Сегодня:
ТОР » Персоны » ФАКТЫ о Викторе МУРАВЛЕНКО
ФАКТЫ о Викторе МУРАВЛЕНКО
ФАКТЫ о Викторе МУРАВЛЕНКО
советский организатор нефтяной и газовой промышленности, руководитель крупнейшего в нефтяной промышленности СССР предприятия «Главтюменьнефтегаз» в 1965—1977 годах
До Виктора Ивановича Муравленко работы по поиску и разработке нефтяных месторождений велись только зимой, когда можно было провезти по замерзшей земле технику, трубы и другое оборудование. А ведь даже на одну скважину требовалось более 200 тонн грузов. Виктор Иванович добился строительства постоянных дорог в условиях вечной мерзлоты, для чего создавались крупные дорожно-строительные управления с необходимой техникой, включая известные мощные японские бульдозеры «Комацу» и американские «Катерпиллеры», что позволяло строить бетонные дороги повсеместно. Теперь стало возможным добираться до буровых в любую погоду и любое время. Одновременно организовывались крупные трубопроводостроительные тресты и началась прокладка подземных нефтепроводов вместо малоэффективного транспорта по отправке нефти по рекам и даже по железнодорожным путям. Виктор Иванович добился строительства железной дороги Тюмень – Тобольск – Коротчаево, без которой сегодня не мыслят себя в Ноябрьске, Губкинском и далее на Севере.
Дата публикации: 23-12-2022, 14:18
Информация Биография Награды Мнения людей
  • После окончания школы Виктор Иванович поступил в Грозненский нефтяной институт, успешно окончил его и получил диплом по специальности «инженер по бурению нефтяных скважин». Почему юный шестнадцатилетний Виктор Муравленко, только что окончивший девятилетку на Кубани, выбрал именно эту профессию – буровика? Может быть, еще с детства тревожили его воображение рассказы станичников о первой буровой скважине возле их селения, где когда‑то местный фельдшер Иван Васильевич Муравленко, посадив сына Витьку на дроги, запряженные волами, повез его зачем‑то далеко в долину речушки Кудако, к потемневшему от времени обелиску. Два путника стояли у его подножия, а Витька читал по слогам, что в 1866 году на этом месте ударил первый нефтяной фонтан в России. И всю жизнь Виктор Иванович гордился, что первая буровая в России была построена на Кубани.
  • В. И. Муравленко защитил докторскую диссертацию по совокупности опубликованных им работ и книг. Это был солидный, интересный, содержательный доклад с высоким инженерным уровнем технических решений. Среди них в первую очередь – гидромониторные долота в сочетании с турбинным способом бурения; облегченные бурильные трубы из алюминиевых сплавов; прокладка знаменитых ледовых дорог в условиях топи и болот, способных работать круглый год; передвижные буровые установки на воздушной подушке и на железнодорожной основе; крупноблочный монтаж буровых конструкций и газотурбинный привод, и, конечно, решение многих практических задач по обустройству месторождений и северных городов, включая вопросы организации труда, диспетчерской связи и т. д.
  • Когда все только начиналось, Муравленко всерьез предлагали проложить по всей Западной Сибири тоннели метро. Речь шла даже о дирижаблях, которые возили бы оборудование на подвеске. Последнюю идею поддерживал Б. Е. Щербина. Все эти идеи рассматривались в Академии наук, на технических советах. «Хорошо, мы не против, – соглашался Муравленко, – только вы сделайте сначала причальную стойку для дирижабля». Никто, конечно, ее не сделал! А попробуй удержи дирижабль, да еще с оборудованием на подвеске! У нас одна буровая лебедка 25 тонн весила. Муравленко прекрасно знал, какие на Севере бывают ветры. Вот и возили оборудование на баржах по рекам да самолетами. Благо Виктору Ивановичу удалось договориться с генеральным конструктором Олегом Антоновым, и по особому разрешению Косыгина нам выделили «Антеи».
  • Когда Муравленко заскучал по преподавательской работе, недавно созданный индустриальный институт приобрел не только блестящего профессора – доку в нефтегазовом деле, но и замечательного спонсора. Виктор Иванович помог институту встать на ноги, послал декана на склады главка и велел взять все, что было необходимо. Таким образом, лаборатории института оснастились по последнему слову техники.
  • Виктор Иванович ко всем своим студентам относился как к родным детям. Они порою для него даже больше значили, чем работа в главке. Если он не успевал в институт, студенты приходили к нему в кабинет сдавать зачеты или прослушать лекцию. При этом Виктор Иванович откладывал все совещания и просил секретаря ни с кем его не соединять, даже с Москвой. Но спрашивал строго, поблажек никому не давал. Экзаменационную планку держал высоко.
  • Сын Виктора Муравленко Сергей: «Главное, что осталось в памяти об отце, – его необыкновенная доброта. Наша квартира была похожа на проходной двор. Буровые мастера, к которым у отца было особое отношение, запросто звонили нам домой, причем не только по производственным, но нередко и по своим личным делам. Люди понимали: они для этого большого начальника не „винтики“. Отец и сам постоянно наведывался к буровым мастерам домой, они там и чай пили, и „за жизнь“ говорили. Но доброту он сочетал с умением строить деловые отношения. Там, где надо было требовать, он делал это жестко».
  • Сергей Викторович Муравленко о своем детстве: «Сколько себя помню, слова „отец“ и „нефть“ в моем воображении всегда были рядом. Уже в те годы в детском сознании крепко оседали такие постоянно произносимые дома слова, как „буровая“, „фонтан“, „девон“, „долото“. Я очень хотел увидеть, что же это за штука – нефть, и был счастлив, когда отец взял меня с собой в одну из рабочих поездок в район. Брат Валерий уже работал буровым мастером, и отец отвез меня к нему. Сказать, что буровая машина произвела на меня впечатление, – значит ничего не сказать. Я был потрясен, восхищен, когда увидел, чем занимаются брат и отец…»
  • Муравленко считал, что без энергетического обеспечения двигаться дальше в развитии нефтянки нельзя. После 1965 года по его команде были подготовлены 13 энергопоездов. Они сплавлялись по Оби, Туре, Иртышу, Конде в основные места нефтедобычи – в Урай, Сургут, Нижневартовск, Стрежевой. Однако для этих поездов нужны были прочные фундаменты, дополнительные средства, новые решения. Тогда-то и появились быстроремонтируемые электростанции на базе газотурбинных авиационных моторов, которые могли работать на попутном нефтяном газе.
  • Галина Запорожец: «Муравленко должен был организовать добычу нефти. Я часто сравниваю Виктора Ивановича с Георгием Жуковым. Того тоже часто упрекали в чрезмерной жестокости, что он посылал на гибель людей. А он организатор! Да, там полк погиб, зато здесь десять дивизий спасли. Организаторы на жизнь смотрят иначе... С ним было интересно. С юмором все было в порядке, участвовал в розыгрышах. Веселый, смеялся как ребенок, до слез. Высоко образован. Мог сесть и сыграть на пианино, хорошо пел, хорошо играл на аккордеоне. Заядлый охотник, чучело подаренного им глухаря до сих пор у меня дома стоит. Но однажды заходит и говорит: „Все, больше на охоту не поеду, жалко зайцев, пищат, как дети“. И на самом деле – больше не ездил».
  • Под руководством Муравленко контора наращивала объемы буровых работ, увеличивала скорость проходки скважин. Независимость молодого руководителя и его принципиальность устраивали далеко не всех. В августе 1940 года в адрес Куйбышевского обкома ВКП(б) поступила докладная записка, где Муравленко обвинили в «преступной деятельности». Надо напомнить, что в те времена из-за такой формулировки людей снимали с работы и отдавали под суд. Избежать репрессий помогло новое предложение главка – уехать на работу на остров Сахалин в поселок Армудан.
  • У Муравленко в кабинете была прямая связь с правительством. Косыгин звонил ему по ВЧ каждую неделю, а Байбаков – через день. Как объяснить? Шел процесс. И в этом процессе принимали участие главы государства. Все наряды главка шли с красной полосой. Тюменской области давали всё, чтобы она быстрее развивалась. Потому что это надо было всем. Не надо забывать, что была холодная война. Нефть давала валюту стране, нефти надо было много. Поэтому давали всё, но и требовали соответственно.
  • Виктор Иванович подбирал команду таких же энтузиастов, как он сам. В первую очередь стал приглашать тех, кого знал по Куйбышеву, Татарии, Башкирии и Баку. Филановскому Муравленко отдал первую выделенную для главка квартиру, так как он сразу приехал с женой и двумя детьми, а сам поселился в гостинице «Заря». Одних будущих сотрудников главка размещали в гостинице «Заря», других – в наспех сколоченных деревянных бараках, где они оставляли свои семьи с вещами и выезжали на буровые и месторождения, чтобы оценить обстановку и разработать план работ.
  • Когда быстроремонтируемые электростанции на базе газотурбинных авиационных моторов доставили в Тюмень, здесь они застряли, потому что железных дорог еще не было, а по воде вывезти нельзя – лед. Надо ждать начало навигации. Но время уходит, и Муравленко вновь принимает нестандартное решение. Он договаривается с начальником легендарного авиационного конструкторского бюро, со знаменитым Антоновым. Тюмень такого еще не видела: в город прилетают два мощных «Антея» и вывозят к месту назначения эти уникальные станции!
  • Современные города на Севере – Урай, Нягань, Нефтеюганск, Нижневартовск и другие – обязаны своим рождением и развитием лично Виктору Ивановичу Муравленко. При этом Виктор Иванович был по-настоящему скромным человеком: жил в обычной трехкомнатной квартире, не имел ни дачи, ни машины. В. И. Грайфер, последний руководитель Главтюменнефтегаза, говорил о В. И. Муравленко: «Образно говоря, все мы, нефтяники­сибиряки, да и не только мы, – птенцы гнезда муравленковского».
  • Вспоминает А. Г. Власова: «Навстречу поднялся Виктор Иванович Муравленко – большой симпатичный мужчина, располагающий к себе. Подав руку, кивком предложил место напротив. Его глубокий внимательный взгляд, добрая улыбка умного, немного уставшего человека, неторопливая мягкая речь и безупречная логика не оставляли сомнений в том, что передо мной не чиновник, а надежный и мудрый учитель, человек, подключенный к источникам огромного напряжения, ответственности, наполненным неведомым мне содержанием, смотревший на меня, а видевший намного больше и дальше, чем мне тогда, в кабинете, могло показаться».
  • До Муравленко работы по поиску и разработке нефтяных месторождений велись только зимой, когда можно было провезти по замерзшей земле технику, трубы и другое оборудование. А ведь даже на одну скважину требовалось более 200 тонн грузов. Виктор Иванович добился строительства постоянных дорог в условиях вечной мерзлоты, для чего создавались крупные дорожно-строительные управления с необходимой техникой, включая известные мощные японские бульдозеры «Комацу» и американские «Катерпиллеры», что позволяло строить бетонные дороги повсеместно. Теперь стало возможным добираться до буровых в любую погоду и любое время. Одновременно организовывались крупные трубопроводостроительные тресты и началась прокладка подземных нефтепроводов вместо малоэффективного транспорта по отправке нефти по рекам и даже по железнодорожным путям. Виктор Иванович добился строительства железной дороги Тюмень – Тобольск – Коротчаево, без которой сегодня не мыслят себя в Ноябрьске, Губкинском и далее на Севере.
  • В честь Муравленко названы город в Тюменской области, один из крупнейших в нефтяной промышленности НИИ «Гипротюменнефтегаз», средняя школа в посёлке Парфёново Тюменской области, горный перевал через хребет Сунтар-Хаята, улицы в Тюмени, Жигулёвске.
  • По заказу Министерства газовой промышленности на Хельсинкской судоверфи в Финляндии построено буровое судно, названное в честь Муравленко.
  • В 2007 году самолёту Ту-154М авиакомпании «ЮТэйр» (UTair Aviation) было присвоено имя «Виктор Муравленко» (бортовой номер RA-85796) за то, что в период руководства «Главтюменнефтегазом» Муравленко внёс значительный вклад в развитие гражданской авиации в регионе. Позже это имя получил самолёт Boeing 737—800 (номер VQ-BJF) той же компании. Его предприятие занималось финансированием строительства взлётно-посадочных полос, аэропортов, улучшения бытовых условий авиаторов. В декабре 2007 года имя Муравленко присвоено нефтяной скважине Северо-Качкарского месторождения.
  • По итогам конкурса «Великие имена России» в 2018 году аэропорт города Нижневартовск было решено назвать именем Виктора Муравленко. 31 мая 2019 года указом Президента РФ имя Виктора Муравленко официально присвоено аэропорту Нижневартовска.
  • Губернатор Тюменской области Владимир Якушев на торжественном приёме ветеранов нефтегазового комплекса региона, посвящённого 95-летию со дня рождения Муравленко, отметил: «Являясь руководителем крупнейшего главка, он практически с нуля осваивал огромную территорию, не забывая о строительстве жилья и дорог, об условиях труда и отдыхе людей. Я понимаю ощущения человека, который работает с подобными проблемами, поскольку мне как губернатору области тоже приходится их решать». Решением Тюменской областной Думы, губернатора Тюменской области и Тюменского областного общественного Фонда имени Виктора Муравленко в течение многих лет присуждается премия имени Муравленко.


Родился 25 декабря 1912 года в станице Незамаевская, ныне Павловского района Краснодарского края. В 1936 году окончил Грозненский нефтяной институт в городе Грозный по специальности «инженер по бурению нефтяных и газовых скважин». Трудовую карьеру начал на нефтепромысле в Чечено-Ингушской АССР. С 1936 года служил в Красной Армии, учился в кавалерийской школе.
С конца 1930-х годов работал в Сызрани мастером на буровой треста «Сызраньнефть», затем был назначен директором Сызранской конторы бурения.
В 1940—1946 годах — директор конторы бурения, начальник разведки, главный инженер треста, начальник отдела добычи и бурения нефтекомбината на Сахалине.
В 1949 году возглавил трест «Ставропольнефть», затем — объединение «Куйбышевнефть». Под его руководством было освоено Мухановское месторождение.
В 1960—1965 годах — заместитель председателя Куйбышевского совнархоза, начальник управления нефтяной промышленности Средне-Волжского совнархоза.
С 1965 года Муравленко работал в Тюменской области. С сентября 1965 года — начальник главного Тюменского производственного управления по нефтяной и газовой промышленности Совнархоза РСФСР (Главтюменнефтегаз). Принимал активное участие в создании важной энергетической базы СССР в Западной Сибири и её инфраструктуры.
Преподавал на нефтепромысловом факультете Куйбышевского политехнического института, на кафедре бурения Тюменского индустриального института. Принимал участие в деятельности Государственной приёмной комиссии института.
В 1972 году награждён Государственной премией СССР «за разработку и внедрение комплекса технико-технологических и организационных решений, обеспечивших в сложноклиматических условиях ускоренное создание нового нефтедобывающего района».
Избирался членом Тюменского обкома КПСС, делегатом трёх съездов КПСС, депутатом Верховного Совета СССР.
Умер 15 июля 1977 года в Москве.
В год его смерти Главтюменнефтегаз разрабатывал 28 нефтяных месторождений: Самотлорское, Мамонтовское, Фёдоровское, Варьеганское, Южно-Сургутское, Усть-Балыкское. В этот год добыча нефти в Тюменской области достигла 211 млн. тонн.
Герой Социалистического Труда (1966), награждён четырьмя орденами Ленина (1949, 1959, 1966, 1976), орденом Октябрьской Революции (1971), значком «Отличник нефтяной промышленности СССР» (1966), медалями.
Лауреат Ленинской (1966) и Государственной (1972) премий, звания «Почётный нефтяник» (1970).
председатель Совета Союза нефтегазопромышленников России

«Осваивать сибирскую нефть по плечу только людям, отказавшимся от шаблонов», – эти слова Виктора Ивановича Муравленко не случайно отлиты в бронзе в городе на Ямале, названном в его честь. Сам нефтяной маршал был именно таким – нестандартным, уникальным, единственным в своем роде, и смог собрать вокруг себя таких же штучных людей.
заслуженный работник Минтопэнерго РФ, заслуженный работник нефтяной промышленности Тюменской области, почетный гражданин города Муравленко, общественный деятель Тюменской области

Виктор Иванович Муравленко двенадцать лет добросовестно и творчески работал в Тюменской области. Под его руководством был создан Тюменский нефтегазовый комплекс, о чем написано многое и многими. Я же хочу поделиться некоторыми воспоминаниями о его особенных человеческих качествах.
директор представительства ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» в Тюмени

В. И. Муравленко одинаково легко удавалось выстроить нужную линию общения со всеми, начиная от первых лиц страны и заканчивая простыми рабочими. Его считали своим другом или по крайней мере добрым знакомым многие люди – от председателя правительства СССР и руководителя Госплана страны до оператора по добыче нефти или буровика.
Те, кому доводилось хотя бы непродолжительное время работать под началом Муравленко, верили ему безоговорочно, шли за ним. Поэтому на старте освоения Западной Сибири Виктору Ивановичу довольно быстро удалось собрать команду, которой по плечу была эта грандиозная задача.
почетный работник топливно-энергетического комплекса, заслуженный нефтегазостроитель России

Время все дальше отодвигает нас от героических трудовых будней 60–80-х годов прошлого века, когда усилиями всего народа был в короткие сроки создан невиданный ни по объемам, ни по темпам развития нефтегазовый комплекс Советского Союза. Среди первых, кто поднимал эту «целину», был Виктор Иванович Муравленко.
почетный работник топливно-энергетического комплекса, заслуженный нефтегазостроитель России

Время все дальше отодвигает нас от героических трудовых будней 60–80-х годов прошлого века, когда усилиями всего народа был в короткие сроки создан невиданный ни по объемам, ни по темпам развития нефтегазовый комплекс Советского Союза. Среди первых, кто поднимал эту «целину», был Виктор Иванович Муравленко.
д. т. н., профессор, академик РАЕН, заслуженный работник Минтопэнерго России, почетный нефтяник Тюменской области


Виктор Иванович и его соратники понимали, что без квалифицированных специалистов и поддержки науки сложные задачи по освоению недр в суровых природно-климатических и незнакомых еще геолого-технических условиях не решить, тем более такими высокими темпами, которые в тот период развития народного хозяйства требовали объективные условия планирования.
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда: