спиридоновым мы познакомились в 1970 году, когда он был начальником передвижной механизированной колонны №23 треста «Тюменьгорстрой». Он и сегодня верен коммунистическим идеям, как был членом КПСС с 1960-х годов, так и остался. Это человек удивительной скромности. Он никогда не рассказывает о своих достижениях и заслугах. Знаю Игоря Александровича как порядочного, честного, правдивого человека. Для него неприемлема фальшь, он её не любит ни в делах, ни в людях. Тех, кто подходит к нему с хитростью, вообще вычёркивает из списка знакомых.
Обладая большим жизненным опытом, он щедро делится им с окружающими. Умеет чётко и ненавязчиво расставить акценты - вроде нотаций не читал, ничему не учил, тем не менее, рассказ в голове уложился. Мне, как педагогу, было очень интересно – так подавать материал, чтобы не надоесть, не вызвать отторжение, но подвести к очевидному выводу. Это вызывает уважение, и я считаю Игоря Александровича своим учителем.
Союз выступает связующим звеном между строителями и властью, помогая донести до руководства региона проблемы и задачи отрасли. Также это общественное объединение является своеобразным профессиональным клубом, участники которого могут рассчитывать на поддержку в различных непростых ситуациях. Проводимые Союзом мероприятия — круглые столы, заседания, встречи — помогают участникам оперативно получать информацию и обсуждать важные события и нововведения. К Спиридонову может обратиться любой член Союза с любой проблемой, и он всегда найдёт способ помочь, разрешить возникшие вопросы.
Дорогой мой друг, Игорь Александрович!
На правах нашей давней и исключительно теплой дружбы от имени правления Национальной ассоциации инженеров-консультантов в строительстве (НАИКС) от всего сердца поздравляю тебя с замечательным событием в жизни — 80-летием со дня рождения.
Это действительно эпохальное событие, прежде всего для тебя, а также для твоей семьи и друзей. Сохранить высокий интеллект, завидную работоспособность, замечательный профессионализм и энергетический заряд — это класс! Ура!
Игорь, у тебя так много заслуг в нашей отрасли, что я не буду их перечислять, только пожелаю их преумножать также активно, как ты делал это всегда и делаешь сегодня. Желаю тебе крепкого здоровья, счастья, удачи во всем и еще много лет полной, комфортной жизни. Супруге также мои искренние поздравления с юбилеем. Так держать и впредь. Крепко обнимаю.
Иногда и достойнейшие люди подвергаются критике. Однако время расставляет всё на свои места. Работая на максимуме сил и возможностей, вкладывая душу в своё дело, удаётся решить, казалось бы, невыполнимые задачи. Так и Игорь Александрович Спиридонов благодаря профессионализму и личным качествам прошёл все ступени карьерного роста и пользуется заслуженным авторитетом.
Игорь Александрович Спиридонов – несомненный лидер, преданный делу, заботящийся не только о результате, но и команде, о единомышленниках, его окружающих. Потому его все любят, ценят, уважают. Никогда не забывает поздравить с памятной датой – будь это рождение ребёнка или Новый год. Всегда находит время поговорить с друзьями, напомнить о себе. Раньше это было больше по служебным делам, теперь – по-дружески.
Находясь на должности заместителя главы города, руководителя департамента градостроительства, а затем советника главы города Тюмени, Игорь Александрович Спиридонов начал заниматься вопросами объединения строительных организаций в деловой клуб строителей, в дальнейшем переросший в Союз строителей Тюменской области.
Под руководством Игоря Александровича Союз СТО активно участвует в мероприятиях, проводимых Тюменской областной Думой, Правительством Тюменской области, Советом по защите малого и среднего бизнеса при областной прокуратуре, антимонопольном управлении.
Игорь Александрович Спиридонов - человек, который очень много дал строительному комплексу.
Импонирует, что он всегда выражает интересы строителей, коллективов строительного комплекса. Кроме того, что Спиридонов - компетентный специалист, настоящий строитель, он – родоначальник и истинный лидер Союза строителей Тюменской области. По-настоящему переживает за строительную отрасль, насущные вопросы комплекса.