Сегодня:
ТОР » Мнения » Андрей КОРОТЧЕНКО: Национальная система квалификаций. Аспекты регионального и отраслевого внедрения
18-03-2021, 15:46, Мнения

Андрей КОРОТЧЕНКО: Национальная система квалификаций. Аспекты регионального и отраслевого внедрения

Андрей КОРОТЧЕНКО: Национальная система квалификаций. Аспекты регионального и отраслевого внедрения
В экономике любой страны квалификация кадров играет важнейшую роль. По мнению исследователей из Финансового университета [1], с позиции оценки кадрового потенциала российская модель экономики сегодня представляет собой постиндустриальное общество без индустриального сектора. Постиндустриальная экономика предполагает незначительную занятость в промышленном секторе и сосредоточение работающего населения в сфере услуг. Такая модель базируется на предельно высокой производительности труда в индустриальном секторе, но в России это базовое условие не выполнено. Мы наблюдаем построение сервисного общества без несущих экономических конструкций. Произошел разрыв связей между образованием и реальным сектором экономики. Этому способствовал комплекс причин, среди которых: неадекватность запросов отраслей экономики к качеству привлекаемых кадров — не всегда работодатель может четко сформулировать квалификационный запрос к своему потенциальному сотруднику и уж тем более поддерживать этот запрос в актуальном состоянии, а образовательные организации, проявляя инертность в актуализации этого запроса, готовят кадры по устаревшим программным лекалам, все больше увлекаясь развитием «гибких навыков» и девальвируя ценность инженерных знаний.
Нивелировать влияние этих причин возможно, внедряя на уровне регионов и отраслей инструменты Национальной системы квалификаций (НСК). НСК действует в России с 2013 года. Элементами системы являются: профессиональные стандарты (ПС) — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, а также независимая оценка квалификаций (НОК) — процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям ПС или иным установленным квалификационным требованиям, проведенная центром оценки квалификации (ЦОК) в соответствии с Федеральным законом №238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций».
Чем же НСК может быть полезна участникам рынка труда? И почему необходимо рассматривать вопрос регионального и отраслевого внедрения?
Профессионал — это человек, ставший в какой-либо области деятельности высококлассным специалистом, получивший образование и практический опыт. В современном мире растет доля неформального образования и популярность EdTech-платформ. Ценность знаний и компетенций, полученных человеком в системе неформального образования, в большинстве случаев для потенциального работодателя неосязаема. Но эти знания и компетенции можно подтвердить на соответствие положениям профессионального стандарта. Формальное подтверждение наличием диплома или свидетельства о прослушивании курса отходит на второй план, важным становится сам факт обладания компетенциями. Соответственно, человек расширяет свои возможности на рынке труда, вводя «в оборот» свои компетенции из неформальных образовательных источников, а работодатель получает объективный профессиональный портрет. Для профессионала важно, что подтверждение принимается любым работодателем и не требует перепроверки, а у работодателя отпадает необходимость в создании и поддержании локальных систем описания профилей, компетенций и систем их оценки. Кроме того, процедуры подтверждения квалификации для работодателя — это фильтр, который убирает непрофессионалов с рынка труда. При использовании ПС можно защитить целую область конкретной деятельности от работников с низкой квалификацией либо неподходящими данными.
Профессиональные стандарты создаются экспертами из профессиональных сообществ, а следовательно, работодатели могут документально закреплять требования к специалистам, которые являются сигналом не только для актуализации образовательных стандартов и программ системы образования, но и для соискателей должностей, позволяя им самостоятельно и осознанно строить индивидуальный трек развития компетенций, исходя из своих карьерных целей.
Как видно — одни преимущества, так почему в России НСК до сих пор не внедрена «сверху»? В целом НСК — это выстроенная система. По отраслевым направлениям главенствующим звеном является Совет по профессиональным квалификациям (всего их 40), в рамках деятельности которых формируются планы на приоритетную разработку профессиональных стандартов. Всего в период с 2013 года по настоящее время уже разработано и утверждено около 1600 стандартов. Много это или мало — сложно сказать, но точно недостаточно для системного перехода и введения обязательности их применения законодательными актами. Многие ранее созданные ПС уже сейчас требуют актуализации, а развитие технологий вообще — создания новых квалификаций. Необходимо отметить, что процесс разработки ПС инерционный, период разработки и внедрения может занимать год и более. Таким образом, перспектива полного покрытия квалификаций профессиональными стандартами выглядит достаточно отдаленной. Аналогичная ситуация, с не менее высоким коэффициентом сложности реализации, обстоит и с созданием оценочных средств, сдерживая процесс системного масштабного внедрения.
Вместе с тем мы наблюдаем точечное внедрение в отдельных отраслях: лифтовое хозяйство; газовое хозяйство; контроль сварки и др. Например, в 2018 году вступили в силу новые правила эксплуатации лифтов, которые должны сделать их безопаснее и сократить число аварий. По этим правилам квалификация персонала, монтирующего или демонтирующего, обслуживающего лифты, должна соответствовать требованиям ПС. Совет по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли стал одним из самых активных среди отраслевых советов. Они создали по всей стране 37 центров оценки и приняли экзамены у 6000 специалистов.
Что стало причиной такой активности? К сожалению, событие января 2016 года, когда в московском жилом комплексе «Алые паруса» произошла трагедия со смертельным исходом: женщина упала в шахту из-за неисправности лифта. Виновным был признан электромеханик обслуживающей лифт компании.
Внедрение НСК в отраслях пока строится по схожему шаблону: «резонансное событие — активное внедрение». А ведь потери экономики из-за плохого качества работ и низкой производительности труда, обусловленные несоответствием квалификации работников, — не менее значимое «событие».
Как мы видим, НСК — относительно молодая система, созданные за этот период ПС пока не являются обязательными к применению и применяются только в тех случаях, когда это предусмотрено ТК РФ, федеральными законами, иными подзаконными актами. Вместе с тем, создавая ПС, можно учесть все нюансы и специфику будущей работы. Это особенно важно для профессий, которые связаны с определенным риском!
В целях снижения рисков человеческих жертв и ущерба окружающей среде, повышения производительности труда многие крупные компании уже не ждут и осознанно идут на создание своих систем внутренней и внешней (для сотрудников подрядных организаций) оценки знаний.
По сути создавая локальную корпоративную систему квалификационных требований и инструменты фильтрации, дублируя функции НСК, даже несмотря на ресурсозатратность этого мероприятия. Этот факт говорит о востребованности процедур оценки квалификации «здесь и сейчас», а значит, необходимо наращивать динамику внедрения НСК на региональном и отраслевом уровне.
Учитывая все вышесказанное, логичным и эффективным нам видится путь внедрения НСК, отталкиваясь от конкретных вопросов обеспечения промышленной безопасности. В качестве кейса по внедрению НСК мы готовы представить проект, к реализации которого уже приступили.
Кейс построен в сфере обеспечения безопасности в нефтяной и газовой промышленности: предупреждение газонефтеводопроявлений (ГНВП) и открытых фонтанов при строительстве и ремонте скважин. По этому направлению необходимость соблюдения условий безопасности при проведении работ требует от компаний обеспечить один раз в три года подготовку [2] и один раз в два года проверку знаний [3] специалистов разных уровней, задействованных в процессах внутрискважинных работ и бурении по курсу «Контроль скважины. Управление скважиной при ГНВП».
Учитывая тематическую направленность статьи и цели НОК, оставим за границами нашего кейса процесс подготовки специалистов [2] и сконцентрируемся только на проверке знаний [3].
Пункт 201 Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности [3] требует прохождения проверки знаний по контролю и управлению скважиной при ГНВП работникам, осуществляющим непосредственное руководство и выполнение работ по бурению, освоению, ремонту, реконструкции, консервации и ликвидации скважин, ведению геофизических работ и ПВР на скважинах один раз в два года. Но не регламентируется, кто уполномочен осуществлять такую проверку знаний. Как итог — проверка осуществляется силами и средствами компании, иногда формально, либо не осуществляется совсем.
Мы составили перечень должностей, подпадающих под требования п. 201 [3], их оказалось четырнадцать. Далее мы задались вопросом о наличии утвержденных профессиональных стандартов, соответствующих этим должностям, и об отображении в этих стандартах квалификационных требований по вопросам ГНВП, которые и требует проверять тот самый п. 201 один раз в два года. Всего было выявлено два профессиональных стандарта, квалификационные требования по вопросам ГНВП в которых отображены очень ограниченно. Учитывая, что и контрольно-оценочные средства для осуществления процедуры подтверждения соответствия квалификации по уже имеющимся ПС ранее не разрабатывались, то осуществить проверку знаний в рамках конкретных квалификационных требований (в нашем случае — по ГНВП) на современном этапе в системе НСК с привлечением независимых ЦОК не представляется возможным. Но реализация такого подхода к оценке соответствия конкретным квалификационным требованиям в рамках НСК вполне логична, потому как обеспечивается объективность процедуры, а значит, снижаются риски на производстве.
Инициатива уже упакована в план мероприятий по внедрению, предполагающий: внесение изменений в п. 201 [3] о наделении ЦОК полномочиями осуществлять проверку знаний по ГНВП, для синхронизации с Национальной системой квалификации; разработку и утверждение квалификационных требований по ГНВП с последующим обязательным включением этих требований в ПС; приоритетную разработку ПС для должностей, подпадающих под требования п. 201, а также разработку единого комплекса контрольно-оценочных средств.
Рассмотренный кейс достаточно локален, однако дает четкое представление о том, как может выглядеть один из возможных треков внедрения НСК на отраслевом уровне. Таких треков внедрения можно реализовать достаточно много, что, несомненно, требует подключения специалистов из различных отраслей. Такой подход мы и намерены реализовать в рамках деятельности Тюменского отделения Союза «Региональное объединение работодателей Тюменской области» Российского союза промышленников и предпринимателей.
 
1. Балацкий Е. В., Екимова Н. А. Модель российской экономики: постиндустриальное общество без индустриального сектора. Мир новой экономики. 2021; 15(2):29-46.
2. Инструкция по предупреждению газонефтеводопроявлений и открытых фонтанов при строительстве и ремонте скважин в нефтяной и газовой промышленности (РД 08-254-98).  Утв. Постановлением Гостехнадзора России №80 от 31.12.1998.
3. Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности». Утв. Приказом №534 от 15.12.2020 Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Просмотров: 319
Комментарии:
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда: